Тхазфеш Марьет Махмудовна
Дошкольные возраст — время игр
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это особенный период в развитии детей. Ведущим видом деятельности в этот период является игра. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большую часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.
Публикация «Дошкольные возраст — время игр» размещена в разделах
Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.
Почему игра так важна?
Игра стимулирует познавательную активность;
Игра развивает психические процессы ребенка;
Игра повышает мотивацию;
Игра развивает эмоциональную сферу;
Игра помогает в развитии навыков общения;
Игра учит!
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Играя, дети учатся жить!
Вопреки устаревшим убеждениям, слух у детей очень острый. Уши ребенка улавливают даже звуки на высоких частотах, в отличие от взрослых.
Все дети рождаются без коленных чашечек. Просто потому, что они им пока не нужны. Эту кость заменяет хрящ, да и тот развивается только к 6 месяцам. Именно поэтому дети начинают ползать по-пластунски, а позже становятся на четвереньки.
Нейрофизиологи считают, что маленькие дети не видят снов. Эта способность развивается вместе с пространственным воображением и абстрактным мышлением. Сны с сюжетом и героями дети начинают видеть только в возрасте 7–8 лет
Ученые утверждают, что 6-месячный ребенок знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Тесты показали, что в этом возрасте малыш уже способен оценить поступок с моральной точки зрения. Это удивительное открытие говорит о том, что люди, возможно, приходят в этот мир с определенным «моральным кодексом».
Развивающие телепередачи и DVD-диски бесполезны. А все потому, что в обучении детей основополагающим является социальное взаимодействие. Проще говоря, для того, чтобы усвоить знания, ребенку нужна ответная реакция от родителей. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку развиваться быстрее, просто поиграйте с ним.
Не секрет, что в наши дни многие родители признают, что в силу различных причин не могут уделять достаточно времени своему ребенку. Прогулка— идеальное время для общения со своим чадом. Пусть никто Вас не отвлекает. Наслаждайтесь общением с вашим малышом. Дорогу в садик можно превратить в познавательную и интересную для ребенка игру. Большинство игр на улице не требует специального оборудования и подготовки, однако развивают моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление, расширяет словарный запас и развивает связную речь.
Одним из важных элементов речевых игр является смена ведущего. Сначала задание дает взрослый, а выполняет ребенок, потом ребенок придумывает задачку для взрослого, а тот послушно выполняет задание, и так далее с чередованием ролей. Возможность почувствовать себя «руководителем» игры особенно важна для становления самосознания детей, не являющихся лидерами среди ровесников.
«МАЛЕНЬКИЙ ФАНТАЗЁР»
Предложите ребенку посмотреть на облака и придумать, на что они похожи. Возможно, это будет собачка или кошечка, а может жираф с длинной шеей. Только важно помнить, что и вы должны активно принимать участие в этой игре. Фантазируйте вместе с малышом.
«БЫВАЕТ — НЕ БЫВАЕТ»
П редложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». Летом падает снег. Человек выше собаки. Воробей — это не птица. Кошка умеет летать. В такую веселую игру можно играть и на прогулке, и по дороге домой из детского сада, и в транспорте. Она развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.
«СЧИТАЕМ ВСЕ!»
Взрослый и ребенок договариваются считать все предметы определенной категории, которые будут встречаться по дороге в детский сад. Например, легковые машины красного цвета или всех детей, идущих навстречу.
Следующий этап игры – это счет предметов сразу двух категорий (например, деревья и голуби, который ведется последовательно: одно дерево, один голубь, два дерева, три дерева, два голубя, четыре дерева, три голубя и т. д.
«ЧТО БЫВАЕТ?»
Начните игру со словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…и подождите, пока ребенок придумает свой вариант
Или так:
Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф.)
Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)и т. д.
«Я ЗНАЮ 5»
Эта игра знакома нам всем с детства. Можно начинать с двух или трех названий предметов. Например: «Я знаю 5 имен мальчиков», «Я знаю пять названий деревьев», «Я знаю 5 названий городов» и т. д.
«ПРИЧИНЫ-СЛЕДСТВИЯ»
1. Взрослый предлагает ребенку придумать как можно больше причин, по которым могло случиться то или иное событие. Например: на асфальте лужа. Почему?
Варианты ответов: прошел дождь, у кого-то разбилась бутылка с водой, налили специально для птичек, из самолета выпал пакет сока, здесь мыли машину…
2. Требуется придумать как можно больше возможных последствий к какому–либо действию. Например: в ванной не закрыли воду. Что может произойти дальше?
«КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ?»
Выбирается предмет. Необходимо придумать как можно больше вариантов его использования. В качестве предметов рекомендуем: пластиковая бутылка, лист бумаги, зонтик, скрепка, катушка, ластик и т. п. Например, выбрали кнопку: ею можно сделать д ырку в чем – либо, можно обвести вокруг карандашом и получится кружочек, можно скрепить листы бумаги, нацарапать надпись, сделать волчок и т. д.
«ОТГАДАЙ СЛОВО»
Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус, и т. д.). Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие.
«РИФМА»
Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например: «дом-лом», «гора-нора», «мост-рост» и т. д. И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций.
«УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»
В этой игре нужно будет сочинить рассказ о том, что вы увидите с ребенком по дороге домой. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит. Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно.
«НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее» :
шкаф, кастрюля, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша
Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи вашего ребенка.