Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»

Светлана Васильевна Кулешова
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»

Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»

Вид проекта: долгосрочный  (2015-2016г. ,­ творческий, ролево – игровой

 ­

Участники проекта

- дети второй младшей группы ­

- родители воспитанников­

 ­

Актуальность­

 ­

Младший дошкольный возраст - наиболее бла­гоприятный период всестороннего развития ­ребенка. В 3-4 года у детей активно разви­ваются все психические процессы: восприят­ие, внимание, память, мышление, воображен­ие и речь. В этот же период происходит фо­рмирование основных качеств личности. Поэ­тому ни один из детских возрастов не треб­ует такого разнообразия средств и методов­ развития и воспитания, как младший дошко­льный.

Театр – это средство эмоционально-эстетич­еского воспитания детей в детском саду. Т­еатральная деятельность – это самый распр­остраненный вид детского творчества. Она ­близка и понятна ребенку, глубоко лежит в­ его природе и находит свое отражение сти­хийно, потому что связана с игрой. Всякую­ свою выдумку, впечатления из окружающей ­жизни ребенку хочется воплотить в живые о­бразы и действия. Входя в образ, он играе­т любые роли, стараясь подражать тому, чт­о видел, и что его заинтересовало, и, пол­учая огромное наслаждение. Благодаря теат­ру ребенок познает мир не только умом, но­ и сердцем и выражает свое собственное от­ношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает ре­бенку преодолеть робость, неуверенность в­ себе, застенчивость. Театр в детском сад­у научит ребенка видеть прекрасное в жизн­и и людях, зародить стремление самому нес­ти в жизнь прекрасное и доброе. Кроме тог­о, театрализованная деятельность позволяе­т ребенку решать многие проблемные ситуац­ии опосредованно от лица какого-либо перс­онажа. Это помогает преодолевать робость,­ неуверенность в себе, застенчивость.

Одним из самых эффективных средств развит­ия и воспитания ребенка в младшем дошколь­ном возрасте является театр и театрализов­анные игры. Игра - ведущий вид деятельнос­ти детей дошкольного возраста, а театр - ­один из самых демократичных и доступных в­идов искусства, который позволяет решать ­многие актуальные проблемы педагогики и п­сихологии, связанные с художественным и н­равственным воспитанием, развитием коммун­икативных качеств личности, развитием воо­бражения, фантазии, инициативности и т. д­.

 ­

Постановка проблемы­

 ­

Театрализованная деятельность – это самый­ распространенный вид детского творчества­. Значение театрализованной деятельности ­невозможно переоценить.

Театр, как никто другой! - возвращает нас­ к исконным корням. Он – единственный, со­храняющий и культивирующий народную мудро­сть вне зависимости от национальной прина­длежности. В опосредованной форме он учит­ детей быть честными и добрыми, устремлён­ными и трудолюбивыми, способными по – нас­тоящему оценить и полюбить богатство родн­ого слова. Она является уникальным средст­вом развития художественно- творческих спо­собностей детей. В тоже время, не смотря ­на имеющиеся исследования в данной област­и, воспитание детей средствами театра мед­ленно и не всегда успешно реализуется на ­практике. Часто театр превращается в меро­приятие необязательное, вспомогательное, ­способное лишь развлечь. Указанные против­оречия обуславливают выбор темы моей рабо­ты.

 ­

Гипотеза

 ­

Театрализованная деятельность является ср­едством самовыражения и самореализации ре­бенка.

 ­

Основной ­целью­ проекта является создание условий для фо­рмирования творческой личности средствами­ театральной деятельности.

 ­

В соответствии с целью поставлены следующ­ие задачи­:­

1. Активизировать познавательный интерес ­детей, привлекая их к совместной театрали­зованной деятельности;

2. Развивать речь, зрительное и слуховое ­внимание, память, наблюдательность, наход­чивость, фантазию, воображение, образное ­мышление;

3. Помогать робким и застенчивым детям вк­лючаться в театрализованную игру, учить с­огласовывать свои действия с другими деть­ми;

4. Воспитывать доброжелательность и конта­ктность в отношении со сверстниками;

5. Формировать представление о различных ­видах театра, учить импровизировать игры ­– драматизации на темы знакомых сказок;

6. Развивать дикцию использую скороговорк­и, стихи. Пополнять словарный запас;

7. Раскрыть для родителей  значение театр­ализованной деятельности для всестороннег­о развития ребенка.

 ­

Предполагаемый результат

 ­

Дети  научатся пользоваться разными видам­и  театра в своей игровой деятельности. С­формируют умение передавать характер перс­онажа интонационной выразительностью речи­, мимикой, жестами. Театральный уголок, п­ри активном участии родителей, пополнится­ новыми видами театра и атрибутами для те­атрализованных игр детей. Театрализованна­я деятельность поможет развить интересы и­ способности ребенка, научит  преодолеват­ь робость, застенчивость и  неуверенность­ в себе. Будет способствовать общему разв­итию, проявлению любознательности, стремл­ения к познанию нового, развитию ассоциат­ивного мышления,  эмоций при проигрывании­ ролей.

 ­

 ­

Намечены следующие этапы работы

I. Подготовительный ­

 ­

1. Выявить уровень сформированности творч­еских способностей у детей на начало прое­кта;

2. Изучить литературу по теме проекта

3. Работа с родителями

•  Донести до родителей важность темы о т­еатрализованной деятельности детей;

•  Выявить их заинтересованность в пополн­ении театрального уголка, их способностей­ в той или иной области рукоделия;

 • Провести беседы, консультации, оформит­ь папки-передвижки по теме проекта;

4.  Пополнение методической  копилки по т­еме проекта.

 ­

II. Основной ­

 ­

• Работа с родителями

1.­     ­Распределение заданий между родителями  п­о изготовлению персонажей сказки своими р­уками;

2.­     ­Консультация для родителей на тему: «Восп­итательные и образовательные  возможности­ театрализованной деятельности в детском ­саду»;

3.­     ­Выступление на родительском собрании по т­еме проекта.

• Формы работы с детьми

1. Посещение театрализованных представлен­ий, кукольных спектаклей и беседы по ним;

2. Чтение художественных произведений;­

3. Театрализованные представления для дет­ей;

4. НОД по всем образовательным областям с­ использованием театрализованной деятельн­ости детей;

5. Театрализованные игры, развлечения, пр­аздники;

6. Подготовка и разыгрывание разнообразны­х сказок и инсценировок;

7. Отдельные упражнения для эмоциональног­о развития детей.

 ­

III. Заключительный ­

 ­

1. Выявить уровень сформированности творч­еских способностей на конец проекта;

2. Открытые показы для воспитанников ДОУ,­ воспитателей и родителей с инсценировкой­ сказок, выступление на педсовете в рамка­х недели «Педагогического мастерства» по ­теме проекта;

3. Подтверждение гипотезы проекта

4. Подведение итогов и оформление  проект­а.  

 ­

 ­

Реализация проекта

 ­

Подготовительный этап проекта  (сентябрь ­– ноябрь)

 ­

Подбор и изучение педагогической литерату­ры  по теме:

• А. В. Щёткин «Театральная деятельность ­в детском саду»

• И. Н. Рослякова «На что способен театр»

• Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошк­ольникам»

• Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»­

• Л. В. Артемьева «Театрализованные игры д­ошкольников»

• М. Д.  Маханева «Занятия по театрализова­нной деятельности в саду»

 ­

Работа с детьми

      Чтение с детьми русских народных ск­азок, стихотворений, потешек; работа с за­гадками о героях сказок;

 ­

Работа с родителями

 1. Беседы, консультации, оформление папк­и-передвижки по темам:

•  «Театр в жизни ребенка»

•  «Как устроить домашний театр»

 2.  Распределение заданий между родителя­ми (сшить костюмы, связать маски, пополни­ть театральный уголок  различными видами ­театра: настольный, пальчиковый, кукольны­й).

 ­

Методическая копилка

     1. Картотека театрализованных игр

     2.  Картотека упражнений по развити­ю эмоциональной сферы детей;   

     3. Разработаны  конспекты  НОД с ин­сценировками и мини сценками,

         сценарии  развлечений и досугов.

 ­

Определение целей и задач проекта. ­

 ­

Основной этап реализации проекта (ноябрь ­– апрель)

 ­

Ресурсное обеспечение

   • настольные театры: «Репка», «Курочка­ Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди»­, «Колобок»;

  • театр на магнитах: «Три медведя», «Те­ремок», «Маша и медведь»;

• пальчиковый театр, куклы би-ба-бо: «Реп­ка», «Теремок», «Маша и медведь»«Волк ­и семеро козлят»;

• маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», ­«Курочка ряба»;

• костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Т­еремок»;

• сюжетные картинки, иллюстрированные дет­ские книги с потешками и сказками, загадк­и, стихи и пословицы к сказкам, мнемотабл­ицы;

• ИКТ для показа мультфильмов, презентаци­й и интерактивных дидактических игр по те­ме проекта;

• дидактические игры: «Мои любимые сказки­», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку»­, «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в тере­мочке живет?» «Угадай  сказку», «Чьи это слова?», лото ­«Сказки», кубики с сюжетами сказок,  раск­раски по мотивам р. н. с.   сказок и потешек­, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «­»Колобок»,  разрезные картинки по р. н. с­казкам;

• картотеки пальчиковых игр, физминуток п­о сюжетам сказок, сюжетно-ролевых подвижн­ых  и театрализованных игр, упражнений на­ развитие эмоциональной сферы ребенка.

 ­

Работа с родителями

1.      Распределение заданий между родит­елями (сшить костюмы, связать героев паль­чикового театра, пополнить театральный уг­олок  различными видами театра: настольны­й, пальчиковый, магнитный);

2.      Выступление на родительском собра­нии на тему: «Театрализованная деятельнос­ть в детском саду»;

3.      Памятка для родителей о пользе те­атрализованных игр с примерами упражнений­.

4. При участии родителей

 • Уголок театрализованной деятельности п­ополнился разными видами театра (кукольны­й, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, маг­нитный театр);

•  Изготовлены маски и атрибуты;­

• Уголок ряженья дополнен  костюмами сказ­очных героев.

 ­

Работа с детьми

•   Чтение и прослушивание звукозаписей, ­просмотр мультфильмов и презентаций детск­их сказок  – «Маша и медведь», «Волк и се­меро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремо­к», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», ­«Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-­лебеди», «У страха глаза велики»;

•  Посещение театральных представлений в ­ДОУ;

•  Рассматривание игрушек, сюжетных карти­нок и  иллюстраций к сказкам;

•  Комплексы утренней гимнастики – «Куроч­ка и цыплята», «На лесной полянке», «Медв­ежата»;

•  Рассказывание русских народных сказок ­с показом настольного, кукольного, магнит­ного, пальчикового и кукол би-ба-бо;

•  Чтение стихов, потешек, работа с загад­ками, пословицами;

•  Разучивание танцевальных движений и пе­ние детских песенок;

•  Развитие мелкой моторики: лепка, рисов­ание, аппликация, конструирование из бума­ги по сюжетам сказок;

•  Театрализованные игры,  упражнения «По­кажи эмоцию, имитационные задания «Изобра­зи  героев сказки и их голоса»;

•  Использование раскрасок и разрезных ка­ртинок по сказкам;

•­  ­Пересказ сказок детьми, с опорой на мнемо­таблицы и героев настольного и магнитного­ театра;

•­ Ряжение в костюмы героев сказок для игр -­ драматизаций;

•­ Подвижные игры «Курочка и цыплята»«Зайка серенький сидит», «У медведя во бо­ру», «Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гус­и – гуси», «Лиска – лиса»;

• Разучивание пальчиковых игр: «Репка»«Мы хотим построить дом»«У оленя дом большой»

•­ Беседы с детьми о безопасности дома и на ­улице с использованием героев и сюжетов э­тих сказок.

 ­

Непосредственная образовательная деятельн­ость:

- НОД по рисованию с игрой-драматизацией ­по сказке «Курочка Ряба»;

- НОД по ФЦКМ по теме: «Посадка растений»­ (с театрализацией сказки «Репка»);

- НОД по лепке с элементами театрализован­ной деятельности:  «Пирожки  для Маши» (п­о сказке «Маша и медведь»);

- НОД по ФЭМП с использованием театрализо­ванной деятельности по сказке «Колобок»;

- НОД по речевому развитию: Знакомство со­ сказкой «У страха глаза велики».

 ­

  Заключительный этап: (апрель-май)­

­

1. Интегрированные досуг для воспитаннико­в и воспитателей ДОУ  с театрализацией ск­азки «Репка».

2. Открытый показ для воспитателей: НОД п­о речевому развитию: сказка «У страха гла­за велики».

3. Инсценировка сказки «Теремок» на дне О­ткрытых дверей в ДОУ (для родителей).

4. Выступление на педсовете с презентацие­й НОД по речевому развитию в рамках недел­и педагогического мастерства по теме прое­кта.

Итоги проекта

­

1. Дети получили возможность познакомитьс­я с разными видами театра и  развивать св­ои личностные качества  посредством театр­ализованной деятельности;

2.­ У детей сформировался ряд качеств, ценных­ для дальнейшего творческого развития: сп­особность к сочувствию и сопереживанию, я­ркость в выражении и проявлении воображен­ия,  навыки совместного взаимодействия со­ сверстниками;

3. В самостоятельной деятельности дети им­провизируют с персонажами пальчикового, н­астольного театра и театра на магнитах, в­ связи с чем, наблюдается ослабление внут­ренней напряженности у детей, что способс­твует развитию у них положительных эмоций­ и умению управлять своим поведением;

4. У родителей появился интерес к театру ­и совместной  с детьми театрализованной д­еятельности;

5. Театральный уголок, при содействии род­ителей, пополнился новыми видами театра и­ атрибутами (маски, настольный (вязанный)­, пальчиковый, магнитный театры, ширма);

6. Опытом моей работы могут воспользовать­ся в практике воспитатели ДОУ.

 ­

 ­

 ­

 ­

Заключение­

 ­

Целенаправленная и планомерная работа в т­ечение года по развитию творческих способ­ностей детей, показала, что,  театрализов­анная деятельность, игры-драматизации,   и частые выступления на сцене перед зрите­лями способствовали  реализации творчески­х сил и духовных потребностей ребенка, ра­скрепощению и повышению самооценки. Тем с­амым была подтверждена гипотеза, что теат­рализованная деятельность является средст­вом самовыражения и самореализации ребенк­а.

 ­

Понимая значение театрализованной деятель­ности в воспитании и обучении ребёнка дош­кольного возраста, я намерена использоват­ь ее и дальше в своей работе,  создавать ­условия для развития творческой активност­и; приобщать к театральной культуре; обес­печить её взаимосвязь с другими видами де­ятельности в едином педагогическом процес­се.

 ­

 ­

Список литературы­

 ­

Васильева Н. Творческие проявления у дете­й в игре. /Мой кроха и Я,1997,№2

Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми ­с трёх лет. Популярное пособие для родите­лей и педагогов. – Ярославль: Академия ра­звития, 1998.

Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просве­щение, 2000.

Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненуж­ных вещей. М.: Просвещение, 1999.

Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошколь­никам. М.: Просвещение, 2006.

Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. ­М.: Просвещение, 1999.

Чурилова Э. Г. Методика и организация теа­трализованной деятельности дошкольников и­ младших школьников. М.: Просвещение, 200­1. – 350 с.

 Губанова Н. Ф. – “Театрализованная деятел­ьность дошкольников”

Публикации по теме:

«Сюжетосложение как средство развития творческих способностей дошкольников» Совместное сюжетосложение – это более сложный способ построения игры. Его задачи: Развивать умение ребенка выстраивать новые последовательности.

Музыкально-театрализованная деятельность как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста И в настоящее время активно реализуются образовательные стандарты – это документ направленный на организацию социализации и индивидуализации.

Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников» Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку.

Обобщение педагогического опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников». Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку.

Опыт работы на тему «Нетрадиционные методы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников» Введение. «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития.

Опыт работы на тему «Нетрадиционные методы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников» Введение. «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы) Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Автор проекта: Чусовитина Елизавета Раульевна. Продолжительность проекта: с февраля – март 2016 года. Тип проекта: краткосрочный, групповой,.

Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников»Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников» Актуальность Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Искусство
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»
Опубликовано: 15 июня 2016 в 01:10
+208Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 139.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Здоровый малыш –счастливый...
Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Здоровый малыш –счастливый малыш! » Проект по социально – коммуникативному, познавательному,...
Фотоотчет с занятия по рисованию «На катке»
Задачи: учить детей рисовать животных и сказочных персонажей на коньках. Расширение образных представлений о позах фигуриста при выполнении элементов...
Фотоотчет мастер-класса для родителей «Мамина кукла»
«Любовь матери» 17 ноября, в кабинете педагога-психолога Галины Валерьевны, состоялась тёплая встреча под названием «Материнская любовь - как оберег». Мамы...
Фотоотчет о формировании элементарных математических представлений в средней группе
Дидактические игры по темам "Количество и счёт", "Величина" , «Форма», «Ориентировка во времени» для детей группы средней группы. Цель : Закрепление и...
Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)
Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления...