Татьяна Курникова
Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
-Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек.
-Способствовать проявлению и развитию у детей творческих
способностей, опираясь на богатые традиции русского народа.
-Воспитывать у детей интерес к народным игрушкам.
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
-Научить детей делать куклу, дымковские игрушки своими руками.
-Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
Посмотрите, что за вещи нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.
Чтоб сказать, что есть ребятки, просто чудо мастера
Наблюдая за детьми, какие игрушки они приносят в группу
и играют, я сделала вывод: что дети не знают о русской народной игрушке, поэтому, учитывая их значимость, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении, я решила познакомить детей с народными игрушками, а также попробовать сделать их, что поможет приобщить их к духовной культуре нашей страны.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России : трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости.
Основными задачами по данному направлению стали: приобщение детей к народной культуре через знакомство с различными видами декоративно - прикладного искусства.
Через продуктивно-творческую деятельность: лепку, рисование, ручной труд я воспитываю в детях уважение к труду народных мастеров, развиваю художественно-изобразительные навыки.
Знакомство мы начали с первой игрушки, которая была на Руси -это кукла. Рассказала какими куклами играли дети. Узнали, что первые куклы делали из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы из сучьев веток деревьев.
Рассказывала, что к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Не остались воспитанники равнодушными к этой игрушке. Мы решили, что такая куколка должна быть и у нас. Поэтому в свободное от занятий время мы с детьми делали игровую куклу «Зайчик на пальчик».
Но нам не всё ещё под силу и мы пригласили наших мам, чтобы вместе поучаствовать в мастер-классе по изготовлению народной игрушки.
Вдохновлённые родители и дети были вовлечены в вихрь творчества, в группе на выставке самодельных кукол ни одной одинаковой не оказалось
Некоторые трудности, например, при завязывании узелков, детям помогали преодолевать родители, а дети, наоборот, советовали, какой цвет ткани подойдет для юбки их куколке, какой платочек, Они создавали вместе свой маленький шедевр, вкладывали в него свою душу. Куколки получались совершенно разные и очень красивые, а главное, ребята с гордостью показывали их друг другу и играли с ними.
Участие мам придавало особую значимость нашим творческим занятиям с детьми. Был оформлен фотоальбом.
Знакомила детей с сестрицами-матрёшками мал-мала меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная. Рассказывала детям о красоте и особенностях этой игрушки, что это «народная игрушка
Интересно детям было и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек. Так понравилась им эта кукла! Дети узнали о том, что название им давали в зависимости откуда она родом, где сделана была матрешка. И расписывали матрешек в разных местностях по –разному, этим они и отличаются друг от друга. Роспись матрешки указывала, из какой местности она к нам пришла.
Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия
А потом дети расписывали матрёшек, сначала по раскраскам
Лепили и раскрашивали их.
Дети очень старались и матрёшки получились красивыми и яркими
Знания закрепляла с помощью росписи плоскостных матрёшек, а из работ мы оформили альбом : «Матрёшки»
Рассказывала детям, что наша Родина славиться своими мастерами Места, где живут народные мастера, называют центром народных промыслов. Расширяла представления о дымковских расписных игрушках, что они тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи своё место, каждому делу свой срок, старости – уважение, младости – заботу и ласку.
На некоторое время мы превращались в мастеров дымковской игрушки. Мы расписывали бумажных кукол.
Лепили и раскрашивали дымковские игрушки.
Играли и очень радовались своим работам.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные
Казалось бы – простой узор,
Но отвести не в силах взор
Чтобы добиться стабильных положительных результатов, мне важно было создать информационную и предметно-развивающую среду для эффективной работы. Для родителей воспитанников это были письменные консультации в родительском уголке. Для детей были приобретены книжки раскраски с видами росписей, где задания направлены на закрепление знаний, сделала дидактическую игру : «Составь узор», которой любят играть дети.
И в заключении, хочется сказать: Для меня работа была увлекательной. Знакомство с народными игрушками дало возможность прикоснуться к корням и вновь почувствовать себя народом с богатой историей и традицией
Мы узнали, что народная игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Они одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни.
А ещё мы научились делать игрушки и их расписывать,
Во время подготовки и проведения таких коллективных творческих дел происходит единение детей, воспитателей, родителей и это способствует формированию единого коллектива.
Но это только начало интересной работы. У нас появилось достаточно кукол, чтобы в группе открыть мини-музей русской народной куклы. Ребятишки мои подрастают, и я надеюсь, что они сами с большим удовольствием будут мастерить куколок.