Приложение МААМ

Использование знаково-символических средств в работе логопеда

Валентина Бессмертных
Использование знаково-символических средств в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

"Давай поговорим!"

С этими средствами мы с вами встречаемся довольно часто в повседневной жизни. Это и знаки на дорогах, и указатели в общественных местах, и брэнды известных компаний. Достаточно часто вы используете их и на занятиях. Я обратила внимание на эти средства несколько лет назад, стала использовать их в работе, и они стали интересовать меня всё больше и больше. Затем я попыталась систематизировать материал по данной теме. Пока накопилось 16 игр. Когда люди работают в одной области (сфере деятельности, у них возникает ода и та же идея. Вы можете сказать, что некоторые из них видели или читали о них. Но каждый педагог по-своему перерабатывает увиденный или прочитанный материал, по-своему использует его в работе. В русском алфавите 33 буквы, но писатели сочиняют совершенно разные произведения. У музыкантов всего 7 нот, но мы слышим неподражаемые музыкальные произведения. У танцоров, фигуристов определённый набор движений, но мы наслаждаемся, глядя на разнообразные комбинации, превратившиеся в танец. Даже исполнение одного и того же произведения, песни, танца, мелодии разными людьми воспринимается нами по-разному, так как каждый исполнитель вносит что-то своё. Вы тоже можете использовать их по-своему усмотрению в разных сочетаниях и ситуациях. Каждый из нас хочет, чтобы ребёнок усвоил знания, которые мы пытаемся ему дать. Но что значит усвоил? Это значит, чтобы он понял, запомнил и смог применять на практике. Процесс усвоения у каждого проходит по-разному. У одних, когда они слышат, у других, когда видят, а у третьих, когда они двигаются или действуют. При использовании знаково-символических средств в работу включается сразу три анализатора: и зрительный, и слуховой, и кинестетический, что способствует лучшему и более прочному усвоению знаний. Эти средства многофункциональны. Они прекрасно действуют по всем направлениям нашей работы и при этом дают замечательный результат. Например, мы подбирали прилагательные к существительному МАМА. Первоначально дети смогли назвать только 2 слова: хорошая, красивая. После применения игры «Копилка», дети назвали 17 слов. Их можно использовать на каждом занятии каждый день. Их можно использовать на любом занятии. Стоит только изменить задачу или тему и игра «звучит» уже по-новому. В этом их прелесть, так как детей привлекают как новизна, так и уже знакомые правила. Обычные игры имеют определённые правила и задачи, решив которые, дети теряют интерес к игре. Здесь же одно пособие может иметь несколько задач и можно ещё увеличить их количество, если подойти творчески. Их можно использовать в любом возрасте, на любом занятии, с любым количеством детей, как фронтально, так и индивидуально. Они прекрасно взаимодействуют как между собой, так и с другими играми и пособиями. Это видно на схеме, в которой показаны их взаимосвязи. Они просты в изготовлении и в применении. Они отвечают многим дидактическим принципам: доступности, наглядности, системности, последовательности, переходу от простого к сложному. Эти средства являются своеобразными помощниками в работе педагога. Иногда педагог не знает, как активизировать речь детей, ведь многие дети стесняются говорить по причине робости, стеснительности, неуверенности, по причине осознания своего дефекта. В этом случае хорошо помогают данные средства. Иногда бывает трудно объяснить какое-либо понятие, например, звук, слог, слово, предложение, предлог, ударение. В этом случае тоже помогают данные средства. Они активизируют речь детей, дают возможность больше говорить детям, а не педагогу. Эти средства помогают организовать занятие, они как бы направляют деятельность детей, показывают нужное русло, если так можно выразиться. Они действуют как маячки, показывая, в каком направлении нужно двигаться. Педагогу остаётся только, как капитану, управлять ходом занятия. Они повышают интерес детей к занятию. В результате их использования повышается эффективность работы, повышается активность детей на занятии, обогащается как пассивный, так и активный, словарь, развивается внимание, память, мышление, мелкая моторика, что немаловажно при работе с детьми, имеющими тяжёлое нарушение речи. Используя эти средства, можно решать задачи по развитию просодической стороны речи, по развитию фонетико-фонематических функций, по развитию грамматического строя, по развитию лексики, по развитию связной речи, то есть по всем направлениям нашей работы.

Публикация «Использование знаково-символических средств в работе логопеда» размещена в разделах

В заключение я предлагаю вам чаще использовать эти средства и ваша работа станет ещё более качественной, ещё более эффективной, ещё более результативной. А теперь я предлагаю вашему вниманию некоторые игры.

«КАК СКАЗАТЬ?»

Карточки с изображением черепахи, робота, самолёта, трубы.

Цель игры. Развитие темпа, ритма речи, силы голоса. Активизация словаря. Развитие внимания, памяти. Возможно сочетание со скороговорками.

Педагог показывает карточку, ребёнок произносит слово, фразу, стихотворение в нужном темпе, ритме, с нужной интонацией, силой голоса.

«ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК» (символы гласных звуков)

Карточки с изображением символов гласных звуков или кубик, оклеенный этими символами (на каждой стороне свой символ)

Символы условно показывают артикуляцию данного звука.

Цель игры. Развитие фонематического слуха. Воспитание правильной артикуляции гласных звуков. Закрепление понятия гласный звук.

Активизация словаря. Профилактика дисграфии.

1 вариант

Педагог поворачивает кубик со словами:

«Крутись, вертись, на бочок ложись». В конце фразы останавливает кубик и показывает детям символ, дети его называют.

2 вариант

Педагог показывает карточку с символом гласного звука, дети его называют.

3 вариант

Педагог называет гласный звук, дети показывают его символ.

4 вариант

Педагог называет слово, дети определяют имеющийся в нём гласный звук (звуки) и показывают его (их) символ (ы).

5 вариант

Педагог показывает картинку, дети называют слово, определяют имеющийся в нём гласный звук (звуки) и показывают его (их)символ (ы).

6 вариант

Педагог показывает символ (ы, дети находят и показывают картинку, называют слово.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки

«ВОЛШЕБНЫЕ ДОРОЖКИ»

Стрелочки нейтрального цвета или разноцветные.

Цель игры. Развитие грамматического строя. Закрепление обобщающих понятий. Развитие связной речи. Активизация словаря. Развитие памяти.

1 вариант

Согласование прилагательного с существительным.

Педагог выставляет цветную дорожку, дети подбирают нужную картинку или называют существительное, соотносящееся с этим цветом.

Дети должны называть полное словосочетание.

2 вариант

Согласование прилагательных с существительным

Педагог выставляет нейтральную дорожку, а рядом с ней или над ней картинку, образующую прилагательное, дети подбирают нужную картинку или называют существительное, соотносящееся с этим прилагательным.

Дети должны называть полное словосочетание.

3 вариант

Согласование числительных с существительными.

Педагог выставляет нейтральную дорожку, а рядом с ней или над ней картинку с изображением числа (один, много, 1, 2, 3, 4, 5, показывает рисунок или называет существительное.

Дети должны называть полное словосочетание.

4 вариант

Составление предложения.

Педагог выставляет нейтральную дорожку, а на одном её конце картинку с изображением предмета, дети подбирают глагол к этому существительному.

Дети должны называть полное предложение.

5 вариант

Составление предложения.

Педагог выставляет нейтральную дорожку, а на разных её концах картинки с изображением предметов, дети подбирают глагол, который связывает эти предметы.

Дети должны называть полное предложение.

6 вариант

Составление предложения.

Педагог выставляет нейтральную дорожку, а на одном её конце картинку, дети составляют предложение с заданным словом.

Дети должны называть полное предложение.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки, с антонимами, «Как сказать?», схемами предлогов, предложений.

«КОПИЛКА»

Пластиковый стакан с крышкой, в крышке прорезь для картонных кружков. Можно использовать без крышки. Тогда туда можно бросать фишки от мозаики.

Цель игры.

Развитие фонематических представлений.

Развитие грамматического строя.

Закрепление счёта (количественного, порядкового, обратного).

Закрепление обобщающих понятий.

Активизация словаря.

Развитие памяти.

1 вариант

Дети называют слово на определённый звук и бросают кружок. Затем кружки считают.

2 вариант

Дети называют слово на определённую лексическую тему и бросают кружок. Затем кружки считают.

3 вариант

Дети называют существительное к определённому прилагательному и бросают кружок. Затем кружки считают.

Дети должны называть полное словосочетание.

4 вариант

Дети называют прилагательное к определённому существительному и бросают кружок. Затем кружки считают.

Дети должны называть полное словосочетание.

5 вариант

Дети называют глагол к определённому существительному и бросают кружок. Затем кружки считают.

Дети должны называть полное предложение.

6 вариант

Дети называют существительное к определённому глаголу и бросают кружок. Затем кружки считают.

Дети должны называть полное предложение.

7 вариант

Дети называют предлог с определённым существительным и бросают кружок. Затем кружки считают.

8 вариант

Дети называют существительное с определённым предлогом и бросают кружок. Затем кружки считают.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки, с символами гласных звуков, со схемами предлогов, слов, «Как сказать?».

Таким же образом можно использовать мозаику, выставляя её элементы на стол. Затем эти элементы считают. Считать можно в прямом и обратном порядке, можно использовать порядковый счёт.

«СВЕТОФОР»

Картонные лопаточки красного и зелёного цвета (одного цвета с обеих сторон).

Цель игры. Развитие фонематического слуха. Активизация словаря.

Закрепление обобщающих понятий. Развитие внимания, памяти.

1 вариант

Определить на слух нужный звук.

Педагог диктует звуки, дети показывают нужному звуку зелёный свет, остальным – красный.

2 вариант

Определить на слух наличие звука в слове.

Педагог диктует слова, дети показывают зелёный свет, если в слове есть нужный звук, красный – если нужного звука в слове нет.

Усложнение:

наличие нужного звука в начале, в середине, в конце слова.

3 вариант

Определить наличие звука в слове по картинкам.

Педагог показывает картинки, дети показывают зелёный свет, если в названии рисунка есть нужный звук, красный – если нет.

Усложнение:

наличие нужного звука в начале, в середине, в конце слова.

Во всех трёх вариантах возможно совмещение

с символами гласных звуков.

4 вариант

Определить подходит ли предмет данной лексической теме.

Педагог диктует слова, дети определяют на слух, подходит ли предмет данной лексической теме. Если подходит, показывают зелёный свет, если нет – красный. Педагог показывает картинки, дети определяют, подходит ли рисунок к данной лексической теме. Если подходит, то показывают зелёный свет, если нет - красный.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки.

Для развития активного словаря дети сами могут называть слова, показывать картинки, роль педагога может выполнять ребёнок.

ЛИТЕРАТУРА

Программа «Детство».

Комплексная программа /типовая/.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Нищева Н. В. Система коррекционной работы с детьми с ОНР.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение.

Уликова И. А. Словом душа растёт.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит.

Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.

Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников.

Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников.

Мурашковская И. Н., Валюмс Н. Т. Картинки без запинки.

Публикации по теме:

Анкета для родителей вновь поступающих детей. 1. В работе с нашим сыном или дочкой (имя) просим учесть особенности его или ее здоровья: Хорошее ослабленное часто болеющий ребенок[cut=Читать.

Контрольная для взрослых .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование знаково-символических средств в работе логопеда
Опубликовано: 20 ноября 2011 в 18:57
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование знаково-символических средств в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Бессмертных (УИ 2482) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД