МААМ-картинки

«Домашние животные». Занятие по развитию зрительного восприятия у детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения

Галина Никулина
«Домашние животные». Занятие по развитию зрительного восприятия у детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Российская федерация

администрация Киселевского городского округа

управление образования

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №63 «Журавлик» комбинированного вида

«Домашние животные»

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения)

Автор:

Никулина Галина Владимировна,

Учитель - дефектолог,

высшая квалификационная категория

г. Киселевск, 2013г

Публикация «„Домашние животные“, Занятие по развитию зрительного восприятия у детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения» размещена в разделах

Пояснительная записка.

Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия

В век компьютерных технологий, инновационных методик, использование компьютера на индивидуальных занятиях по коррекции зрительного восприятия расширяет возможности в работе учителя - дефектолога, позволяет сделать занятие более насыщенным, интересным, разнообразным. Особенно ценно то, что значительно повышается мотивационная готовность ребенка, следовательно, и положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Компьютер позволяет приблизить наглядный материал, который преподносится ребенку, к реальным жизненным условиям, так как учитель - дефектолог может использовать любые фотографии и картинки которые можно разыскать в Интернете. Важно то, что картинки могут быть крупные, яркие, реалистичные, что не всегда можно наблюдать в рисунках или иллюстрациях. Гораздо легче с ребенком проводить коррекционную работу, так как можно рассмотреть неизвестный и непонятный для ребенка предмет на приближенных к реальным условиям фотографиях. Это, в свою очередь, создает у ребенка более четкие и правильные представления о новых изучаемых темах.

При проведении занятий с использованием компьютера, необходимо помнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований. В СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10. разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении: «Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний, в течение 2 недель, продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена: для детей 5 лет до - 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут. С целью снижения утомляемости компьютерных занятий, необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.

Сценарий занятия с использованием компьютера.

Автор – Никулина Галина Владимировна.

Образовательное учреждение – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида.

Специальное коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия.

Подгруппа детей (2 ребенка) подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).

Время реализации занятия – 25 минут.

Тема: «Незнайкины загадки».

Программные задачи:

1. Учить слиянию контурных, силуэтных изображений домашних животных, соотносить их с реальными изображениями.

2. Учить устанавливать экологические зависимости.

3. Развивать скорость и полноту зрительного обследования изображений при описании домашних животных.

4. Развивать зрительно – двигательную ориентировку при выполнении характерных движений домашних животных, развивать координацию движений.

5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Словарная работа:

Предметы: табун, отара, стадо, конюшня, овчарня, хлев, коровник, конура.

Признаки: пятнистая, пушистая, ласковая.

Действия: скачет, ржёт, перевозит, лягает, жуёт.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал: таблица с силуэтными изображениями домашних животных (корова, лошадь, кошка, собака, коза, овца, карточки с названиями этих животных; перфокарта-лабиринт «Кто, где живёт?» (зрительная гимнастика).

Письмо Незнайки, игрушка Незнайки.

Кассета с записями голосов домашних животных, 2 ноутбука.

Раздаточный материал: по 3 силуэтных, цветных изображений домашних животных; карточки с точечным изображением домашних животных (лошадь, овца, корова) к дидактической игре «Соедини по точкам»; карточки с неполным изображением домашних животных, прозрачные картинки с недостающими частями домашних животных к игре «Чего не хватает?»;

листы бумаги квадратной формы (10*10см.); фломастеры черного цвета.

Авторский медиапродукт:

1. Среда Power Point, тестовый редактор Microsoft word.

2. Вид медиапродукта: наглядная презентация материала (19 слайдов)

2. Структура медиапродукта: последовательная.

№ Структурные элементы Временная реализация № слайда

1. Организационный момент 1 минута

2. Основная часть. Выполнение заданий 22 минуты №3-19

3. Итог занятия 2 минуты

Структура презентации: линейная.

Содержание демонстрационных кадров:

Слайд №1 - Титульный лист.

Слайд №2 - Тема занятия «Незнайкины загадки».

Слайд №3 - Название дидактической игры «Узнай по части целое».

Слайд №4 - Рога коровы.

Слайд №5 - Изображение коровы.

Слайд№6 - Грива лошади.

Слайд №7 - Изображение лошади.

Слайд №8 - Голова овечки.

Слайд №9 - Изображение овечки;

Слайд № 10 - Хвост собаки;

Слайд № 11 - Изображение собаки;

Слайд №12 - Пяточек поросенка;

Слайд № 13 - Изображение поросенка;

Слайд № 14 - Голова козы;

Слайд № 15 - Изображение козы;

Слайд № 16 - Дидактическая игра «Соедини по точкам «;

Слайд № 17 - Табун лошадей (изображение);

Слайд № 18 - Отара овец (изображение);

Слайд № 19 - Стадо коров (изображение).

Примечание: Все изображения реалистические (фотографии).

Электронный ресурс:

Развивающая компьютерная игра "Хрюшка" "Кошка" Составь картинку:

Хрюша, Кошка.

Развивающая компьютерная игра. Звуковое лото «Кто произносит такие звуки»

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1. Развитие зрительного восприятия, наглядно-образного мышления детей с нарушением зрения за счет повышения уровня наглядности.

2. Развитие интереса и познавательной активности детей через использование медиапродукта при проведении занятия.

3. Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр.

Предварительная работа:

1. Прослушивание аудиозаписи «Голоса животных».

2. Дидактические игры «Собери домашних животных», «У кого кто?», «Кто в домике живёт?», «Путаница».

3. Составление загадок о домашних животных.

План занятия

№ Структурные элементы Деятельность дефектолога Деятельность детей Время

1 Организационный момент. Введение в тему Догадаться о чем будет занятие 1

минута

2 Игровой момент. Создает игровую ситуацию с письмом от Незнайки Сопереживают Незнайке. Настраиваются на помощь, настраиваются на отгадывание загадок от Незнайки. 1

минута

3 Компьютерная игра «Хрюша»,

«Кошка». Организует работу детей с ноутбуком Составляют целое изображение из 9 частей 2 минуты

4 Дидактическая игра «Узнай по части целое». Организует работу со слайдами №3-15 Узнают и называют животных по отдельным частям, обобщают. 3 минуты

5 Дидактическая игра «Послушай и назови». Организует работу в малой подгруппе Проводят сравнительный анализ делают выводы 1 минута

6 Дидактическая игра «Угадай по контуру». Координация и коррекция высказывания детей Проводят анализ изображений, сравнивают изображения с подписью. Работают с карточками (силуэты) 3

минуты

7 Физкультурная минутка. Работа с магнитофоном. Мимикой и движениями изображают домашних животных. 1 минута

8 Компьютерная игра звуковое лото «Кто произносит такие звуки». Организует работу детей с ноутбуками. Анализируют звук, делают логические умозаключения. Подбирают соответствующую картинку на экране. 2 минуты

9 Дидактическая игра «Чего не хватает». Организует игровую ситуацию с Незнайкой, с картинкой. Подбирают нужную карточку с прозрачной картинкой. Проводят сравнение, анализ. Делают умозаключения, Объясняют, почему не подходит картинка. 2 минуты

10 Зрительная гимнастика. Организует игровую ситуацию с Незнайкой. Дети выполняют задания с карточками – лабиринтами. 2 минуты

10 Дидактическая игра «Соедини по точкам». Организует работу со слайдами №16-19. Выполняют работу с карточками, делают обобщение, сравнение, выводы. 4 минуты

11 Итог занятия. Организует работу по монтированию «фильма». Зарисовывают то, что им понравилось, запомнилось. Монтируют «фильм». Делятся впечатлениями. 3 минуты

Ход занятия

Организационный момент.

- Доброе утро, дети. Я очень рада встрече с вами! Сегодня мы поговорим о животных, которые живут рядом с человеком, их называют … (домашними животными)

Основная часть.

(Раздается стук в дверь. Приносят письмо от Незнайки).

Педагог читает письмо. «Здравствуйте, девочки и мальчики. Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, как и я. Только я их не всегда отгадываю верно. Буду очень рад, если вы поможете мне правильно отгадать загадки.

Все мои загадки находятся в этом конверте. О ком мои загадки вы узнаете, когда составите картинку».

(Педагог предлагает детям помочь Незнайке отгадать загадки.)

Развивающая компьютерная игра «Хрюшка», «Кошка» (см. интернет-

источник)

-Ребята, нужно составить картинку из частей (каждый ребенок составляет только одну картинку). Что у вас получилось? (Поросенок и кошка)

- Незнайка приготовил нам загадки, о каких животных? (Домашних).

-Следующая загадка Незнайки.

Дидактическая игра «Узнай по части целое». (Слайды №3-№15)

Педагог поочередно показывает слайды с фрагментами частей домашних животных (рога коровы, грива лошади, голова овечки, хвост собаки, поросячий пятачек, голова козы) После того, как дети узнают и назовут животное, педагог показывает слайд с его изображением. (Это рога коровы.

Это грива лошади. Это голова овечки. Это хвост собаки. Это поросячий пятачек. Это голова козы).

-Как можно назвать этих животных, одним словом? (Домашние животные).

-Еще одна загадка от Незнайки.

Дидактическая игра «Послушай и назови».

-Давайте встанем в большой круг. На кого я укажу, тот постарается назвать тех животных, которые живут рядом с человеком. Надо быть очень внимательными, чтобы не ошибиться.

(Педагог указывает на ребёнка, называет ряд слов, ребёнок называет нужное слово).

-Корова – лошадь – лиса; волк – овца – коза; кошка – заяц – собака и т. д.

(Корова и лошадь живут рядом с человеком, а лиса нет. Овца и коза живут рядом с человеком, потому что они домашние животные. Кошка и собака, домашние животные, а заяц дикое животное. Он живет в лесу).

Педагог поощряет детей.

-Незнайка приготовил еще загадку.

Дидактическая игра «Угадай по контуру».

Перед каждым ребёнком подносы с контурами и цветными изображениями домашних животных. На доске таблица с силуэтными изображениями домашних животных, а под ними неправильные подписи названий животных (под коровой - подпись лошадь и т. п.).

- Незнайка попытался отгадать, что это за животные. Посмотрите, он подписал каждое изображение (названия пишутся и прикрепляются к таблице на отдельном листочке).

(Педагог обводит указкой первое изображение животного).

-Незнайка считает, что это лошадь. А вы как думаете? Что это за животное? (Это корова)

-Как вы узнали корову?

(На этом контуре нарисованы рога, вымя, копыта и хвост как у коровы. Значит этот контуре изображает корову).

- Есть ли среди этих животных изображение лошади? Кто желает выйти и показать изображение лошади? (Ребёнок показывает, обводя изображение указкой).

-Почему ты решил, что это лошадь?

(Ребёнок называет части тела: педагог помогает, задаёт дополнительные вопросы. Этот контур похож на изображение лошади. Здесь я узнаю гриву, вытянутую морду, копыта и раскидистый длинный хвост.)

(Педагог меняет карточки с названиями животных корова - лошадь).

-А теперь к контурному изображению коровы и лошади надо подобрать силуэтное изображение и сравнить с цветным.

(Подобная работа ведётся и с остальными изображениями. Некоторых животных Незнайка называет правильно).

Физкультурная минутка. «Изобрази животное».

Педагог предлагает детям побыть немного животными. Звучит кассета «Мир животных» с записями голосов животных. Дети мимикой, движениями изображают домашних животных.

-А эту загадку мы будем отгадывать с помощью компьютера.

Компьютерная развивающая игра звуковое лото «Кто произносит такие звуки «(см. электронный ресурс).

Внимательно послушать звук и нажать на соответствующую картинку с изображением домашнего животного.

Дидактическая игра «Чего не хватает?».

-Кто меня зовёт? Вы ничего не слышите? (Педагог выглядывает за дверь, возвращается с Незнайкой.)

-А вот и сам Незнайка к нам пожаловал! Незнайка, твои загадки дети отгадали, исправили ошибки, ты потом посмотришь. А пока давай понаблюдаем, как дети справятся со следующими загадками.

-Надо отгадать, чего не хватает в изображении животных, и подобрать нужную картинку.

(У детей карточки с неполным изображением домашних животных и прозрачные картинки с недостающими частями домашних животных).

Незнайка:

-Что за непонятное животное на карточке у Тани. Нет ни рогов, ни ушей, ни хвоста. Ничего не понимаю!

(После подбора картинок).

-Да это же коза! Какие интересные картинки, а можно я попробую?

(Незнайка пытается подобрать нужные картинки. Дети помогают ему. Объясняют, почему не подходит та или иная картинка. Дети повторяют задание, выполняют его. Незнайка смотрит, удивляется, хвалит детей).

Зрительная гимнастика. «Кто где живёт?»

Педагог сообщает Незнайке о том, что дети умеют сами лечить свои глазки.

Незнайка интересуется. «Как это?»

Педагог говорит о том, что они выполняют зрительную гимнастику и хотят научить этому Незнайку.

Прослеживание глазами по линиям. Педагог раздает детям карточки с лабиринтами «Кто, где живет?». Дети прослеживают глазами по линиям от изображения животного до его жилища. Называют, кто, где живет (Корова живет в коровнике. Лошадь живет в конюшне. Собака живет в конуре. Овцы живут в овчарне).

Незнайка радуется. «Ух, ты! Мне кажется, что я лучше стал видеть!»

Педагог поощряет детей и Незнайку. «Значит, ты правильно выполнял зрительную гимнастику».

Дидактическая игра «Соедини по точкам».(слайды№16-№19)

-Соедините правильно точки, чтобы получилось изображение домашнего животного.

(Педагог приглашает Незнайку, посмотреть, что нарисовали дети).

Незнайка рассматривает рисунки детей.

-На этом рисунке 3 лошади, на этом 2 коровы. А почему их так много?

(Педагог предлагает детям объяснить Незнайке, как одним словом можно сказать: много коров, много лошадей).

-Кто соединял по точкам лошадей, поднимите руку. Что ты рисовал?

(Я рисовал табун лошадей) Слайд №17.

Незнайка: «Я понял! На этом рисунке табун овец».

(Педагог не соглашается с Незнайкой).

-Нет, Незнайка! Когда много овец говорят – отара Кто рисовал овец, поднимите руку? Что ты рисовал?

(Я рисовал отару овец) Слайд № 18.

-Кто рисовал коров?

(Я рисовал стадо коров) Слайд №19.

-Какие животные живут рядом с человеком и как можно назвать, одним словом всех этих животных? (Домашние животные).

(Педагог благодарит детей за работу на занятии, прощается с Незнайкой и приглашает его на следующее занятие).

Итог занятия.

Смонтировать «фильм» о загадках Незнайки. Дети схематично на листах бумаги квадратной формы («кадры») зарисовывают (черным цветом) то, что им запомнилось, понравилось. Затем «кадры» магнитиками крепятся

к магнитной доске и дети кратко рассказывают, что им понравилось, запомнилось в загадках Незнайки.

Взаимодействие с родителями:

1. Нарисовать домашних зверей.

2. Объяснить детям выражение «Собачья преданность», «Пустить козла в огород».

Литература

1. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей

с нарушением зрения. - М., «Экзамен», 2006.

2. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением

зрения. - М., Вос, 1985.

3. Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М., Владос, 2008.

Электронный ресурс:

1. Игра "ХРЮШКА"

2. Игра "КОШКА"

3. Звуковое лото «Кто произносит такие звуки»

4. Иллюстрации домашних животных взяты с

5. Записи голосов животных

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Молодецкие потехи». Развлечение для детей подготовительной группы Развлечение для детей подготовительной группы. Разработали и провели педагоги группы № 10:  учитель-дефектолог: МАХАНЕВА ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА.

Календарь тематических недель во 2 младшей группе Календарь тематических недель на 2 младшую группу Месяц № недели Тема сентябрь 1 Детский сад 2 Игрушки 3 Человек. Строение тела 4 Осень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Домашние животные». Занятие по развитию зрительного восприятия у детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения
Опубликовано: 26 августа 2013 в 19:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Домашние животные». Занятие по развитию зрительного восприятия у детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Галина Никулина (УИ 123500) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД