Приложение МААМ

Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России

Ольга Ли
Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России
▼ Скачать + Заказать документы

«Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России»

Прогулка пятая. Птицы.

Цель: Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России.

Задачи: Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира.

Расширять представление детей о мире природы, как творении Божьем.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России» размещена в разделах

Формировать познавательную активность в установлении причинно-следственной связи в иерархической зависимости в контексте православного мировоззрения.

Учить сравнивать предметы по их функциональной принадлежности, развивая умения отвечать на вопросы: «почему, для чего, как?» на основе христианской картины мира.

Воспитывать у детей нравственные чувства милосердия: милосердия, сострадания, сопереживания.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами. Рассматривание птиц на прогулке. Творческое задание «Слушаем, угадываем, рисуем».

Материал для занятия: презентация «Птицы», диск

Для рисования – бумага форматом А-4, кисточки, краски гуашь.

Для лепки: трафареты птиц, стеки, пластилин, салфетки, клееночки.

Оздоровительные моменты на прогулке по теме

«Перелетные и зимующие птицы осенью».

Цель.

Закреплять и расширять представление детей о зимующих и перелетных птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе.

Воспитатель. Ребята, прежде чем вам рассказать о ком сегодня пойдет речь, я попрошу вас отгадать загадки.

- Он по-рабочему одет-

Удобно, просто, ловко,

На нем красный берет

И пестрая спецовка

(Дятел)

- Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря)

- Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку- прыг

И чирикает: «Чик-чирик»

(Воробей)

- Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прыгает она у дома,

А зовут ее? (ворона)

«Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!» (птицы)

Воспитатель. Молодцы ребята. Да, сегодня мы поговорим о птицах перелетных и зимующих. Но прежде, чем мы начнем нашу прогулку, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Зрительная гимнастика

«Сова»

В лесу темно,

Все спят давно.

(закрыть глаза)

Одна сова не спит,

На суку сидит,

(открыть глаза)

Вовсе стороны глядит.

Да как полетит!

(движения глаз влево - вправо)

Воспитатель. А теперь ребята, давайте прогуляемся по нашему участку и понаблюдаем за птицами. Много деревьев у нас на участке, сюда прилетают разные птицы. Давайте остановимся и послушаем, как они поют. Ой, посмотрите, воробьи купаются в песке! Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый»). Купаясь в песке, воробьи чистят перья и избавляются от паразитов. По народной примете подобная песчаная процедура предвещает дождь.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

С. Есенин

Воспитатель. А вон и синички на ветках поют свои песни. Ребята, а откуда синицы слетаются к жилью? Где они жили летом?

Дети. Летом синицы жили в лесах, парках, садах.

Воспитатель. Какую пользу приносят синицы?

Дети. Поедают вредных жучков, личинок, насекомых на деревьях.

Воспитатель. Правильно, ребята. Истребление вредных насекомых во все времена года - это и есть основная польза, которую приносят птицы, в том числе и наша маленькая синичка, но синицы - самые полезные из птиц, обитающих в России. Только одна синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Синиц даже прозвали акробатами.

- Как вы думаете, за что?

Дети. Потому что синицы очень ловкие, они могут забираться в любую щель. У них очень цепкие коготки и они могут лазить по деревьям в поисках насекомых даже вниз головой.

Воспитатель.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

А. Барто

Воспитатель. Ребята, как мы называем этих птиц?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. А куда же делись птицы, которые жили у нас летом?

Дети. Они улетели в теплые края.

Воспитатель. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Дети. Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

Воспитатель. Верно. У птиц длинный, долгий путь. Редкие остановки на подкрепление и отдых. Журавли летят клином. Цапли и гуси – шеренгой, утки летят линией, скворцы и дрозды летят скученной стаей. (Воспитатель показывает картинки)

Воспитатель. А как же называются эти птицы?

Дети. Перелетные.

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Физминутка «Птицы»

(загибаются пальцы обеих рук)

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам. (руки за спину)

Подвижная игра «В дятла» Хрестоматия №2 стр. 72

Играющие выбирают участника на роль дятла. Вместе с дятлом дети подходят к дереву и поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Раздается в лесу стук:

Тук-тук, тук-тук!

После этого дятел берет палку и, считая про себя, стучит по дереву задуманное им количество раз. Кто из игроков первый правильно назовет число ударов и столько раз обежит вокруг дерева, тот становится новым дятлом, и игра повторяется.

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная беседа.

Воспитатель :- Ребята, прежде чем начать новую прогулку по дням творения, давайте вспомним с вами, как называется книга, в которой рассказывается о Боге?

Дети: (Библия)

Как возник наш мир, рассказывается в этой книге. Мир сотворил Бог. Бог

очень добрый. И Он сотворил мир, чтобы мир тоже был добрым.

Воспитатель :- Что сотворил бог в первый день?

Дети: День и ночь.

Воспитатель :- Что сотворил Бог во второй день?

Дети: Небо - облака и воздух.

Воспитатель :- Что сотворил Бог в третий день?

Дети: Землю, воду и растения.

Воспитатель :- Что сотворил Бог в четвертый день?

Дети: Солнце, луну и звезды.

2. Чтение стихотворения: «Пятый день». Хрестоматия №2 стр. 62

Воспитатель :- мы с вами продолжим увлекательную прогулку по дням творения. Я хочу прочитать вам стихотворение

«Пятый день».

Было тихо над землей,

Лишь волной шумел прибой.

Сотворил Господь в день пятый

Рыб и птиц для нас с тобой.

В океане голубом

Кит, дельфин, карась и сом

Обрели с тех пор свой дом.

Птицы радуются в небе,

Занимается заря.

Они песней славят Бога,

За любовь благодаря.

3. Беседа по стихотворению.

Воспитатель : Что сотворил Бог в пятый день?

Дети: В пятый день Бог создал рыб и птиц, мелких насекомых: разноцветных жуков, бабочек, веселых стрекоз.

Воспитатель : Кого из творений Бог поселил в морях, океанах, речках?

Дети: В океане голубом кит, дельфин, карась и сом обрели с тех пор свой дом.

Воспитатель : О чем поют птички на заре?

Дети: В океане голубом кит, дельфин, карась и сом обрели с тех пор свой они песней славят Бога за любовь благодаря.

4. Слушание песни П. И. Чайковского «Песня жаворонка» (Слушанье музыки диск «Добрый мир: песня № 19)

5. Беседа «Кого из творений мы видели на наших прогулках».

6. Чтение стихотворения «Весной» Хрестоматия №2 стр. 62

7. Беседа по стихотворению.

Воспитатель : Каких птичек мы видели на прогулке?

Дети: на прогулке мы видели воробья, синицу, ворону.

Воспитатель : Где живут птички?

Дети: Птички живут в гнездах.

Воспитатель : Что делают птички?

Дети: Птички порхают, поют, вьют гнезда.

8. Загадывание загадок.

Сегодня мы с вами поговорим о птицах. И начинаем мы нашу прогулку с отгадывания загадок про птиц. Если вы отгадаете загадку правильно, отгадка появится на экране.

Молодцы! С этим заданием вы справились хорошо.

9. Физкульминутка «Птицы»

10. Чтение стихотворения «Хлопотливая птичка» из хрестоматии №2 стр. 65

11. Беседа по стихотворению

Воспитатель : Какую птичку называют хлопотливой?

Дети: Которая все время трудится, заботится.

Воспитатель : Что делает птичка; для кого?

Дети: Птичка домик сделать хочет, для своих деток.

Воспитатель : Какое настроение у птички: грустное или веселое?

Дети: Веселое настроение – она поет целый день.

Воспитатель : Почему же она поет, если у нее так много забот?

Дети: Птичка заботится о гнездышке для будущих птенчиков, потому радуется, что им будет хорошо в гнездышке.

Воспитатель : А ваши родители радуются, когда заботятся о вас?

Дети: Да, ведь они нас любят.

Воспитатель : Кто научил творения заботиться о своих детях?

Дети: Бог. Он создал все живое с любовью и повелел заботиться друг о друге.

Воспитатель : В чем заключается забота родителей о детях?

Дети: Они нас кормят, одевают, учат.

12. Викторина о птицах.

Воспитатель :

1. Чем покрыто тело птиц?

Дети: перьями.

Воспитатель :

2. Какие птицы прилетают с юга первыми?

Дети: грачи.

Воспитатель :

3. Какую птицу называют лесным доктором?

Дети: дятел.

Воспитатель : Следующий вопрос: об этой ночной хищной птице рассказывают много небылиц, считают ее вестником беды. Кричит она действительно страшно. Но птица эта – истребитель грызунов, а значит – наш большой друг. И зовут ее…

Дети: это сова.

13. Рассматриваем рисунок «Сова» хрестоматия №2 стр. 67

14. Беседа по рисунку.

15. Играем в молчанку «В сову» хрестоматия №2 стр. 77

Рисование птиц: акварельными красками.

Пластилинография птиц.

На этом наша прогулка закончилась. Вы сегодня показали, как много вы знаете о птицах, какие вы любознательные.

Список используемой литературы:

1. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2.- с. 62,, 65, 77.

2. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – с. 74

3. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе. Методическое пособие. – с. 46 -49

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание Развитие ребенка предопределяет дальнейшее становление личности. Именно время детства отличается активным восприятием, развитием таких чувственных.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 19:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ли (УИ 226539) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД