МААМ-картинки

Детский дизайн как одно из средств развития у детей творческих способностей

Елена Шкредова
Детский дизайн как одно из средств развития у детей творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы

В нашем учреждении реализуется программа «Истоки» - это программа нового типа. Она позволяет мне сделать акцент на разностороннее, полноценное развитие детей, формирование у них универсальных, в том числе творческих способностей, через приобщение их к детскому дизайну.

«Детский дизайн - как одно из средств развития у детей творческих способностей» стало целью моего творчества с детьми, дополнительного развития моих воспитанников.

Публикация «Детский дизайн как одно из средств развития у детей творческих способностей» размещена в разделах

Зная, что творческая деятельность характеризуется определенными чертами:

видение новой проблемы в традиционной ситуации;

перенос знаний и умений, приобретенных ранее, в новую ситуацию;

видение структуры объекта;

видение новой функции в традиционной;

комбинирование ранее известных способов с новыми.

Изучив различные методики и технологии, выбрала те, которые усиливают раздел, эстетическое воспитание, в программе «Истоки» :

Т. Л. «Природа и художник» - нацелена на формирование у детей целостных представлений о природе, с системой художественно - творческих заданий.

Методики, направленные на развитие и обучение детскому творчеству.

Н. В. «Приглашение к творчеству» - обучение технике коллажа.

А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

О. А. Соломенникова «Радость творчества» - основывается на интеграции различных видов искусства и художественно - творческой деятельности

Т. С. Комарова; Л. И. Савенков - обучение детей коллективному творчеству

Г. И. Перевертень «Волшебная флористика».

Опираясь на накопленный практический опыт работы в данном направлении, разработала в 2003-2004 г. проект «Художник, природа и я» для воспитанников средней группы - реализуемый как дополнительное образование детей.

Целью данного проекта стало: «Развитие у детей способности к зрительному анализу окружающего мира».

Задачи:

развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

^привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

учить детей с помощью коллажа иметь более полное и образное представление о таких понятиях, как пространство, ритм, линия, форма.

В основной этап проекта включила:

Мини - лекции, включающие в себя иллюстрированный материал (слайды, репродукции, видеофильмы). Занятия в музейно-выставочном центре -знакомство с экспозициями, выставками. Проведение на базе «Дома школьников» совместных выставок. В «Школе искусств» организован цикл занятий по составлению коллажей с применением различных видов материала (индивидуальные, парные, коллективные) :

«Льдинки - вспышки» индивидуальная работа. Составление теплой и холодной цветовой гаммы, материал на выбор: вырезки из журналов, кусочки ткани, ленты;

«Времена года» индивидуальная работа. Связь цвета со временами года, материал пуговицы, бусинки, фольга, кружева, кусочки ткани;

«Разноцветная осень» работа в парах - через восприятие пейзажа понимать состояние природы, развивать композиционные умения. Материал - разноцветная соль, опилки, ткань, сухие листья;

«Небосвод» коллективная работа - обучение технике коллажа, сочетание различных материалов (цветные кусочки ткани холодных тонов, кружева, бусинки, фольга, пуговицы, синтепон и другие).

«Фруктовая сказка» коллективная работа - составление цветовой композиции, материал кусочки бумаги, ткани, фольги, сухие листья.

Реализуя данный проект добилась следующих результатов:

2003 год 2004 год

Критерии н/г к/г н/г к/г

1. Умеют работать с различными видами 1 материалов 8% 53% 62% 89%

(2. Видят и умеют отражать образы и явления | природы в различных видах изобразительной 1 деятельности 12% 45% 72% 87%

, 3. Умеют работать в коллективе и создавать I коллективные композиции 25% 67% 75% 94%

14.0своили технику коллажа 3% 35% 68% 95%

5. Развита мелкая моторика рук 15% 40% 55% 68%

Анализ таблицы показал:

Дети освоили технику составления коллажа, научились учитывать назначение отдельных видов материалов. В тоже время можно сделать вывод о том, что недостаточно знаний у воспитанников по применению бросового материала, слабо развита мелкая моторика руки.

С целью устранения недостатков развития мелкой моторики и обучения использованию различного бросового материала для изготовления украшений в 2004-2005 г. разработала программу по детскому дизайну «Украшения» старшая группа.

Для реализации поставленной цели выделила следующие задачи:

приобщить детей к основам рукоделия;

создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения;

развивать творческую индивидуальность;

развивать мелкую моторику рук.

Сюда вошли:

-модель взаимодействия с детьми;

- тематическое планирование;

- цикл занятий:

«Что такое красота?»

«Собираем бусики» (приложение фотографии)

«Чудные кусочки фломастеров»

«Превращение трубочек»

«Чудо - браслеты»

- схемы с:

зарисовкой;

выкладыванием;

чтением схем;

придумывание своих схем.

Что способствовало выработке у воспитанников чувства ритма цвета, ритма формы. В результате освоения программы дети освоили новые технические навыки:

плетение, используя кусочки фломастеров, трубочек, проволоки, тесьмы и многое другое;

обматывание кусочков бутылок полосками лент, ткани, целлофановых пакетов, тесьмы;

нанизывание кусочков карандашей, пенопласты, фломастеров, семян;

закрепление различных материалов между собой.

Контрольно - оценочная деятельность по реализации программы

Критерии 2004-2005 года 2005 год 2006год

, Эмоционально, откликается на. красоту 1 украшений Умеет восхищаться красотой украшений 35% 58% 79% 98%

Испытывает радость

Замечает в неприметном -значительное

Желание примерить

Желание любоваться украшениями

Владеет

комплексом

технических

навыков и

умений для

изготовления

украшений Выбирает инструмент, учитывающий свойства материала 8% 63% 84% 99%

Свободно действует ножницами, другими инструментами

Проявляет индивидуальное творчество в декоративной дизайн -деятельности Работает по предложенной схеме 15% 52% 68% 85%

Работает без схемы

Умеет дать оценку своей и чужой работы

Придумывает дополнения в изготовлении украшения

Использует другой материал

Способен

участвовать в

коллективных

художественных

декоративных

работах Умеет выслушивать 78% 82% 85% 89%

Умеет соглашаться

Умеет договариваться

Умеет предложить

Развита мелкая моторика руки 15% 45% 65% 78%

Итоговое занятие, завершающее программу «Украшения» - «Веселая ярмарка» с выставкой детских работ, позволило продемонстрировать выработанные умения детей в мастерстве. На занятии мои маленькие дизайнеры обучали детей другой группы и коллег изготовлению украшений. Все украшения подарили малышам в уголок «Ряженья». У воспитанников повысился уровень знаний, умений и навыков, связанных с работой бросового материала, улучшились показатели по развитию мелкой моторики руки, они научились проявлять свои индивидуальные способности. В 2006-2007 году решила направить свою работу на более сложную дизайн - деятельность «Флористика» для воспитанников подготовительной группы в рамках дополнительного образования.

Сказочная и прекрасна природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным средством развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавными сувенирами, картинами, панно, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют.

«Вторая жизнь листка и лепестка» - флористика.

Цель:

научить детей работать с природным материалом при создании как аппликационных, так и объемных работ.

дать детям знания о дизайне, кто такие художники флористы. Поставила задачи:

учить создавать индивидуальные и коллективные композиции из природного материала;

развивать индивидуальные способности и творчество;

продолжать развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений;

организовать практическую работу постепенно продвигая детей из области знакомых знаний и умений к овладеванию новыми, развивая их аналитические, конструктивные и творческие способности;

создавать атмосферу радости, успеха.

Формы организации обучения детскому рукотворчеству :

1. Подражательный способствующий усвоению алгоритма деятельности;

2. Творческий - дающий возможность применить знания и умения, полученные на первом этапе в других условиях;

3. Конструирование по образцам:

- ребенок сравнивает результат своего труда,

- анализирует изделие,

- развивает творческий подход к делу.

4. конструирует по собственному замыслу;

5. конструирует по заданной теме.

Подобрала и выделила методы и приемы обучения, направленные на развитие познавательной деятельности:

Информационно - рецептивный направляла детей на восприятие осознания и запоминания новой информации;

Репродуктивный - закрепление, коррекция, упрочение и углубление знаний, усвоение способа деятельности;

Частично - поисковый - направляла на поиск решения, способствовала обучению творческой деятельности;

Исследовательский - развивала обследование деятельности с природным материалом.

Исследование природного материала на занятиях происходило в три этапа:

- первичное восприятие, дети проявляли интерес к предстоящей работе;

- аналитическое восприятие, всматривались в объект;

- целостное восприятие образа.

Процесс обучения преподнесения нового материала осуществлялся мною в сказочно-игровой форме, например «природа» выступала в роли художницы, мастерицы, к нам в гости приходили и сказочные феи Флора и Фауна.

Игровые ситуации, игры с перевоплощением детей в художника-флориста, дизайнера, лесовичка. В ходе игр детей ожидали сюрпризы. Иногда в сухих листиках и цветах прятался «шуршунчик», который, иногда неосторожными детскими ручками ломал листочки, все это придавало занятиям динамичность, загадочность.

Занятия проводила в форме блочного планирования: блок: «Цветоведение», «стилизация», «симметрия», птицы, человек, животные, рыбы, насекомые, пейзажи, составление «экибано».

Работая по тематическому планированию провела такие занятия как:

«Птица осени» - коллективная работа (разноцветные листья, цветы, ягоды, семена) - цвет, форма;

«Веселые человечки» - индивидуальная работа (листья разной формы и разного размера);

«Портрет лета и осени» - в парах (цветы, листья, семена); ^ «Чудеса из крылаток» - индивидуально;

И другие.

Публикации по теме:

Программа «Са-Фи-Дансе» 3 года я работала инструктором по физическому воспитанию. За этот период времени в качестве эксперимента я использовала различные программы,.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский дизайн как одно из средств развития у детей творческих способностей
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 17:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детский дизайн как одно из средств развития у детей творческих способностей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шкредова (УИ 112675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД