Дилара Халикова
«Диагностика и коррекция отклонения в эмоциональной сфере дошкольников средствами изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многих психолого-педагогических проблем одной из наиболее значимых, можно обозначить проблему коррекции детей с негативными проявлениями в эмоциональной сфере. У таких детей очень остро проявляются такие эмоциональные проявления, как: страхи различного происхождения, психоэмоциональные напряжения и др.
Публикация «„Диагностика и коррекция отклонения в эмоциональной сфере дошкольников средствами изобразительной деятельности“» размещена в разделах
В современной медицине все большее распространение получает термин "изотерапия". Речь идет о восстановлении здоровья ребенка при помощи занятий изобразительным искусством. Изображая свои переживания, человек как бы заново проживает и "выплескивает" отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизводя свои чувства, он может откорректировать свое отношение к тому, что вызывает у него неблагоприятные эмоции. Помочь ребенку освободиться от гнетущих мыслей, снять стрессовое состояние, под которым подразумевается реакция на неблагоприятную жизненную обстановку - вот в чем заключается особенность занятий изотерапии.
В психолого-педагогической литературе обращается серьезное внимание на коррекцию детей с негативными эмоциональными проявлениями. Рядом авторов исследования разработаны такие аспекты коррекции детей, как социально-педагогические условия, способствующие коррекции и профилактики эмоциональных расстройств : М. И. Чистякова учит, как помочь детям, особенно тем, у которых имеются эмоциональные отклонения. Психогимнастика, по мнению ученого, примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим медикам, общей задачей которых является преодоление барьеров в общении, снятие агрессивных проявлений, страхов, коррекции и предупреждения эмоциональных расстройств.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование, лепка в детские годы. Но она несомненно была. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи. Мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии изобразительного искусства на всю дальнейшую жизнь человека, но исследования ученых, педагогов-новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе-творец. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, возможно разбудить дремлющие до поры до времени творческие наклонности и откорректировать неблагоприятные эмоции.
Многие исследователи отмечают синтетическую природу всего искусства и изобразительной деятельности в частности. Значит, в ней отражаются все аспекты бытия человека. Пожалуй, ни одно из диагностических средств не в силах дать столь целостной картины психической жизни ребенка, как рисунок. И если учесть его особенности (условность, символичность и прочее, то можно использовать детский рисунок как мощное средство диагностики ситуации и коррекции в случае необходимости. Однако не следует абсолютизирование вышеуказанные возможности. Уже хотя бы в силу того, что в рисунке преломляется целый пучок явлений психической жизни, трудно с точностью найти конкретный источник проблем, выявленных с его помощью. Поэтому, выяснение диагностических возможностей детского рисунка еще не исчерпало себя. Таким образом, значимость изучения вопроса о детском рисунке как отражении психики ребенка, не вызывает сомнений. Вопрос в природе детского изобразительного творчества исследован психологами в достаточной степени.
Однако, исследование вопроса с позиции того факта, что изобразительная деятельность представляет собой способ целостного познания картины мира, как с позиции всего человечества, так и отдельного человека,-является вопросом будущего, что усиливает актуальность темы. Доказано, что среди различных форм продуктивной деятельности, доступной ребенку, значительное место принадлежит детскому рисунку. Исходя из этого, выявляется противоречие между большими диагностическими и коррекционными возможностями детского рисунка и реальным использованием этих возможностей воспитателям, родителям в целях коррекции эмоциональных состояний детей.
Проблема исследования заключается в обосновании возможности использования детского рисунка для диагностики и коррекции эмоциональной сферы дошкольников.