Приложение МААМ

«Чье ты носишь имя, улица моя?» Из опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников (5 фото)

Ольга Сахарова
«Чье ты носишь имя, улица моя?» Из опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие интереса у старших дошкольников к познанию своей малой родины – одно из важнейших условий формирования нравственно-патриотических чувств. В связи с этим, знакомство с улицами родного города, особенно с теми, на которых проживают дети, так называемыми «родными» улицами, очень важно в становлении у них таких нравственных чувств как гражданственность, любовь к родному городу, чувство сопричастности к тому, что их окружает.

Публикация «„Чье ты носишь имя, улица моя?“ Из опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников» размещена в разделах

Проводя работу в данном направлении, мы – педагоги дошкольных образовательных учреждений, зачастую сталкиваемся с проблемой дефицита материалов об улицах города. Хорошо, если они имеют богатую историю своего существования – знаменитых людей, в честь которых названы, интересные объекты, памятники и т. д. А если это микрорайон небольшого районного города или его окраина? Как заинтересовать детей, что интересного можно рассказать, чтобы вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка?

Небольшой наш микрорайон, в народе именуемый Завокзальным, имеет всего девять коротких улочек. Когда-то два его завода – кирпичный и авторемонтный были известны во всей Вологодской области и за её пределами. Сейчас они тихо доживают свой век. Кроме них здесь существуют несколько небольших частных предприятий, ряд магазинчиков и (что очень хорошо) Физкультурно-оздоровительный комплекс и детский клуб «Салют».

Однако, какие бы изменения ни происходили за последние годы в стране и обществе, информацию о родном городе детям мы должны давать с привлекательной стороны, акцентируя их внимание на лучших его особенностях, что сохранились и создаются заново.

Планируя работу по ознакомлению с улицами родного микрорайона, я решила особое внимание уделить их названиям. Ведь зачастую в названии улицы, как в капле воды, отражены очень многие события, происходящие как в стране, так и в самом городе.

Данная работа включает в себя следующие задачи:

1. Расширение знаний детей об улицах микрорайона, их названиях, объектах, расположенных на них

2. Стимулирование познавательного интереса к добыванию информации.

3. Развитие творческих способностей детей:

- умение рассказывать о своём доме, дворе, улице;

- умение подбирать соответствующий символ к названию улицы, делать им пометки на карте;

- умение выстраивать логическую цепочку дом-улица-микрорайон-город.

4. Знакомство с понятием «малая родина».

5. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному дому, улице, городу, в котором живёшь.

На тот период наш детский сад работал над реализацией программы «Развитие», в задачи которой входит развитие у дошкольников сенсорных способностей и усвоение символов, а также развитие способностей к наглядному моделированию. Одним из разделов данной программы является «Ознакомление с пространственными отношениями», где уже в старшей группе дети учатся работать с планом открытой местности и с картой. Поэтому, для поддержания у детей интереса и лучшего усвоения материала о родном микрорайоне, мною было задумано создание карты-схемы микрорайона, на которой названия улиц могут быть представлены в виде символов.

При изготовлении карты старалась следовать следующим требованиям:

• карта должна отражать картину окружающего мира и быть доступной пониманию детей;

• пополнять знания детей о родном микрорайоне;

• способствовать развитию творческих и логических способностей;

• иметь дальнейшее применение в играх и на занятиях по ознакомлению с пространственными отношениями;

• материалы для её изготовления должны быть прочными, красочными и отвечать гигиеническим требованиям.

Карту-схему микрорайона нарисовала на большом листе картона, по возможности стараясь скопировать увеличенную копию из карты города.

Познакомив детей с картой города, обратила их внимание на то, что все улицы подписаны, а наиболее значимые объекты отмечены условными обозначениями. Это необходимо для того, чтобы людям было удобнее находить интересующие их объекты.

Затем я показала детям местонахождение на карте города нашего микрорайона: где изображены улицы, на которых живут многие из них, дома, различные объекты – магазины, детские сады, заводы и т. д. «Это наш микрорайон. Микрорайон – это часть города. От основного города наш микрорайон отделяют железная дорога и вокзал. В нём девять улиц – Рабочая, Заводская, Мира, Юбилейная, Дружбы, Строителей, Новая и Завокзальные Первая и Вторая».

Карта-схема микрорайона

«Чье ты носишь имя, улица моя?» Из опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников

Далее перед детьми был поставлен вопрос: «Как же вы будете ориентироваться на нашей карте, ведь ещё не все из вас умеют читать?». Дети предложили ряд вариантов – можно спросить у воспитателя, можно попросить прочитать название улицы детей, уже умеющих читать, а можно как-нибудь пометить, например, картинкой. И пусть у каждой улицы будет своя картинка. Таким образом, мы с детьми пришли к решению подобрать для каждой улицы микрорайона символ её названия.

Поместили карту в уголке родного края и приступили к созданию символов названий улиц. Для этого был спланирован цикл познавательных бесед с детьми под общим названием «Чьё ты носишь имя, улица моя. Планируя данные беседы, подбирая информацию, необходимую для знакомства детей с особенностями названия той или иной улицы, учитывала следующие принципы:

1. Принцип историзма. Не называть дат – описываемые явления сводятся к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

2. Принцип гуманизации. Умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения.

3. Принцип дифференциации. Создание условий для самореализации каждого ребёнка с учётом его возраста и накопленного им опыта.

4. Принцип интегративности. Сотрудничество с семьёй, музеем, библиотекой и т. д.

Для себя определила задачу – не только обогатить знания детей о родных улицах, но и подвести их к осознанному выбору символов, пониманию того, что в названии каждой улицы отражена история города, его жителей, события, происходящие в стране, а так же связь с объектом, расположенным на данной улице.

Каждой беседе с выбором символа названия улицы обязательно предшествовала предварительная работа, прежде всего повышающая познавательную и эмоциональную активность детей. Это:

• пешеходные прогулки по улицам микрорайона;

• экскурсии в музей, на завод, в библиотеку, к строящимся объектам, на железнодорожный вокзал и т. д. ;

• встречи с интересными людьми;

• обращение к литературным источникам – книгам, газетным статьям, альбомам, фотоиллюстрациям, словарям;

• рассказы воспитателей об истории возникновения улицы, о наиболее значимых объектах микрорайона;

• творческие задания на дом, поиск информации детьми;

• знакомство с произведениями поэтов и писателей-грязовчан о родном городе;

• изготовление макетов домов и транспорта из бросового материала;

• сюжетно-ролевые, развивающие, конструктивные игры, игры с правилами.

Дети знают, что наш детский сад находится на улице Рабочей. Поэтому, первая беседа была посвящена именно этой улице. Я познакомила детей с историей возникновения улицы Рабочей, о том, что она застраивалась первой, и селились на ней рабочие кирпичного завода. Дети уже бывали на экскурсии здесь и знают, что основная продукция, которая выпускается заводом – это кирпич. И не случайно, что именно его они и предложили выбрать символом улицы Рабочей.

Дети рисовали в кружочках изображение кирпича, затем мы решили выбрать самый удачный рисунок, чтобы пометить им название улицы на карте микрорайона.

В результате нашей с детьми работы символом улицы Юбилейной стал флажок, Мира – голубь, посланник мира, улицы Заводской – изображение автомобиля, как причастности к авторемонтному заводу, расположенному здесь. Символом улицы Дружба – цветок, т. к. дети решили, что в знак дружбы и хорошего расположения люди дарят друг другу цветы или подарки и т. д.

Символы названий улиц микрорайона

Фото «Чье ты носишь имя, улица моя?»

Работа по выбору символов проводилась в свободное от занятий время – в вечерние часы, во время и после экскурсий по микрорайону, на прогулках. Для пометок наиболее значимых объектов микрорайона: заводов, детских садов, магазинов, библиотеки, почты, Физкультурно-оздоровительного комплекса, вокзала мы так же изготовили условные обозначения, изображения которых взяли из карты города. К некоторым объектам мы совершали пешеходные прогулки, рассматривали фотографии, составляли описательные рассказы и в ходе нашей работы отмечали данные объекты на карте.

Примерное планирование беседы с выбором символа названия улицы Юбилейной.

Содержание беседы:

1. Рассматривание карт Вологодской области, нахождение на них улиц с аналогичным названием.

2. Нахождение улицы Юбилейной на карте-схеме микрорайона.

3. Что такое юбилей? Бывают ли юбилеи улиц, городов, предприятий и т. д. Рассказ воспитателя.

4. Рассказы детей из личного опыта «Праздник Дня города в Грязовце».

5. Выбор символа названия улицы, его рисование, пометка улицы символом названия на карте.

Предварительная работа и связь с другими видами деятельности:

1. Пешеходная прогулка по улице Юбилейной.

2. Экскурсия в краеведческий музей на выставку «Городу Грязовцу 225 лет».

3. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Мир взрослых и детей».

4. Рисование на тему «День города». Оформление выставки рисунков.

В результате наша карта превратилась в настоящее пособие для игр. Вот названия некоторых развивающих игр, в которых мы используем карту-схему микрорайона и символы названий улиц : «Назови улицу», «Назови дом», «Секретики», «Где мы были, мы покажем…», «Автолюбители», «Где чей дом», «Игра-путешествие на воздушном шаре» с картой и т. д. Так же детям очень полюбилась игра «Дорожки», где с помощью символов названий улиц они выкладывают свою дорогу в детский сад, друг другу в гости, в библиотеку, магазин и т. д. Играя, дети называют улицы, по которым идут, различные объекты, показывают их на карте, рассказывают о них.

Карта-схема микрорайона с символами названий улиц и условными обозначениями наиболее значимых объектов микрорайона.

Из опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников - фото

Игра «Назови улицу»

Цель:

- учить детей ориентироваться на карте, соотносить символичные изображения с названием той или иной улицы.

Материал: карта-схема микрорайона, жетоны с символами названий улиц.

Ход игры: Воспитатель делает пометку какой-либо улицы на карте-схеме микрорайона жетоном с символом её названия и предлагает детям назвать её. Аналогично проводятся игры «Назови дом», «Назови объект».

Игра «Где чей дом?.»

Цель:

- учить детей ориентироваться на карте, соотносить изображённое на ней с реальными объектами;

- развивать умение рассказывать о своём доме, дворе, улице;

- развивать память, мышление.

Материал: карта-схема микрорайона, символы названий улиц и объектов, флажки или указка.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку найти на карте его дом и отметить флажком. Рассказать, на какой именно он находится улице и какие объекты расположены рядом с домом. Отметить их карточками-символами. Описать внешний вид дома, двора.

Фото №1 Развитие интереса у

Игра «Дорожки»

Цель:

- учить детей «читать» символичные изображения названий улиц и объектов;

- развивать память, воображение и мышление.

Материал: «дорожки» - полоски цветного картона размером 7*30 см., жетоны с символами названий улиц и условными обозначениями объектов микрорайона.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям с помощью символичных изображений выложить на дорожках путь следования «Из дома в детский сад», «В гости к другу», «Из дома в магазин» и т. д.

Фото №2 Старшая группа старших дошкольников к познанию своей малой родины одно из важнейших условий формирования нравственно патриотических чувств

Игра «Секретики»

Цель:

- учить детей по символичным изображениям находить на карте улицу или объект.

Материал: карта-схема микрорайона с расположенными на ней символами названий улиц и условными обозначениями объектов, флажок.

Ход игры: Воспитатель отмечает место на карте красным флажком и сообщает детям «Здесь находится мой «секретик». Дети должны, «читая» символы и условные обозначения, назвать улицу и объект или дом, где находится «секретик».

Игра «Где мы были, мы покажем…»

Цель:

- развивать у детей память, воображение;

- учить показывать на карте маршрут, по которому следовали, называя улицы и объекты;

- составлять творческие рассказы из личного опыта.

Материал: карта-схема микрорайона, жетоны с символами названий улиц и условных обозначенными обозначениями объектов, указка.

Ход игры: Воспитатель: «Ребята, я знаю, что вчера вы с Любовью Юрьевной на кружке юных туристят ходили на экскурсию в лес (в поле, на пруд и т. д.). Расскажите мне, где вы были. Каким следовали маршрутом? Покажите его на карте микрорайона». Дети показывают на карте маршрут следования туда и обратно, делая пометки соответствующими символами названий улиц и объектов. Рассказывают, что интересного видели в пути, делятся впечатлениями.

Игра «Автолюбители»

Цель:

- учить ориентироваться по карте, соотносить изображённое на ней с реальными объектами.

Материал: карта-схема микрорайона, символы названий улиц и условные обозначения объектов, маленькие машинки.

Ход игры: Карта располагается на столе. Играют двое-трое детей. Воспитатель предлагает им выполнить задания «Доставить с кирпичного завода строительные материалы на улицу… (название улицы или объекта)». Дети обговаривают маршрут следования, различные ситуации, которые могут возникнуть в пути. Играют машинками прямо на поверхности карты.

Аналогично можно предложить выполнить задание «Доставить продукты из магазина в детский сад», «Привезти мебель» и т. д.

В итоге, работа детей по выбору символов названий улиц и игры с картой помогла запомнить им свои домашние адреса, названия всех улиц микрорайона и наиболее значимых объектов. Они научились применять карту в играх, рассказывать по ней. Но самое главное, у детей появились интерес и желание узнавать историю улиц родного города, чувство причастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе развития общества Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе развития общества. Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое.

Проект «Мы помним героев»Проект «Мы помним героев» Цели проекта- обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны, о городах -героях. Дать представления о героях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Чье ты носишь имя, улица моя?» Из опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников
Опубликовано: 15 июня 2013 в 00:34
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Чье ты носишь имя, улица моя?» Из опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сахарова (УИ 104922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД