Ольга Тамалинцева
Детский сад как первая социальная ступень на пути формирования духовно-нравственных качеств ребенка
МАОУ СОШ №9 имени П. А. Столыпина города Балашова Саратовской области»
Доклад по теме:
«Детский сад-первая социальная ступень на пути формирования духовно-нравственных качеств ребенка»
Воспитатель: Тамалинцева О. М.
г. Балашов
Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 года был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, задачи которого подчеркивают необходимость использования проводимой работы с детьми в духовно-нравственном направлении.
Одними из главных задач ФГОС ДО являются:
Публикация «Детский сад как первая социальная ступень на пути формирования духовно-нравственных качеств ребенка» размещена в разделах
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- формирование общей культуры личности детей, развития нравственных качеств, инициативности, самостоятельности ребенка.
Для русской культуры и русского человека определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни. Поэтому необходимо дать воспитанникам возможность обретения духовно-нравственного опыта через приобщение их к истокам православной культуры, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.
Для приобщения детей к православной культуре и для развития у них духовно нравственных качеств, с 2010 года наша группа и весь коллектив детского сада, взаимодействует с Балашовской Епархией и Балашовским станичным казачьим обществом.
Дети принимают активное участие в мероприятиях разного уровня:
- поездки по святым местам (село Оленевка, Лопатино);
- выступление в Епархии (организованные выставки, благотворительные акции, городские конкурсы, фестивали-конкурсы, семинары);
- экскурсии;
- участие в крестном ходе;
- посещение Божественных Литургий;
- участие в беседах, лекциях со священником («Педагогическая гостиная»);
- участие в Международных Образовательных Рождественских Чтениях;
- участие в региональных Покровских и Пименовских образовательных чтениях;
- казачий круг;
- Поездки в село-музей Никольевка и село Алмазово на мероприятия.
Так же проводим совместные праздники:
-Покров Пресвятой Богородицы-14 октября;
- День Архангела Михаила-21 ноября;
-Престольный праздник города Балашова;
-Введение в храм Пресвятой Богородицы 4 декабря;
-Праздник Николая Чудотворца (зимнего)-19 декабря;
-Рождество Христово-7января;
- Пасха;
- Фестиваль «Казачий разгуляй на Хопре»
- Посвящение в казаки ( Как гласит пословица: «Казак без веры не казак»….)
С сентября 2014 года наш детский сад по согласованию с родителями, опираясь на многолетний опыт взаимодействия с Балашовской Епархией и Балашовским станичным казачьим обществом, для развития и становления личности ребенка, выбрал приоритетное направление, это духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры. Работа по духовно-нравственному воспитанию в детском саду, решается с помощью: НОД, свободной деятельности детей, во время проведения совместной деятельности педагогов, детей, родителей, служителей Балашовской Епархии, казаков.
Для развития у детей духовно нравственных качеств, в нашей группе организованы тематические уголки:
- Православный уголок, который способствует развитию и расширению знаний детей о православной культуре. Там расположены: православный храм, православный календарь, православная художественная литература, дидактические материалы.
- Патриотический уголок, который способствует воспитанию таких качеств как совесть, честь, любовь к Родине. Формирует желание заботиться и защищать своих близких.
Также вместе с родителями изготовлены и размещены в группе предметы быта казаков, казачьи игры, дидактические материалы, которые совместно с полученными знаниями о православной культуре способствуют формированию у детей семейных ценностей, умению уважать старших, и заботится о ближнем.
При духовно-нравственном воспитании дошкольников формируется не только мировоззрение воспитанников, но и также духовно-нравственное мировоззрение педагогов и родителей воспитанников, и по этому, мы особое внимание уделяем взаимодействию с семьей.
Именно семья дает ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю свою сознательную жизнь, передаем нашим детям из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. На сегодняшний день в ДОУ ведется работа с семьями воспитанников, с будущими родителями по разным направлениям:
Участие родителей в жизни ДОО Формы сотрудничества
В проведении мониторинговых исследований Анкетирование.
Социальный опрос.
«Родительская почта»
В создании условий Участие в мероприятиях по благоустройству территории ДО
Помощь в создании предметно-развивающей среды.
Оказание помощи в ремонтных работах.
В управлении ДОУ Участие в работе родительского комитета, совета ДОУ, педагогического совета.
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей. Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные групповые фотоальбомы «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим», тематические памятки).
Заполнение Сайта ДОУ.
Консультации, семинары-практикумы, конференции.
Распространение опыта семейного воспитания.
Родительские собрания.
В воспитательно-образовательном процессе, направленном на установление сотрудничества и партнёрских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство. Дни открытых дверей.
Дни здоровья.
Недели творчества.
Совместные праздники, развлечения.
Встречи с интересными людьми.
Семейный клуб «Рождество».
Волонтерское движение.
Творческие выставки, смотр - конкурсы.
Проектная деятельность.
Благотворительные акции, ярмарки.
Опыт нашей работы показывает, что такой подход улучшает атмосферу отношений: воспитатель-ребенок-родитель. Укрепляются семейные ценности и традиции. У детей развивается чувство защищенности, семейной сплоченности. Таким образом, при взаимодействии всех участников воспитательного – образовательного процесса с семьей создаются условия для полноценного духовно- нравственного развития личности ребенка.
Мы также ведем совместную работу с МБОУ СОШ №9 имени П. А. Столыпина, так как школа является второй социально значимой ступенью по развитию духовно – нравственных качеств ребенка. Стараемся в рамках преемственности детского сада и школы, реализовать единую линию развития на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, придавая педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. С педагогическим коллективом и учащимися школы № 9, педагогами и воспитанниками детского сада, Балашовским станичным казачьем обществом, священнослужителями Балашовской Епархии, проводим совместные мероприятия, педагогические советы, семинары, праздники.
Для всестороннего развития детей и успешного взаимодействия с социумом, систематически совместно с детьми и родителями посещаем музеи, библиотеки, участвуем в конкурсах проводимых управлением культуры и туризма администрации БМР.
Для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественным творчеством, Центральная библиотека в течение года организуют для ребят выставки, экскурсии, литературные викторины.
Работники Балашовского краеведческого музея, часто приглашают наших воспитанников на тематические мероприятия, где дети знакомятся с истоками родного края, узнают о традициях и обычаях русского народа.
На протяжении многих лет мы взаимодействуем с филиалом ШИ № 2.
Традиционно воспитанники Школы искусств, проводят в детском саду концерты, музыкальные постановки. Такие встречи в легкой доступной форме знакомят детей с музыкальными инструментами, пробуждают интерес к музыке, способствуют развитию музыкального вкуса, слуха, памяти. Дети старших групп уже являются учениками Школы искусств, делающие первые шаги в мире музыки.
Воспитаникиконкурсах проводимых управлением культуры и туризма администрации БМР
Детский сад и общественные организации - это воспитательные феномены, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, для формирования нравственно духовных качеств, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Мы не останавливаемся на достигнутом результате. Продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями и общественными организациями.
Детский сад это первая социально значимая ступень на пути формирования духовно нравственных и патриотических качеств у детей. Следующие школа, вуз, институт не менее важные и значимые ступени для развития и становления личности ребенка.
У всех нас одна цель - воспитать свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций. Человека высоко духовного и нравственного, который с уважением относится к традиционным ценностям, таким как: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам и пожилым людям, а так же стремится в своих поступках следовать положительному примеру.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких, родных, свою Родину. Знать, помнить, уважать и ценить традиции и культуру своего народа.