ЛЮДМИЛА УЛЬЯНИЧ
«Цветик-семицветик». Программа реабилитации детей в условиях дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
С детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, я работаю 15 лет. Возраст моих воспитанников за последние пять лет – это дети от полутора лет до четырех. Контингент детей в доме ребенка по медицинским показаниям и юридическому статусу неоднозначен. К нам в д/р поступают дети с различными патологиями и негативными тенденциями развитии.
В данный момент в группе 11 детей, из них пять детей – инвалиды. Работая воспитателем, я максимально прикладываю усилия по всем направлениям деятельности, с тем, чтобы обеспечить малышам социальную защиту и предоставить возможности и благоприятные условия для развития.
Публикация «„Цветик-семицветик“, Программа реабилитации детей в условиях дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Диагностика является одним из важнейших направлений, от которого во многом зависит успех всего реабилитационного процесса, т. к. эффективность работы воспитателя с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, обусловлена четкими представлениями об индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Почти у каждого ребёнка проводимая диагностика выявляет отставание (в той или иной степени) во всех видах психической деятельности, такие как:
• Незрелость эмоционально-волевой сферы;
• Неточность знаний и представлений об окружающем мире;
• Нарушения речевого развития;
• Отставание в психомоторном развитии;
• Нарушение функций зрительно- моторной координации.
Мониторинг исследований показывает отставание детей практически по всем линиям развития.
Как показывает диагностика, дети, воспитывающиеся в домах ребенка, по своему психическому развитию, отстают от ровесников, растущих в семье. Темп развития наших детей замедлен. У многих детей выявляется пассивность во многих видах деятельности, слабая общая и мелкая моторика, обедненная речь, слабое внимание, снижение памяти. За последние три года появилась тенденция увеличения количества детей с заболеваниями зрительного аппарата и нарушения психомоторного развития на фоне ОПЦНС.
То есть сама ситуация подтолкнула меня, как педагога на более глубокое изучение технологий, направленных на коррекцию и развитие зрительно- моторной координации наших малышей, с тем, чтобы четко и грамотно построить реабилитационный процесс детей, имеющих данные патологи.
С этой целью я прошла обучение по программе : «Социальная реабилитация детей с нарушениями зрения», участвовала в исследовательской деятельности пилотного проекта
ЕС и России.
Дополнительно изучила информационные технологии по коррекции и восстановлению зрительно- моторной координации детей, имеющих патологии данного типа
Изучая методическую литературу по развитию зрительно-моторной координации у детей раннего и дошкольного возраста, опыт работы педагогов, воспитателей, я пришла к выводу, что эколого-терапия в специализированных домах ребенка используется очень редко. Я не нашла конкретных, апробированных программ с использованием экологических технологий для работы воспитателя. И еще очень важный на мой взгляд аспект. Рядом с малышом нет самого близкого и дорого человека – мамы. Заменить маму в условиях казенного учреждения, в полной мере невозможно, как бы мы не старались. Природа, на мой взгляд, является источником любви, доброты и тепла, что порой не хватает нашим малышам.
Поэтому я решила разработать реабилитационную программу для детей раннего и дошкольного возраста «Цветик- Семицветик».
Основной метод реализации программы - это использование технологий эколого-терапии. Сейчас наш дом ребенка находится по другому адресу, располагается на территории парка «Кузьминки», что позволяет успешно применять методы и технологии выбранного направления.
Свою работу я начала с создания условий, подбора необходимого материала, игрушек. Игры с песком и семенами, водой включала как часть занятия. Обратила внимание на то, что у детей возник большой интерес к общению с природой и дети с удовольствием играют с песком, семенами, камешками, палочками. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому я решила проводить игры - занятия в качестве дополнительного методического приема. И только, по истечении определенного времени я пришла к созданию программы.
Разрабатывая программу я опиралась не только на собственный опыт, но и широко использовала различные методики и технологии
Основная цель: развитие зрительно- моторной координации средствами экотерапии.
Данная программа является синтезом :
• ведущей роль воспитателя в реабилитационном процессе.
• мира природы, как важнейшего средства для обеспечения психического развития, поскольку ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего, оздоровительного, эмоционального, эстетического и нравственного воздействия на ребёнка
Главная задача программы - коррекция негативных тенденций психофизического развития в процессе различных видов деятельности.
Вся работа по программе «Цветик-Семицветик» строится в соответствии с перспективным планом, следуя разработанному алгоритму.
2. Реализация программы.
Реализация программы предполагает решить следующие задачи:
• Обогатить чувственный опыт детей : учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы, природные явления;
• Стимулировать речевую активность, расширять словарный запас;
• Расширять знания о природе;
• Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с объектами живой природы;
• Совершенствовать трудовые навыки, развивать мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки;
• Стабилизировать психоэмоциональное состояние;
• Воспитывать бережное отношения к себе, своему здоровью,
• Формировать эстетическое отношения к природе, творческий потенциал.
Проблема утомляемости, перевозбуждения, ослабленности и рассеянности внимания детей решается также с помощью элементов технологии само сбережения здоровья и жизненного оптимизма.
На занятиях используются методы:
• рекреации (укрепления физического здоровья) :массажные игры, упражнения для глаз, различные виды гимнастик
• релаксации (укрепление психического здоровья) : смехотерапия, импровизации под музыку, психофизическая гимнастика, холдинг терапия.
Они помогают снять напряжение, зарядиться положительными эмоциями, получив при этом познавательный материал.
Работа по реализации программы «Цветик-семицветик» осуществляется в различных формах организованной деятельности.
Одно из направлений программы – это социализация и интеграция их в общество через развитие чувственного опыта. Я не вижу глазами, я могу увидеть руками, я не могу сказать словом, постараюсь выразить жестом или рисунком, а направление движения могу определить по запаху или звуку. Но чтобы чувства были шире и полнее их необходимо тренировать.
Структура занятия варьируется в зависимости от темы занятия и особенностей подбора детей.
На таких занятиях вместе со сказочными героями – весёлым Колобком, Курочкой - Рябой, Козой-Дерезой, дети совершают увлекательные путешествия к бабушке на лесную полянку
3.
Следующая форма коррекционной работы -индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию мелкой моторики «Игры для пальчиков»
Комплекс занятий рассчитан на детей раннего возраста и детей с очень низким уровнем НПР или ярко выраженным моторным недоразвитием, например при ДЦП.
В КР занятия включены специально подобранные игры и упражнения с природным (песком, водой, крупами, семенами) и бросовым материалом, которые помогают решить следующие задачи:
• Учить правильно захватывать предмет, действуя целенаправленно, учитывая положение предмета в пространстве, форму и величину предмета;
• Разнообразить тактильные ощущения детей;
• Развивать согласованные движения обеих рук;
• Укреплять мышцы пальцев и кистей рук,
• Развивать соотносящие движения рук;
• Развивать дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
• Повысить уровень моторного развития рук – силу, ловкость и точность движений;
• Стимулировать развитие ручных навыков;
• Активизировать зрительное, слуховое, тактильное восприятие;
• Развивать внимание, мышление и воображение.
Это игры на пересыпание, переливание, сортировку (по величине, цвету, форме, нанизывание, выкладывание различных узоров, дорожек на пластилиновую или клеевую основу, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и др.
• Самомассаж и массажные игры с природным материалом;
• Упражнения в сухом пальчиковом бассейне;
• Пальчиковые игры;
• Дидактические игры и упражнения с природным материалом;
• Экологические дидактические игры;
• Аппликацию из природного материала;
Структура занятия зависит от темы и задач, решаемых конкретно на каждом занятии.
4. «Разноцветный мир» - социально-педагогическая реабилитация через творческую деятельность. Реализовать это направление коррекционно-развивающей работы я постаралась на занятиях продуктивного вида деятельности.
Данное направление помогает:
• Развить творческую инициативу ребёнка,
• Сформировать коммуникативные навыки;
• Развить функциональные возможности кистей и пальцев рук;
• Обучить детей навыкам работы с различным природным материалом (семенами растений, шишками, орехами, засушенными листьями и травами, камнями и ракушками, песком и опилками, перьями и соломкой, скорлупой яиц и др.);
•Уточнить и расширить знания детей о мире природы;
5. «Лесные тропинки»
На территории нашего дома ребенка проложены специальные маршруты - экологические тропы, на которых обозначены объекты для наблюдения. В ходе экскурсий по экологической тропе успешно решается целый комплекс задач воспитательного, образовательного и коррекционно-развивающего характера.
7. Праздники, досуги, развлечения
– неотъемлемая часть реабилитационного процесса. Они доставляют детям много радости и позволяют закрепить сформированные посредством коррекционно-развивающей работы знания и навыки в новой интересной форме. «В гости к деревьям», «Загадки старика Лесовика», «Праздник птиц» - вот названия лишь некоторых из них.
Натуральные средства наиболее благоприятно влияют на развитие зрительно-моторной координации. Движения руки и глаз максимально становятся скоординированными.
Дети занимаются с огромным интересом, от каждого занятия получают максимальное удовольствие.
В настоящий момент очень частыми гостями нашего дома ребенка становятся волонтеры со специально подготовленные и обученными собаками. Что позволяет развивать программу используя методику канис-терапии.
Всё выше сказанное позволяет надеяться, что построенная подобным образом целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа позволит детям с нарушениями в развитии максимально приблизиться в своих возможностях к нормально развивающимся детям, в первую очередь решить проблемы депривации, социализироваться в своей будущей семье и поможет успешной интеграции их в общество.