Получи документы

«Что делать, если у вас гиперактивный ребенок?» Консультация для родителей

евгения тимканова
«Что делать, если у вас гиперактивный ребенок?» Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком. В каждом детском коллективе есть так называемые «гиперактивные дети». Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение, сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям, быть спокойными и сосредоточенными. Эти дети требуют к себе дополнительного внимания, доставляют, педагогам, и родителям много хлопот и неприятностей. Однако это одна сторона медали. С другой стороны, страдает сам ребенок, который не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые взрослые так щедры, не улучшают его поведения, а порой становятся источниками конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия способствуют и формированию у ребенка отрицательных черт личности. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которым он общается. Существует ошибочное мнение о том, что первые проявления признаков синдрома гиперактивности у малыша можно обнаружить не ранее, чем малышу исполнится два года. Однако и врачи, и родители деток, страдающих синдромом гиперактивности, в один голос утверждают обратное. Первые проявления синдрома гиперактивности можно обнаружить уже впервые дни после появления крохи на свет. Такие новорожденные крохи очень мало спят, при этом их сон поверхностный и беспокойный, они очень много и достаточно сильно плачут, а во время бодрствования они очень подвижны. Малыш подрастает и напоминает своим родителям стихийное бедствие – они буквально «выпрыгивают» из колясок, кроваток, пытаются выбраться из манежей. Опрокинутые чашки, разбитая посуда, сломанные почти все игрушки, опрокинутые цветочные горшки и оборванные шторы – неприятности сыплются на такого малютку, словно из сказочного рога изобилия. Уже подросший кроха, как говорилось ранее, ни минуты не может посидеть на одном месте, дослушать до конца сказку или дать маме приготовить обед. Передвигается ребенок только бегом, чем заставляет свою маму немало побегать за ним. Некоторые родители считают, что подобная активность ребенка является всего лишь следствием высокого запаса энергии в организме малыша. Так ли это на самом деле? И если действительно гиперактивные дети, как бороться с этим?Несмотря на всю свою любовь к ребенку, родители гиперактивных деток очень часто в общении с ними теряют последнее терпение и срываются. Некоторые мамы и папы просто – напросто махают на своего ребенка рукой, с тяжелым вздохом отмечая, что толку их него все равно не выйдет. Другие же родители, напротив, стараются дисциплинировать ребенка самыми строгими методами, достаточно жестко пресекая малейшие попытки неповиновения. Нельзя сказать однозначно, какая тактика поведения родителей является более правильной – все зависит от конкретного случая и каждого конкретно взятого ребенка. Для кого-то «ежовые рукавицы» – единственный способ удержать ребенка в рамках, а для кого-то каждое грубое слово является настоящей психологической травмой. Внимательно наблюдайте за реакцией вашего ребенка на замечания – и вы очень быстро поймете, что для крохи нужно. Если же вам, несмотря на все ваши усилия, так и не удалось подобрать ключик к вашему малышу, обратитесь за профессиональной помощью к детскому психологу. Многие родители стесняются визита к данному специалисту, путая его с психиатром. Однако это совершенно разные направленности, и визит к психологу не является свидетельством того, что ваш ребенок страдает какими – либо расстройствами психики. Кстати, гиперактивные дети в детском саду чаще всего автоматически попадают под наблюдение психолога. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить. Если у вас гиперактивный ребенок, как лечить его, должен решать только врач. Многие родители приобретают в аптеке седативные успокаивающие лекарства и начинают давать их ребенку. Помните о том, что неправильно подобранный фармакологический препарат может в значительной степени усугубить течение заболевания. Несмотря на то, что каждый ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, нуждается в индивидуальном подходе, особенности их психологии позволяют дать некоторые общие для всех детей рекомендации, облегчающие воспитание гиперактивного ребенка :

Публикация «„Что делать, если у вас гиперактивный ребенок?“ Консультация для родителей» размещена в разделах

1. Не пытайтесь держать в себе свои чувства.

Единственное, чего вы добьетесь, пытаясь годами сдерживать себя, это то, что один вид вашего ребенка будет вызывать у вас внутреннюю дрожь или раздражение. Если вы в ярости - скажите или даже крикните об этом; если в отчаянии, продемонстрируйте его ребенку в полной мере. Если ребенку случилось порадовать Вас, порадуйтесь от души, не ограничиваясь нейтральным: «давно бы так.», или почти оскорбительным: «вот так ведут себя нормальные дети».

2. Тщательно отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности.

Личность ребенка - это не только особенности его нервной системы, обусловленные внутриутробными поражениями головного мозга. Воспитатель в детском саду видит в нем - несносного шалуна, учитель в начальной школе - постоянно отвлекающегося ученика, а вы должны видеть личность.

Вот достоинства вашего ребенка – не озлобленность и отходчивость, общительность и контактность, щедрость, легкость на подъем и неистощимый оптимизм.

Вы осуждаете неприемлемые поступки ребенка и наказываете за них

Можно сказать: «я терпеть не могу, когда грязные ботинки стоят на тумбочке»

Но нельзя: «Ты грязнуля и неряха, я терпеть тебя не могу»

3. Обязательно предоставляйте ребенку как можно больше возможностей для реализации его физической и моторной активности.

Желательно приобрести домашний стадион, хотя бы в виде перекладины в дверном проеме, на которой висят кольца.

Пусть ребенок до изнеможения бегает во дворе, катается на велосипеде.

Желательны занятия спортом - футбол, теннис. Это могут быть и танцы.

Очень важно добиться структурирования физической активности, иначе ребенок и в 10 лет будет также бестолково носиться по двору как и в 5 лет.

Любые, даже самые незначительные успехи в спорте необходимо поощрять.

4. До определенного момента и определенной степени будьте органом планирования и органом для оценки последствий поступков, совершенных вашим ребенком.

Предвидеть что будет, оценить, спланировать - это пока недоступно вашему ребенку и здесь на помощь должны прийти родители. Именно вы должны ненавязчиво, в доступных ребенку выражениях предупреждать, советовать, планировать.

- Это может быть опасным, потому что…

- Возможно Коля обиделся потому, что, и т д…

5. Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребенка, даже если вы с ней согласны.

6. В семейном воспитании должна быть выработана единая тактика общения с ребенком :

Система семейных табу: то, что в вашей семье нельзя делать ни под каким предлогом и не под каким видом. Обязателен пункт «нельзя поднять руку на человека, кошку, собаку»

• Единый способ реагирования на нарушения табу

• Единый способ воспитания (возможны компромиссы, но недопустимо- когда у мамы нельзя, а у бабушки- можно).

• Обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева, ярости, раздражения. Следует помнить, что самый хороший пример - свой собственный.

Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Часто детскую гиперактивность сопровождают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей – цикличность : продуктивно они могут работать 5–15 минут. А затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В момент адаптации необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой. Для этого чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности : это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист — врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Внешние проявления гиперактивности с возрастом могут меняться. Гиперактивность считается патологией и представляет собой серьезную социальную проблему. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняется.

Гиперактивность у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения письма, счета. Наблюдается задержка в психическом развитии на 1.5–2 года. Недостаточно развита внутренняя речь, которая должна контролировать социальное поведение. У них слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель поведения, выгодная для них, а поэтому трудно-исправимая. Но своевременное обращение к специалистам – психологам, неврологам, дефектологам помогает практически полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.

Список литературы:

1. Арцишевская И. Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. – М. : Книголюб, 2011 г.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ под ре. В. В. Давыдова. – М. : Астрель: Люкс, 2005 г.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аунтичными детьми. – М. : Речь, 2010 г.

4. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Феникс, 2008 г.

5. Психологический словарь. 2-е изд. /Под ред. И. В. Дубровиной. Питер, 2007

Публикации по теме:

Гиперактивность у дошкольников. Презентация Гиперактивность у дошкольников Понятие «гиперактивность» Причины гиперактивности Коррекция гиперактивности у детей. Гиперактивность у детей.

Консультация для родителей «Особенности работы с ребёнком по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений» Поведенческие нарушения состояния, при которых поведение ребенка неприемлемо с точки зрения его окружения. Сюда относят: o гиперактивность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Что делать, если у вас гиперактивный ребенок?» Консультация для родителей
Опубликовано: 3 марта 2015 в 19:41
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Что делать, если у вас гиперактивный ребенок?» Консультация для родителей» (включая файлы) размещена пользователем евгения тимканова (УИ 279805) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД