екатерина хлопотова
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством знакомства с русскими народными играми
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех аспектах жизни, в том числе и в физическом воспитании.
Публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством знакомства с русскими народными играми» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русские народные игры
- Темочки
Для того, чтобы возродить духовную нравственность, необходимо заниматься с раннего дошкольного возраста. Дети с раннего возраста должны знать, историю народа своей родины. Вложить в детей любовь к традициям своего народа можно через игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Знакомство детей с русской народной подвижной игрой лучше начинать с младшего дошкольного возраста. Ведь они привлекают своей простотой, эмоциональностью. Для привлечения внимание детей к игре, привития желания играть использую простые игры типа: «У медведя во бору», «Птички в гнездышках», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Мыши и кот», «По ровненькой дорожке» и другие. Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.
Для формирования духовно-нравственных качеств у детей средней группы, необходимо играть с детьми в игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта. Например: «Угадай, кто позвал», «Зайцы и волк», «Гуси – гуси» и др.
В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать знакомить детей с народными подвижными играми типа : «Жмурки», «Совушка», «Баба Яга» «Золотые ворота», «Салки с ленточкой», «Удочка» и другие. В них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные подвижные игры не только доставляют детям большое удовольствие, заставляют их много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки, упорства, но формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
В народных подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Поэтому целесообразно включать их в активный отдых детей, в тематические недели, в традиционные развлечения, например,«Карусель», «Бег в валенках», Баба Яга», «Кто дальше?» и другие.
Систематически организованная работа с дошкольниками по использованию народных подвижных игр благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка и играет огромную роль в их духовно-нравственном воспитании.
Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – дети, воспитатели, родители.