Получи документы

«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Светлана Косова
«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня я хочу представить вам мастер-класс на тему: «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания старших дошкольников.

В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

Публикация «„Детское экспериментирование как метод экологического воспитания“» размещена в разделах

В единой горсти - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

Задачи: на экране

Обучающие: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место.

Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.

Воспитательные : воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский).

Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. Поэтому в своей работе я руководствуюсь методом познания закономерностей и явлений окружающего мира – методом экспериментирования, который давно занял прочное место в системе образования. Современные исследователи Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., и др. рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Этим и обосновывается актуальность выбранной мною темы.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. А как объяснить детям о важности значения воды на земле, чистого воздуха и многое - многое другое?

Вот вопрос, над которым нужно работать сегодня ведь экологическое сознание ребёнка это неотъемлемая часть общего сознания всего человечества.

-Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “ Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

- А как же мы педагоги можем дать детям этот опыт, который не просто пройдет мимо, а отложится в голове каждого маленького исследователя?

- конечно, это эксперимент, в котором дети самостоятельно добывают знания, через тактильное ощущение, вкусовые, зрительные рецепторы.

Сейчас мне нужно несколько помощников: 2-3

(выходят педагоги)

-Уважаемые коллеги!

- В переводе с греческого слово “атмосфера” означает “воздух вокруг Земли”.

- Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Если педагоги отвечают, то я говорю (а дети затрудняются ответить на этот вопрос.)

- Тогда мы делаем ряд опытов.

А при выявлении какого-либо свойства нужно педагогам изготовить схему- значение этого свойства, которая бы помогла в последующем запомнить все свойства (будет нужно- магнитная доска с магнитами и разрезанные листочки с фломастерами)

-Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось?

Педагоги: Появятся пузырьки воздуха.

-Какой можно сделать Вывод?

Педагоги: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.

-Посмотрите вокруг какого они цвета штора, палас? Ответы

-А как вы думаете, какого цвета воздух?

ответы

Открываем первое свойство воздуха: воздух невидимый и бесцветный. (Педагоги должны после вывода нарисовать схему – значение этого свойства)

-А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно или на слайд.

Что вы видите вверху?

(Небо)

-Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

- Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.

-Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.

Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.

Какое было желание?

Педагоги: (Открыть нос).

- Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

2. Вдохните глубоко, что вы почувствовали?

Педагоги (Ничего).

- Пахнет чем-нибудь воздух?

Закройте глаза. Подношу к носу: апельсин разрезанный, яблоко!

А сейчас?

Ответы

Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Значит, какой вывод? Что чистый воздух запаха?

(Чистый воздух запаха не имеет).- рисуют схему – значение свойства

3. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

Какое свойства воздуха мы откроем?

(воздух не имеет вкуса) - рисуют схему – значение свойства

4. Возьмите в руки мяч. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?

Имеет ли воздух форму?

Педагоги Воздух не имеет формы).- рисуют схему – значение свойства

А когда воздух может иметь форму?

Педагоги (Ответы) потом предлагаю воздушные шары надуть! Воздушные шары разной формы!

- Воздух имеет разную форму если его поместить куда-нибудь!

Из опытов дети узнают свойства воздуха, самостоятельно придумывают схему - значение, по которым потом самостоятельно ориентируются и запоминают их.

Теперь один из вас сможет рассказать нам о свойствах воздуха, которые он сегодня узнал.

Спасибо, уважаемые коллеги!

Хотелось бы ещё поделиться одним из методов работы это модульное экспериментирование.

И мне понадобятся еще 2 помощника

Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Но, мы люди употребляем только чистую и пресную воду и поэтому важность и значение пресной и чистой воды как раз нужно доказать детям.

И для этого можно использовать следующие модули

- рассмотрите модули и проведите самостоятельно эксперименты :

Очистка воды через ватный фильтр (баночка, воронка, вата, вода с песком грязная)

Очистка воды с помощью активированного угля. (Баночка с водой, чернила, уголь активированный)

-обращается к педагогу- расскажи, что ты делаешь?

Педагог -Постепенно переливаю мутную воду в чистый стакан, через вату

- Что происходит?

Педагог: Вода очищается

- Какой вывод?

- Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой

Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу? (нет)

-Почему?

Педагог: потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду)

Во время кипячения в воде умирают все микробы, которые опасны для организма человека.

Подхожу к другому педагогу

- что произошло с водой, когда ты капнула чернила?

Педагог: она окрасилась

- а когда бросила туда активированный уголь?

Педагог: вода очистилась

- правильно уголь впитал в себя все ненужные примеси в воде.

-С помощью таких модулей - опытов мы даём шанс ребенку самостоятельно делать открытия и свои выводы.

Спасибо, уважаемые коллеги.

Хочется сказать о том, что еще в старшей группе мы формируем устойчивую привычку у детей задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. А вот в подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их нужно рассматривать не как развлечение, а как путь к самопознанию ребенка.

Я очень хочу видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными, инициативными, любящими свою природу и родной край.

И поэтому в работе я придерживаюсь своего педагогического кредо:

“Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь”.

И еще раз напомню: древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Публикации по теме:

Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?»Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?» Китайская пословица гласит: "Расскажи- и я забуду,покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму".Усваивается всё крепко и надолго,когда.

Проект «Огород на окне» (подготовительная группа)Проект «Огород на окне» (подготовительная группа) В прошлом году выпустила подготовительную группу, мы с детками работали над проектом "Огород на окне". С самого рождения ребёнок является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 11:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Косова (УИ 241277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД