Светлана Васильевна Кулешова
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по теме : Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников
Вид проекта : долгосрочный (2015-2016г. , творческий, ролево – игровой
Участники проекта :
Публикация «Проект „Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- дети второй младшей группы
- родители воспитанников
Актуальность
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно разви ваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Постановка проблемы
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.
Гипотеза:
Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Основной целью проекта является создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи :
1. Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности;
2. Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
3. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру, учить согласовывать свои действия с другими детьми;
4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
5. Формировать представление о различных видах театра, учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок;
6. Развивать дикцию использую скороговорки, стихи. Пополнять словарный запас;
7. Раскрыть для родителей значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка.
Предполагаемый результат:
Дети научатся пользоваться разными видами театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Театральный уголок, при активном участии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами для театрализованных игр детей. Театрализованная деятельность поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе. Будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при проигрывании ролей.
Намечены следующие этапы работы:
I. Подготовительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей на начало проекта;
2. Изучить литературу по теме проекта;
3. Работа с родителями:
• Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;
• Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;
• Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта;
4. Пополнение методической копилки по теме проекта.
II. Основной
• Работа с родителями:
1. Распределение заданий между родителями по изготовлению персонажей сказки своими руками;
2. Консультация для родителей на тему: «Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности в детском саду»;
3. Выступление на родительском собрании по теме проекта.
• Формы работы с детьми:
1. Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним;
2. Чтение художественных произведений;
3. Театрализованные представления для детей;
4. НОД по всем образовательным областям с использованием театрализованной деятельности детей;
5. Театрализованные игры, развлечения, праздники;
6. Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
7. Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.
III. Заключительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей на конец проекта;
2. Открытые показы для воспитанников ДОУ, воспитателей и родителей с инсценировкой сказок, выступление на педсовете в рамках недели «Педагогического мастерства» по теме проекта;
3. Подтверждение гипотезы проекта;
4. Подведение итогов и оформление проекта.
Реализация проекта :
Подготовительный этап проекта (сентябрь – ноябрь)
Подбор и изучение педагогической литературы по теме:
• А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»
• И. Н. Рослякова «На что способен театр»
• Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам»
• Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»
• Л. В. Артемьева «Театрализованные игры дошкольников»
• М. Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в саду»
Работа с детьми:
Чтение с детьми русских народных сказок, стихотворений, потешек; работа с загадками о героях сказок;
Работа с родителями:
1. Беседы, консультации, оформление папк и-передвижки по темам:
• «Театр в жизни ребенка»;
• «Как устроить домашний театр».
2. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить театральный уголок различными видами театра : настольный, пальчиковый, кукольный).
Методическая копилка:
1. Картотека театрализованных игр;
2. Картотека упражнений по развитию эмоциональной сферы детей;
3. Разработаны конспекты НОД с инсценировками и мини сценками,
сценарии развлечений и досугов.
Определение целей и задач проекта.
Основной этап реализации проекта (ноябрь – апрель)
Ресурсное обеспечение:
• настольные театры : «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Колобок»;
• театр на магнитах : «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь»;
• пальчиковый театр, куклы би-ба-бо: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»;
• маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба»;
• костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Теремок»;
• сюжетные картинки, иллюстрированные детские книги с потешками и сказками, загадки, стихи и пословицы к сказкам, мнемотаблицы;
• ИКТ для показа мультфильмов, презентаций и интерактивных дидактических игр по теме проекта;
• дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам р. н. с. сказок и потешек, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «»Колобок», разрезные картинки по р. н. сказкам;
• картотеки пальчиковых игр, физминуток по сюжетам сказок, сюжетно-ролевых подвижных и театрализованных игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Работа с родителями:
1. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать героев пальчикового театра, пополнить театральный уголок различными видами театра : настольный, пальчиковый, магнитный);
2. Выступление на родительском собра нии на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду»;
3. Памятка для родителей о пользе театрализованных игр с примерами упражнений.
4. При участии родителей:
• Уголок театрализованной деятельности пополнился разными видами театра (кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театр);
• Изготовлены маски и атрибуты;
• Уголок ряженья дополнен костюмами сказочных героев.
Работа с детьми:
• Чтение и прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов и презентаций детских сказок – «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики»;
• Посещение театральных представлений в ДОУ;
• Рассматривание игрушек, сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам;
• Комплексы утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке», «Медвежата»;
• Рассказывание русских народных сказок с показом настольного, кукольного, магнитного, пальчикового и кукол би-ба-бо;
• Чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами;
• Разучивание танцевальных движений и пение детских песенок;
• Развитие мелкой моторики : лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги по сюжетам сказок;
• Театрализованные игры, упражнения «Покажи эмоцию, имитационные задания «Изобрази героев сказки и их голоса»;
• Использование раскрасок и разрезных картинок по сказкам;
• Пересказ сказок детьми, с опорой на мнемотаблицы и героев настольного и магнитного театра;
• Ряжение в костюмы героев сказок для игр - драматизаций;
• Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гуси – гуси», «Лиска – лиса»;
• Разучивание пальчиковых игр: «Репка», «Мы хотим построить дом», «У оленя дом большой»;
• Беседы с детьми о безопасности дома и на улице с использованием героев и сюжетов этих сказок.
Непосредственная образовательная деятельность :
- НОД по рисованию с игрой-драматизацией по сказке «Курочка Ряба»;
- НОД по ФЦКМ по теме: «Посадка растений» (с театрализацией сказки «Репка»);
- НОД по лепке с элементами театрализованной деятельности : «Пирожки для Маши» (по сказке «Маша и медведь»);
- НОД по ФЭМП с использованием театрализованной деятельности по сказке «Колобок»;
- НОД по речевому развитию : Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».
Заключительный этап: (апрель-май)
1. Интегрированные досуг для воспитанников и воспитателей ДОУ с театрализацией сказки «Репка».
2. Открытый показ для воспитателей: НОД по речевому развитию : сказка «У страха глаза велики».
3. Инсценировка сказки «Теремок» на дне Открытых дверей в ДОУ (для родителей).
4. Выступление на педсовете с презентацией НОД по речевому развитию в рамках недели педагогического мастерства по теме проекта.
Итоги проекта :
1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и развивать свои личностные качества посредством театрализованной деятельности;
2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития : способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками;
3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;
4. У родителей появился интерес к театру и совместной с детьми театрализованной деятельности;
5. Театральный уголок, при содействии родителей, пополнился новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный (вязанный), пальчиковый, магнитный театры, ширма);
6. Опытом моей работы могут воспользоваться в практике воспитатели ДОУ.
Заключение
Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей детей, показала, что, театрализованная деятельность, игры-драматизации, и частые выступления на сцене перед зрителями способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе, создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Список литературы
Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре. /Мой кроха и Я,1997,№2
Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Доронова Т. Н. Играем в театр. М. : Просвещение, 2000.
Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М. : Просвещение, 1999.
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М. : Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М. : Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М. : Просвещение, 2001. – 350 с.
Губанова Н. Ф. – “Театрализованная деятельность дошкольников”