Получи документы

«Дымковская игрушка — гордость России». Конспект интегрированного занятия по изодеятельности в подготовительной группе

Лия Пчелина
«Дымковская игрушка — гордость России». Конспект интегрированного занятия по изодеятельности в подготовительной группе

Тема: «Дымковская игрушка – гордость России».

Цель:

• приобщать воспитанников к истокам русской народной культуры, способствовать художественно-нравственному воспитанию дошкольников средствами народного искусства;

• закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке.

Программные задачи:

Публикация «„Дымковская игрушка — гордость России“, Конспект интегрированного занятия по изодеятельности в подготовительной группе» размещена в разделах

образовательные: закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, добиваясь единства формы и декора, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Продолжать обучать навыкам работы с красками.

развивающие: развивать художественное восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять знания о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивать творческую активность.

воспитательные: воспитание чувства гражданственности и любви к Родине посредством изучения народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций, уважительного отношения к истории и культуре народов России.

Оборудование:

- оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла

- модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров)

- цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек.

- образцы рисунков-упражнений.

- кроссворд.

- шапочки с изображением дымковских игрушек.

- краски, кисточки разных размеров, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, шаблоны дымковских барынь

Ход занятия:

Воспитатель с детьми выходит в зал под веселую русскую народную мелодию «Коробейники»

Воспитатель: как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озерами! Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами. И в каком бы уголке нашей Родины ты не оказался, везде встретишь чудо – мастеров, прославляющих красоту нашей земли.

Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре - самолете. (Воспитатель расстилает ковер). А куда отправимся, вы догадаетесь сами. Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается. (Звучит музыка «Коробейники», дети сидят на ковре с закрытыми глазами, воспитатель переодевается в костюм дымковской барыни).

- Здравствуйте, ребята! Я дымковская барыня. А теперь посмотрите на меня и вокруг, и догадайтесь куда вы попали? А попали вы в село Дымково. А сейчас я вам хочу предложить превратиться я на время в дымковские игрушки. Подойдите и возьмите силуэты игрушек, кому какие нравятся. (Выходят дети, на голове надеты шапочки, изображающие дымковские игрушки : дымковский конь, индюк, дымковская барыня, петушок, дымковский кавалер

Ребенок 1 (водоноска) : Чем знаменито Дымково? -

Игрушкою своей,

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги!

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы.

Ребенок 2: (кавалер)

Почтейнейшие, господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни, и кавалеры.

У барынь алые щеки и губки,

Нарядные платья и теплые шубки.

Ребенок 3:(индюк)

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Ребенок 4: (конь)

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за Хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Ребенок 6: (петушок)

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы по всюду славимся,

Мы и вам понравимся.

Ребенок 7: (барашек)

Барашек – свисток

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Ребенок 6: Давным –давно, за дремучими лесами, на берегу голубой реки Вятки, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи. Из труб валился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково. Жители Дымковской слободы, от мала да велика, лепили из глины игрушку к весеннее ярмарке «Свистунье». И стали эти игрушки называть дымковские.

Воспитатель: дымковские игрушки нельзя спутать с другими глиняными народными игрушками благодаря ее колориту.

-Подройдите пожалуйста сюда и осмотрите на дымковские игрушки. По какому фону идет роспись дымковской игрушки? Верно, это прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой геометрический узор.

-Из каких элементов состоит дымковский узор? (Кружки, кольца, точки, полоски, линии)

- Какие цвета преобладают в росписи? ( Преобладают яркие цвета: красный, малиновый, синий, фиолетовый, золотисто – желтый)

Воспитатель: Тише – тише! Игрушки что-то говорят. Вот что они мне рассказали. В некотором царстве, в некотором государстве есть игрушечный город, в котором жили веселые яркие нарядные игрушки. Все они жили в своей стране весело и свободно. Но однажды случилось вот что. К ним в город прилетела старая злая колдунья. Она похитила самую красивую игрушку и заточила ее в темнице своего мрачного подземелья. Все жители игрушечного города стали унылыми и грустными. На помощь к ним пришла добрая волшебница. Она рассказала, что злые чары колдуньи может разрушить одно волшебное слово. Но, чтобы его узнать, нужно ответить на вопросы изовикторины. В ответах на вопросы будет спрятана загадка. Давайте быстрее узнаем какую же игрушку похитила колдунья. Ответ состоит из одного слова. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

-На какой фон наносятся яркие узоры? (Белый)

-Из чего лепят игрушки? (Из глины)

-Каким узором украшают мастера игрушку (Геометрическим)

- Как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? (Дымково)

-Как называется праздник, который проходит на берегу реки Вятки (Свистунья)

- Как называется город, рядом с которым находится Дымково. (Вятка)

- Какую игрушку похитила колдунья? (Барыню).

Раздается стук в дверь. Воспитатель предлагает посмотреть, кто пришел. За дверью ребята видят глиняную фигуру барыни. Приглашают ее войти.

Воспитатель: А вот и она. А почему же она такая грустная? Давайте для нее станцуем, может быть развеселим ее. (Физкультминутка. Звучит фонограмма «Барыня». Дети выполняют легкие плясовые движения. Дыхание свободное. Необходимо следить за осанкой).

– А что же нам еще придумать, чтобы развеселить барыню? Пригласим для нее подружек. Вон их сколько много пришло! Только что –то у них не хватает, как вы думаете что? Давайте распишем юбки нарядным узором. Возьмите каждый воюю барыню и присаживайтесь пожалуйста за столы. Давайте подусмаем. Каким узором можно расписать юбки?

- Где живет Барыня? (Дымково) Значит, распишем юбку нарядным дымковским узором. А чем же нам расписать юбки, чтобы они стали яркими? (Красками) Какие цвета используют в росписи мастера? Сейчас мы с вами будем мастерами и каждый придумает свои узор. Используя элементы дымковской росписи. Начните роспись сначала с крупных элементов. Потом перейдите к мелким.

- Посмотрите, какой красивый и нарядный узор. Чтобы юбочка для нашей Барыни получилось красивым и нарядным, давайте вспомним, что необходимо знать при составлении дымковского узора. (Рассмотреть таблицу с поэтапной росписью юбки дымковской барыни.)

(Раздать шаблоны юбочек, предложить детям расписать их). Дети готовят краски к работе. (Во время работы детей звучит русская народная песня «Пошла млада за водой»).

Самостоятельная работа детей за столами. Воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Выставка и анализ работ. Дети выкладывают рядом свои работы. Сравнивают их, барыня улыбается, рассказывают, какие элементы росписи были использованы.

- кто работу закончил. Размещает ее на выставке. Расскажите какие элементы вы использовали в своих рисунках. Чьи рисунки вам больше всего понравились? Почему? (Не только красивая,но и праздничная и веселая)

Воспитатель: Вы сегодня были мастерами, но вы только учитесь, а мастера дымковской игрушки – гордость России. В России, наверное, нет такого человека, который бы не видел и не знал дымковскую игрушку, настолько этот промысел любим и популярен в народе. Каждая дымковская игрушек – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. И это чудо создают мастера дымковского промысла – одного из самых старинных промыслов России. А теперь давайте снова поудобней сядем на ковер – самолет и вернемся в наш детский сад.

Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? Игрушки получились яркие, нарядные, наши мастера постарались на славу. Оттого мы и любим наши игрушки, что в них много доброты и веселья. Как вы думаете, нашей барыне оно понравилось? Посмотрите. Как она повеселела. А дома, если желаете, поищите в книжках – раскрасках, открытках, интернете другие народные игрушки, которыми славится наша Россия.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «В мире фантазий» для детей от 4 до 7 лет. Ознакомление с народным творчествомДидактическая игра «В мире фантазий» для детей от 4 до 7 лет. Ознакомление с народным творчеством Цель: • учить детей видоизменять, преобразовывать имеющиеся у них представления, создавать относительно новые образы; • учить находить.

Снежные скульптурыСнежные скульптуры В нашем ОУ каждую зиму проходит конкурс творческих работ педагогов и детей – «Снежные скульптуры» Тема конкурса 2013 года была - народные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дымковская игрушка — гордость России». Конспект интегрированного занятия по изодеятельности в подготовительной группе
Опубликовано: 11 апреля 2014 в 10:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД