Лариса Иванова
Образовательный проект «Цветные капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга»
Актуальность
Жизнь окружает человека большим количеством самой разнообразной информации. Этой информации слишком много. Поэтому человеку необходим механизм, который выделяет наиболее значимые для него сигналы окружающей среды. Такую функцию выполняет внимание.
Публикация «Образовательный проект „Цветные капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Внимание является основопологающей частью развития познавательной сферы ребенка. Часто внимание сравнивают с лучом света, который освещает самое важное для личности. Этот луч света бывает разным: сильным и слабым, устойчивым и колеблеющимся, узким и широким, хорошо и плохо управляемым. Все это свойство внимания.
Внимание позволяет дошкольнику сосредоточиваться не только на внешних свойствах и качествах предметов, явлений окружающего мира, но также на собственных эмоциях, чувствах, действиях.
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция снижения произвольного внимания у детей. Все чаще проявляется неумение управлять не только вниманием, но и своим поведением. Развитие произвольности внимания является частью развития произвольного поведения в целом, которое определяет гармоничное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими.
Эта проблема актуальна и для нашего дошкольного учреждения. Итоги мониторинга свидетельствуют об увеличении числа воспитанников МБДОУ №35 «Радуга» с низкими показателями развития свойств процесса внимания и навыков саморегуляции собственных действий. Для решения этой проблемы разработан образовательный проект «Цветные капельки». В этом проекте принимают участие дети старшей и подготовительной к школе групп. Организаторами «Цветных капелек» являются: педагог-психолог Иванова Л. Н. и воспитатель по изобразительной деятельности Путинцева Н. И.
Идея создания проекта была заимствована из опыта работы педагога-психолога, Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Саторис», г. Уфа, Республика Башкортостан Аллы Фазлетдиновой, опубликованный в методическом журнале «Школьный психолог» (январь,2012г.).
Новизна.
Новизна данного проекта заключается в креативном подходе решения данной проблемы и в том, что для занятий с детьми используются не стандартные материалы для педагогической деятельности:
пипетки медицинские - несколько штук (для каждого цвета лучше свою пипетку);
вода;
краски, разбавленные водой (цветная вода);
Разрешается детям капать капельки можно прямо на доску (своеобразная творческая планшетка, главное, чтобы поверхность была сухая, ровная и гладкая.
Капельки могут быть из простой воды, а можно развести гуашь с водичкой и капать цветные капельки. Детям такой подход очень нравится.
В ходе игровых упражнений, происходит развитие внимания, памяти, воображения; произвольности поведения; развитие мелкой моторики руки; формирование ориентации в пространстве, также творческого самовыражения. Все эти качества важны в предстоящей школьной подготовке наших воспитанников.
Цель проекта : создание условий для оптимальной деятельности ДОУ в формировании социально-личностной компетентности дошкольника, проявляющуюся в развитии произвольного внимания и саморегуляции собственных действий, через совместную творческую игровую деятельность детей и педагогов.
Задачи по подготовке и реализации проекта «Цветные капельки» :
Первичное обследование детей, на предмет актуальности темы, насколько высока необходимость заняться решением проблемы.
Провести анкетирование среди родителей по проблеме, предложить родителям участвовать в реализации проекта.
Подобрать методические и информационные материалы для работы с детьми, для работы с педагогами и родителями.
Соединять усилия родителей и педагогического коллектива для полноценного и всестороннего развития детей.
Составить перспективный план по работе с детьми.
Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.
Задачи по работе с детьми старшего дошкольного возраста:
Заинтересовать детей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
Развивать устойчивость внимания и умение переключать внимание.
Способствовать формированию координации слухового и зрительного анализаторов.
Развивать координацию движений и скорость реакции.
Содействовать созданию положительного эмоционального фона и формированию чувства уверенности.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту : интеграция образовательных областей (социально-коммуникативная; познавательная; речевая; художественно-эстетическая; физическая).
Тип проекта : информационно-творческий, групповой.
Участники проекта : дети 5-7 лет, воспитатели группы, родители, специалисты МБДОУ №35 «Радуга».
Форма проведения: индивидуальная, групповая, подгрупповая, самостоятельная работа.
Продолжительность: долгосрочный (с 2012-2014гг).
Планируемые результаты:
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. Будет способствовать интеграции образовательных областей в воспитательно – образовательном процессе МБДОУ.
Психолого-педагогические мероприятия в рамках проекта позволят сформировать коммуникативные навыки и социальные нормы поведения у детей.
Дальнейшие перспективы:
- Обобщение и трансляция педагогического опыта на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях. публикации по результатам проекта.
- Создание мобильной, трансформируемой обстановки в помещениях учреждения, для совместного проектирования и изменения окружающего пространства детьми и взрослыми.
Воспитательная ценность проекта :
• Создание положительной атмосферы общения между детьми, родителями и педагогами.
• Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей по вопросам воспитания и развития детей.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный.
Выбор и обоснование темы и цели проекта, отбор источников информации.
- Анализ условий реализации проекта.
- Изучение нормативно – правовых документов (разработка положений).
- Изучение санитарно-гигиенических норм и требований.
- Практико – ориентированный семинар для педагогов: «Условия успешного формирования социальной и коммуникативной компетентностей у старших дошкольников».
- Бреймрайтинг:
«Обсуждение потенциальных возможностей реализации будущего проекта на развитие старшего дошкольника»
- Педагогическая гостиная «Цветотерапия»
- Создание инициативной группы педагогов.
- Разработка и утверждение проекта
2 этап. ПРАКТИЧЕСКИЙ (творческий)
2012 – 2013чебный год.
«В кругу друзей»
- Активизировать внимание детей, вызвать интерес к теме предстоящей деятельности
- Выбор оптимально-приемлемых методов и форм работы с детьми.
- Игры и упражнения для развития внимания у старших дошкольников. (см. Приложение)
- Тематические педагогические мероприятия для участников проекта «Разноцветные путешествия».
- Дидактические упражнения «Цветные капельки»
(непосредственно по данному проекту. Приложение №1)
Фоторепортаж «Цветные капельки»
2013 – 2014 учебный год
- Анализ мониторинга формирования интегративных качеств у старших дошкольников.
- Анкетирование педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам качества образовательных услуг в МБДОУ.
- Игры и упражнения для развития внимания у старших дошкольников
- Разноцветные физкультминутки.
- Кинезиологические упражнения (автор Сиротюк А. Л.).
- Чтение детской художественной литературы по теме проекта. («Цветик-семицветик», «Оранжевая песенка» и др.).
-Педагогические мероприятия в рамках проекта «Цветные капельки»
Педагогический всеобуч для родителей и педагогов МБДОУ: «Практические рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка»
Детско-родительский игровой тренинг «Социальная импульсивность».
Психологический лекторий для родителей «Как формировать волевое поведение 6-7 летних детей».
Педагогическая лаборатория для педагогов МБДОУ «Работа с импульсивными детьми»
Заключительный этап.
- Презентация проекта.
- Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта «Цветные капельки».
- Выставка детских рисунков «Цветные капельки».
- Оформление материалов по дизайн-проекту «коллективное панно».
- Методическое сопровождение педагогов по вопросам реализации проектной деятельности в МБДОУ №35 «Радуга».