Наталья Жаркина
«Добро пожаловать!». Занятие-знакомство с русской избой и ее обитателями
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Добро пожаловать!»
Цель: знакомство с русской избой и ее обитателями. Создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно-игровой формы.
Задачи:
1. познакомить детей с хозяйкой русской избы, убранством русской избы (печь, традициями русского гостеприимства;
2. воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, через устное народное творчество, уважение к труду.
3. развивать устную речь детей, обогащать их словарный запас.
Публикация «„Добро пожаловать!“, Занятие-знакомство с русской избой и ее обитателями» размещена в разделах
Форма проведения: экскурсия в музей детского сада «Русская изба» в интеграции с продуктивной деятельностью.
Методические приемы: рассказ, показ трудовых приемов, объяснение, пальчиковая гимнастика.
Словарная работа: печь, ухват, чугунок.
Оборудование: русский народный костюм для хозяйки избы, музыкальное сопровождение, соленое тесто, салфетки для лепки.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колобок».
Индивидуальная работа: индивидуальный показ трудовых приемов работы с соленым тестом.
Ход занятия:
Вводная часть
(Хозяйка русской избы - воспитатель в народном костюме встречает гостей.)
- Здравствуйте детишки, девочки и мальчики! Вы ко мне в гости пришли? (Да) Добро пожаловать! Проходите, рассаживайтесь на лавочке. (Дети проходят, рассаживаются).
- Давайте знакомиться, меня зовут Наталья Сергеевна, я хозяйка избы. А вас как зовут? (Дети представляются).
Основная часть
- Вот мы с вами и познакомились, всех вас разглядела, полюбовалась, а теперь вы оглядитесь в моей избе. (Дети рассматривают предметы быта, утварь, убранство избы).
- Что вы здесь видите? (ответы детей)
- Живу я здесь не одна, а с бабушкой Нюрой и дедушкой Егором. Пока я по хозяйству дома управляюсь, бабушка люльку качает, а в ней спит маленький Ивашечка, белая рубашечка, да песенку колыбельную напевает.
(Хозяйка поет колыбельную и покачивает люльку)
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашего Ивашку не буди.
- Чтобы дома тепло, да сытно было, печку русскую топим. Вот посмотрите как. В печке есть устьице, куда кладут дрова, растапливают печь. (Хозяйка эмитирует растопку печи и приговаривает)
Тара – тара – тара - ра!
У крыльца растет трава.
Я колю, колю дрова!
Я колю на чурочки.
Гори, огонь, в печурочке.
Я колю на плашки
Для сестры Дуняшки.
Гори, гори жарче, печь!
Будет Дуня пышки печь.
- А вы знаете, как принято встречать гостей? Их угощают пирогами да калачами и чаем поят. Вот печь и растопилась. Я сейчас чугунок в печь поставлю, чтоб для вас вкусную кашу приготовить, а для того чтобы не обжечься, возьму чугунок не руками, а ухватом. (Рассматриваем чугунок, ухват. Обратить внимание на форму и материал, из которого он сделан и почему они так называются. Хозяйка ставит чугунок в печку с помощью ухвата.)
Продуктивная деятельность
-Пока в печи готовятся угощения для гостей, я приглашаю вас за стол калачи да баранки постряпать, для мамочек, ребяток. (Дети рассаживаются за стол, хозяйка присаживается вмести с детьми, рассказывает и показывает приемы работы с соленым тестом: 1) раздает детям по кусочку теста; 2) показывает, как разминается тесто пальчиками; 3) как тесто раскатывается между ладоней, прямыми движениями вперёд-назад, до получения желаемой формы столбика; 4) показывает, как соединяются кончики столбика для получения калача.)
-Тесто я уже замесила, из муки да воды. А вы помните, как у Бабушки получился колобок? (По сусекам поскребла, по амбарам помела, на сметане тесто замесила, на масле изжарила)
- Тесто для калачей нам помогут раскатать наши ручки, посмотрите как. (Демонстрация трудовых приемов работы с тестом).
(Лепим, да приговариваем)
Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку,
а для милой мамочки испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка, вкусные два пряничка,
а ребяток приглашу, пирожками угощу.
Заключительная часть
- Какие вы молодцы, какие у вас замечательные калачи да баранки получились. Вот и моё угощение готово, можно его из печи доставать.
- А ваши калачи ставлю в печь, оставим их в печи, пусть пекутся!
(Хозяйка достает чугунок из печи, с помощью ухвата и приговаривает.)
- За то, что вы внимательно слушали и такие замечательные калачи настряпали, хочу и я вас угостить! (Хозяйка раздает угощения детям)
- До свиданья, приходите к нам в гости еще!
(Калачи относятся на пищеблок, для запекания в духовом шкафу, затем воспитатель приносит их в группу и читает потешку)
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи!