МААМ-картинки

Консультация «Чему и как учить до школы»

Кравцова Мария
Консультация «Чему и как учить до школы»

Существуют разные теоретические позиции и разные практические подходы к обучению дошкольников. Если их разделить условно, можно выделить два основных направления. Сторонники первого считают необходимым как можно раньше (с двух – трех лет) формировать у ребенка учебные навыки: чтение, письмо, счет и т. п. Сторонники второго направления отстаивают позицию системного развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями на всех этапах дошкольного обучения. При этом ведущим является именно развитие, а не обучение письму, чтению, счету.

Публикация «Консультация „Чему и как учить до школы“» размещена в разделах

Это не только внешние различия в позиции, но и весьма существенные расхождения в понимании возможностей ребенка, в предъявляемых ему требованиях, в организации самой работы. У сторонников «ускоренного развития» и «раннего обучения» есть аргументы, которые на первый взгляд кажутся неоспоримыми: двухлетнего ребенка можно научить читать, трехлетнего – различать картины Шишкина и Поленова. Однако на главный вопрос: «Зачем двухлетнего ребенка обучать чтению?» - нет ответа. Прежде всего потому, что это квазичтение – механизм осознанного чтения, а не «зрительного узнавания» буквенных знаков и их сочетание двухлетний ребенок не может усвоить. Значит, «чтение» в этом возрасте «есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической модели»(Д. Б. Эльконин). Семантика слова, его значение, содержание и связь «прочитанных» слов остаются еще недоступными. Однако механизм такого чтения закрепляется и сохраняется на дальнейших этапах развития ребенка. Подтверждение тому- некоторые школьники : ученик зрительно «схватывает» лишь часть слова, а остальное – угадывает. При таком чтении затруднено, а иногда просто нарушено понимание текста.

Сторонники «раннего обучения» апеллируют к Л. С. Выготскому и многократно повторяют его фразу «… только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой». Однако у этой фразы есть окончание «… но обучать ребенка возможно лишь только тому, чему он способен обучаться».

Важно вспомнить еще одну цитату Л. С. Выготского: «Известно, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умения окажется наиболее легким экономным и плодотворным».

Не нужно ждать особого момента. С ребенком необходимо работать постоянно. Но это не должно быть натаскивание, дрессировкой. Это не может быть родительским «хочу» или «так надо» вопреки детскому «не могу». Это не может быть напряженной работой, а должно быть увлекательной игрой. Прежде всего эта работа должна быть индивидуальной, учитывающие особенности развития и возможности ребенка.

Существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками, а учебные занятие с ребенком должны быть организованны в соответствии с его возможностями.

Практика «ускоренного обучения» определяется настоятельными требованиями школы к «готовности» будущих учеников. «Готовность» становится ключевой проблемой, от решения которой во многом зависит перспектива развития школы, альтернативного обучения, индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Главная трудности определения «готовности» заключается в том, что неясно, какие стороны развития необходимо исследовать.

Существующие методики диагностики «готовности» к школе классифицируют преимущественно внешние проявления и отдельные симптомы без учета индивидуального развития ребенка. Почти никогда не выделяется глубинная причина, не разделяются первичные и вторичные дефициты развития. Важно подчеркнуть, что так называемые дефициты функционального развития могут никак не сказываться в процессе дошкольного онтогенеза. Они становятся явными лишь при несоответствии требований учебного процесса и возможностей ребенка. Именно в этих случаях у «готовых» детей возникает комплекс школьных проблем.

Наиболее эффективный вариант определения «готовности» - разработка и реализация индивидуальных программ адаптивного развития. Основу организации такой работы определяют следующие принципы.

1. Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

2. Комплексность. Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других.

3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная подготовка к школе может и должна строится в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом сильных сторон развития и факторов риска.

4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий, повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» несформированных функций.

5. Постепенность и систематичность в освоении и формировании школьно – значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

6. Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

7. Повторяемость материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

Главные условия эффективной работы с ребенком – дошкольником – индивидуальность и адекватность, комплексность и систематичность, постепенность и повторяемость.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Бояться школы не нужно!» Консультация для родителей «Бояться школы не нужно!» Подготовка ребенка к школе – это, пожалуй, один из самых сложных и болезненных вопросов.

Консультация для родителей «Чему учат ролевые игры» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Консультация для родителей «Чему учат сюжетно — ролевые игры?» Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком» Консультация для родителей Как учить стихи c ребёнком Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает.

Консультация для родителей о пользе шитья «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся»Консультация для родителей о пользе шитья «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся» Вещи ручной работы – это роскошь. Иметь их каждому совершенно не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или платит мастеру.

Консультация для родителей «Зачем и как учить детей добру?»Консультация для родителей «Зачем и как учить детей добру?» Конечно, универсального ответа и рецепта нет, очень многое зависит от душевного и духовного состояния воспитателя. В их числе – родители,.

Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать». Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого.

Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?»Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?» Эта консультация может быть полезна для инструкторов по физической культуре, родителей и воспитателей. Часто бросается в глаза, как ходят.

Консультация «Элементы инженерной школы» на занятиях кружкаКонсультация «Элементы инженерной школы» на занятиях кружка В этом году,работая с детьми подготовительных групп,я внесла в программу кружка несколько занятий,объединенных общим названием"Мы-инженеры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Чему и как учить до школы»
Опубликовано: 29 апреля 2022 в 09:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД