Светлана Васильева
«Что такое пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с пейзажем, как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей: пейзаж, пейзажист.
Публикация «„Что такое пейзаж“» размещена в разделах
Материал: Дидактические игры «Собери картину», «Составь пейзаж», репродукция картины Шишкина И. И. «Корабельная роща», магнитные доски, магнитофон, запись звуков природы.
Ход.
Входит Художник.
Х. - Здравствуйте, ребята!
Д. - Здравствуйте!
Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник?
Ответы детей.
Х. –Художник - человек, который рисует или пишет картины. А вот как вас зо-вут, я сейчас узнаю. Я вам протяну ладошки, вы будете до них дотрагиваться и называть свои имена.
А вы хотите стать художниками?
Д. – Да.
Х. - Тогда я вас приглашаю в школу юных художников. У каждой школы есть своя эмблема. У нашей школы то же. Я приготовил для каждого из вас такую эмблему и предлагаю вам выбрать и надеть ее.
Дети берут бэйджики и надевают.
Х. – Ребята, чтобы получить звание «Юный художник» необходимо выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. Вот мое первое для вас задание. Сложите, пожалуйста, из частей картинки (детям раздаются конверты). Здесь будут собирать дети, у которых эмблема изображена на синем фоне, а здесь у кого на красном.
Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание.
Х. - Какие красивые у вас получились картинки. Посмотрите на них повнимательней. Что изображено у ребят с красными эмблемами? (ответы детей) Что изображено у ребят с синими эмблемами? (ответы детей) Как мы можем это назвать одним словом? (ответы детей) А еще это можно назвать пейзажем.
В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы – это … лесной пейзаж, горы - … горный, море - … морской. Ребята, художника, которые пишет пейзажи, называют – пейзажистом. Так что же такое пейзаж? А как называют художника, который изображает пейзаж? Ребята, пейзаж является одним из видов изобразительного искусства.
Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника.
Х. - Чтобы стать юными художниками вам надо уметь составлять пейзажи. Вот мое следующее задание, я вам предлагаю самим попробовать составить пейзаж.
Игра «Составь пейзаж» (дети на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж)
Дети выполняют задание за столами.
Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились. Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж? Почему вы решили составить летний пейзаж?
Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника.
Звучит музыка
Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают). Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх). Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем.
Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц.
Х. – Русская земля всегда была богата лесами. Люди ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту. Из бревен срубленных деревьев строили дома, дровами отапливали свои жилища, делали деревянную мебель. Из древесины вырезали ложки. С лип драли лыко, плели лапти. Лес кормил и обогревал людей.
И вот дождался русский лес своего художника.
В маленьком городке Елабуга в семье купца родился мальчик. Назвали его Ваней. Он должен был помогать отцу вести торговые дела. Но Ваня делал это так неохотно и неумело, что скоро его оставили в покое. Отец был очень рад, когда сын проявил интерес к искусству, и отправил его в Москву учиться. Когда Ваня вырос и выучился, то стал настоящим художником. Он по-настоящему, глубоко любил природу. Когда приходил в лес, находил самое красивое место, усаживался на пне, устанавливал мольберт и начинал писать. На его картинах деревья, травы и кусты, как живые. За это его прозвали - «Царем леса». Это был великий художник Иван Иванович Шишкин (показ портрета)
Звучит музыка
Давайте и мы с вами подойдем поближе к и полюбуемся одним из произведений великого художника. Это репродукция с картины Шишкина «Корабельная роща» - самой крупной по размерам в его творчестве. (дети самостоятельно рассматривают репродукцию)
- Что изображено на картине
- Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?
- Хотели бы вы оказаться в этом лесу?
- Рассмотрите внимательно картину и скажите: где в лесу можно погреться на солнце, где - спрятаться в тени? Хотите ли вы побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням: какие они - холодные или теплые?
- Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему?
- Почему роща названа «корабельной»?
В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет:
- очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.
Х. - Скажите, пожалуйста, с каким видом изобразительного искусства вы познакомились? Как называются такие художники? Какие пейзажи бывают?
Х. - За то, что вы выполнили все мои задания, правильно отвечали на все вопросы, я вам вручаю свидетельства, о том, что вам присвоено звание «Юный художник» (выдача свидетельств, аплодисменты). А впереди вас ждут новые встречи с художниками и их картинами.
Х. – До свидания, ребята!