Мария Онос
Дизайн предметно-развивающей среды группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дизайн предметно-развивающей среды группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста
Дизайн предметно-развивающей среды группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста
Цель выступления: познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с оформлением предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания
Публикация «Дизайн предметно-развивающей среды группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Хотелось остановиться на законодательных моментах данной темы. В начале нового тысячелетия наступила насущная потребность в модернизации системы образования. Образование в целом находится на новом этапе развития, и это мы с вами ощущаем. Этому способствуют социально-экономические перемены.
Как часто мы хотим сделать жизнь наших детей чудесной, полной ярких красок, создать интерьер, уютный мир, неповторимый, притягательный, чтобы наши дети чувствовали себя в детском саду комфортно, как в сказочной стране.
Слайд 2
Актуальность данной темы заключается в необходимости обеспечения современного качества дошкольного образования по информационной и материальной насыщенности (чего у нас очевидно не достаточно, осуществление полноценного развития и эмоциональное благополучие каждого ребенка, получение воспитанниками опыта широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Большую часть времени ребенок проводит в детском саду, а значит, развитие дошкольника во многом зависит от дизайнерской организации предметно – развивающей среды.
Сегодня я постараюсь рассказать вам о дизайне предметно-развивающей среды группы кратковременного пребывания в нашем дошкольном учреждении и начну с нормативно-правовой документации
Слайд 3
Требования Федеральной целевой программы развития образования, направлены на необходимость вложения в человеческий капитал, а идея концепции дошкольного обучения и воспитания, выдвигает приоритеты приобщения личности ребенка к познанию окружающего мира через самоощущения формирование компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к самому себе.
Слайд 4
Дизайн среды имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности.
Здесь всё имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Хочу обратить ваше внимание на понятие дизайн, которое дает словарь Ожигова:
Слайд 5
Г. Н. Пантелеев указывает на то, что «детский дизайн» отвечает фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Таким образом, дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, предметно-развивающей среды.
Рассмотрим, что такое предметно-развивающая среда :
Слайд 6
Так как дизайн интерьера, особенно в группе кратковременного пребывания детей, влияет на их психологическое развитие, мы поставили перед собой задачу сделать дизайн ярким, интересным, эмоциональным, мобильным, что бы он помог обеспечить психологическую защищенность, гармоничное развитие ребенка и его способностей, возможность овладения разными способами деятельности, создать эмоционально положительную атмосферу.
При построении предметно-развивающей среды учитывались следующие принципы, которые вы видите на слайде.
Слайд 7
Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
В нашем помещении организованы зоны:
Слайд 8
Зона двигательной активности. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть массажные коврики, мячи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки, погремушки
Слайд 9
Зона конструктивно-строительных игр. В зоне конструктивно-строительных собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора) ; легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания
Слайд 10
Игровая зона «Жилая комната». Так как основной вид деятельности у дошкольников — игровой в данной зоне собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь
Слайд 11
Зона «Песок-вода» помогает воспитателю в самодеятельной игре – экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, происходит не только знакомство детей со свойствами различных предметов и материалов, но и идет закрепление элементарных представлений о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Зона располагается так, что дети могут к нему подходить со всех сторон.
Слайд 12
Зона развивающих игр (сенсорное развитие) направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры.
Слайд 13
Зона чтения и рассматривания иллюстрации. Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в зоне любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных, сюжетных картинок, игры по познавательному и речевому развитию. Дошкольники любят, когда читают с ними книги и рассматривают картинки, поэтому здесь много книг по программе.
Слайд 14
Театрально - музыкальная зона. Дети в восторге от нашего музыкально-театральной зоны. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Мы стараемся знакомить с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Имеется фланеллеграф, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо. Встреча с куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу
Слайд 15
Зона художественно – творческой деятельности (лепка, рисование). Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти.
Слайд 16
Уголок уединения. Любят дети уголок уединения, в котором можно посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть.
Слайд 17
Мобильные ширмы «Времена года»
Каждый предмет в наших зонах несет определенные сведения об окружающем мире. Наша группа – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда в определенном дизайнерском решении. В группе меняются, заменяются элементы интерьера, выставляются в уголках новые игрушки, привлекая тем самым внимание малышей к новым красивым вещам. Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у них художественно-эстетического развития, инициативности, творческого воображения.
Таким образом «Дизайн образовательной среды является главным средством формирования интереса у детей в группе кратковременного пребывания к эстетической стороне окружающей действительности»
Слайд 18