Валентина Тарасова
Дидактические игры по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
Дидактическая игра «ГОРОД БУДУЩЕГО" Цель: воспитание внимательного отношения к родному городу, чувство гордости за него; развитие речи, фантазии.
Оборудование: кольца Идиллия, вращающиеся на штырях от пирамидки. На секторах колец расположены картинки: варианты домов; варианты озеленения; виды
транспорта; места отдыха; люди.
Игровая задача: придумать город будущего. Воспитатель предлагает детям
Публикация «Дидактические игры по краеведению» размещена в разделах
представить, как город Саранск преобразиться через сто лет. Дети вращают кольца. После их остановки рассматривают получившиеся сочетания секторов. Опираясь на находящиеся на одной линии изображения, дети составляют рассказ о городе Саранске в
будущем. Все варианты рассматриваются с позиции «хорошо – плохо». Неприемлемые варианты с помощью общего соглашения исключаются.
Дидактическая игра «ГОРОД БУДУЩЕГО»
Цель: придумать и построить город будущего.
Оборудование: магнитная доска, карточки с буквами с, а, р, а, н, с,к.
Ход игры : воспитатель предлагает ребятам помечтать, представить, каким будет
Саранск через сто, двести и даже тысячу лет. Педагог вертикально размещает на магнитной доске слово Саранск.
Участники игры должны подобрать к каждой букве слова определения, каким город не должен быть в следующем веке. Придуманные слова располагаются по горизонтали.
Затем к придуманным словам подбираются антонимы, и дети описывают город таким, каким он, по их мнению, должен стать.
Дидактическая игра «МОЙ ГОРОД»
Цель: определить исторические памятники, памятники природы и место их расположения, дать их описание.
Оборудование: карта города Саранска, карточки с изображением памятников и других достопримечательностей.
Ход игры : в игре принимают участие 4 - 5 детей. На столе раскладывается карта схема города. Дошкольники получают карточки с
описаниями, положив их "рубашками" вверх.
Дидактическая игра «ЧИСТАЯ РЕКА»
Цель: "пройти" по реке Инсар от ее истока до устья и выяснить, какие опасности угрожают водоему, предложить свои варианты его охраны, познакомиться с достопримечательностями, расположенными вдоль русла реки.
Оборудование: игровое поле с изображением реки Инсар; 2 комплекта карточек (с изображением рисунков, символизирующих те или иные проблемы загрязнения, и с изображением наиболее интересных мест); кубик, фишки.
Ход игры : в игре принимают участие 4 - 5 детей. Карточки лежат на столе, перевернутые изображением вниз. В процессе игры дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку вниз по течению реки на столько кружков, сколько точек показывает подброшенный кубик. Если фишка одного из игроков попадает на красный кружок, игра приостанавливается. Ведущий открывает карточку комплекта №1. Дети предлагает свои варианты решения проблемы. Если фишка одного из игроков попадает на зеленый кружок, то открывается карточка комплекта №2. Ребенок пропускает 1-2 хода для того, чтобы познакомиться с интересным местом.
Финиш игры обозначен в устье реки. Побеждает тот, кто больше увидел и запомнил.
Дидактическая игра «Покажи, не ошибись!»
Цель игры : учить пониманию слов на мордовском языке, закреплять умение соотносить слова на мордовском языке с соответствующими картинками.
Ход игры:
(У каждого ребенка картинки с изображением овощей и фруктов. Воспитатель говорит их по-мордовски, а дети поднимают нужную картинку. По ходу индивидуально проговаривают их. В конце игры воспитатель собирает картинки с изображением фруктов в корзину со словами: «Надя, путык умаренть. Ваня, саик умаренть. (Надя, положи яблоко. Ваня, возьми яблоко)
Надя, путык вишнянть (Надя, положи вишню). Ваня, саик вишнянть (Ваня, возьми вишню) и т. д.
Игра «Поймай мяч».
Цель игры : учить детей соотносить предметы со словами анологами на эрзянском языке.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Воспитатель называет слово на русском языке, бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на эрзянском, потом обратно бросает мяч воспитателю.
Например: В. – яблоко. Р. – умарь и т. д.
Игра «Веселый огород».
Цель игры : учить понимать вопросы на эрзянском языке и правильно отвечать на них.
Ход игры:
Детям одевают шапочки с изображением фруктов и овощей (яблоко, помидор, репа, огурец, вишня) Встают в круг, Под музыку дети пляшут. Музыка заканчивается – дети закрывают глаза. Воспитатель накрывает колпаком или платком ребенка в шапочке репы и спрашивает:
-Кто спрятался?
Д. - Репсесь. / Репа. /
В. – Кодамо репсесь?/ Какая репа?/
Д. – Репсесь тюжа. / Репа желтая. /
Игра продолжается.
Игра «Отгадай название игрушки»
Цель игры : учить детей соотносить игрушку с ее словесным аналогом на эрзянском языке.
Ход игры:
Воспитатель: я сейчас закрою глаза и дотронусь до какой-нибудь игрушки. Вы следите за тем, как я буду называть её. Если я отгадаю, вы скажете: «Да, те овтыне» и т. д.
Дидактическая игра «Назови себя»
Цель игры : учить детей понимать и использовать в речи новые слова и речевые образцы.
Ход игры:
Воспитатель, бросая мяч, обращается по очереди к каждому ребенку со словами «Ты кто?» (Тон кие). Ты девочка или мальчик? (Тон тейтерне или церыне). Сон кие? (Он кто) Ребенок должен назвать свое имя и сказать кто он, мальчик или девочка.
Дидактическая игра «Кто подберет больше слов»
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам Саранска.
Ход игры : воспитатель называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Саранск (красивый, большой, любимый и т. д.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: закрепить представления о достопримечательностях Саранска, активизировать мышление и воображение.
Ход игры : воспитатель предлагает послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.