Ольга Кутявина
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 3 пос. Николаевка"
Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста"
Составила: Кутявина Ольга Александровна -
старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка"
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
Публикация «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Я работаю по теме: «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста».
Всю работу с детьми провожу в комплексе, на каждом занятии помню о физическом здоровье каждого ребенка, преследуя цель: дать ребенку почувствовать радость движений.
Важную роль в физическом воспитании и самовоспитании человека играет освоение им всей суммы знаний, необходимых для его правильной реализации.
Я стараюсь дать детям элементарные знания, т. е. сведения о физической активности : об утренней гимнастике, о необходимости участвовать в физкультурных занятиях так же, как и в любых других. С детьми стараюсь осваивать знания, непосредственно связанными с физическими упражнениями, правила подвижных и спортивных игр, порядок проведения физкультурных занятий, правила гигиены и закаливания. Иногда дети переоценивают свои силы, поэтому я очень внимательно слежу за их состоянием, вовремя снижаю нагрузку, или создаю условия для восстановления сил.
В своей работе использую разнообразные формы организации физической активности детей, внедряю инновационные методы обучения.
От того, как организована работа с детьми по физическому воспитанию, зависит здоровье будущего человека.
Обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольника - утренняя гимнастика.
В нашем детском саду есть все необходимые условия для проведения работы по физическому воспитанию.
Утреннюю гимнастику я провожу в музыкальном зале, в комплекс, включаю упражнения для формирования правильной осанки, на развитие разных групп мышц, специфические упражнения с предметами, которые дети очень любят использовать (платочки, флажки, кубики, погремушки, гимнастические палки, обручи, мячи и т. д.).
Применяю различные виды перестроений: в колонне по одному, по два, тройками, в шеренге, в кругу.
Провожу утреннюю гимнастику, построенную на подвижных играх.
Например:
1 часть: Построение. Различные виды ходьбы, бега.
2 часть: Подвижная игра: «Кот и мыши».
3 часть: Ходьба. Медленный бег. Заключительная ходьба.
А так же разрабатываю комплекс на 2 месяца, каждый день - разный вид гимнастики.
Например:
Понедельник – игровая
Вторник – беговая
Среда – классическая
Четверг – игровая
Пятница – спортивно-тренажерная
В теплое время года гимнастику провожу на свежем воздухе в виде оздоровительных пробежек по дорожке, вдоль участка, используя природное окружение.
На других занятиях и в повседневной жизни провожу физкультурные минутки для снятия усталости, повышения продуктивности умственной работы. Физкультурные упражнения для физкультурных минуток подбираю с учетом содержания занятий. Упражнения выполняются сидя за столом и стоя, а так же с выходом из-за стола, провожу их во второй половине дня, когда замечаю утомление детей. Упражнения подбираю знакомые и простые по выполнению, это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника, для мышц кистей рук: сгибание и разгибание, отведение и привидение, круговые движения в лучезапястных суставах.
Например:
Образные физкультурные минутки.
1. «Самолеты»
И. п. - ноги прыжком пошире,
руки в стороны
В: 1 – поворот туловища влево,
руки не опускать
2 – поворот вправо, голову не опускать (5-6 раз)
Дыхание произвольное.
Физкультурные минутки с речетативами
1. Рыбки в озере плескались наклон туловища вперед,
в чистой тепленькой воде, раскачивать руки в сторо-
то сойдутся ны,наклон вперед,выпря-
разойдутся, миться,присесть,спрятать голову.
то запрячутся в песке.
2. Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклониться вправо, влево 2 раза
И садимся вновь за дело. Повторить.
После физкультурных минуток ходьба на месте.
Занятия физической культурой в ДОУ являются основной формой обучения детей движениям, т. к. занятия носят обучающий характер, провожу их в игровой форме, постепенно усложняю, стараюсь больше использовать природное окружение и нестандартное оборудование.
Занятия провожу согласно сетке занятий, в утренние часы. Третье физкультурное занятие провожу на свежем воздухе, закрепляю основные виды движений, элементы спортивных игр и упражнений. Занятия провожу по общепринятой структуре (классическая форма, состоящей из трех частей, использую литературу:
«Воспитание здорового ребенка» автор - М. Д. Маханева;
«Какая физкультура нужна дошкольнику» автор - В. А. Шишкина, М. В. Мащенко;
«Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» автор - Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин.
Так же провожу занятия, состоящие из основных движений, исключая обще-развивающие упражнения.
Например:
1-я,3-я часть - по общепринятой структуре
2-я часть - основные виды движений
а) ходьба по гимнастической скамейке
б) прыжки в длину с места
в) метание
г) подлезание и т. д.
Провожу занятия в игровой форме.
Например:
«Экскурсия в лес»
цель: закрепить умение у детей прыгать через предметы на расстоянии 40см. ; упражнять в умении соблюдать осанку при подъеме на наклонную поверхность и спуске с нее, упражнять детей в беге врассыпную.
Оборудование: 4 палки, наклонная доска, листья по два на ребенка.
Ход
1-я часть:
Обычная ходьба, бег врассыпную между деревьями, сбор листьев на полянке.
2-я часть: Обще-развивающие упражнения в кругу.
1) и. п. - ноги слегка расставлены, руки с листьями опущены вниз
В: поднять руки вперед, вверх, вернуться в и. п. (6раз)
2) и. п. - то же
В: наклон туловища вперед, помахать листьями внизу, вернуться в и. п. (5 раз)
3) и. п. - о. с.
В: поднять руки вверх и покружиться влево (вправо, вернуться в и. п. (3раза)
4) и. п. - ноги слегка расставлены, руки внизу
В: присесть, руки вперед, полюбоваться листьями, сказать: «Вот», вернуться в и. п. (5раз)
5) и. п. - о. с.
В: Подпрыгивание на 2-х ногах, помахать листьями над головой (5раз). В конце листья подбросить.
Ходьба по тропинке друг за другом, подъем на пригорок и спуск с него (следить за осанкой)
Перепрыгивание через 3-4 палки, положенные на расстоянии 30-40 см. друг от друга (поваленные деревья).
Подвижная игра: «Ловишка» (с зайцем)- заяц догоняет
3-я часть: Обычная ходьба. Медленный, спокойный бег. Заключительная ходьба- возвращение домой.
В занятия по физической культуре включаю коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, плоскостопия.
Например:
1. Ходьба на пятках по кругу, руки в стороны, покачивание рук вверх, вниз.
2. Палка за спиной внизу
И. п. – основная стойка В:1- ногу левую вперед, руки отвести назад; 2 – и. п. ;3-4 тоже (правую ногу вперед)
3. «Ласточка»
И. п. – лицом к шведской стенке, держась одной рукой за стенку В: делаем ласточку.
4. И. п. – лежа на спине, ноги подтянуть к себе, руками обхватить колени, голову прижать к коленям
В: покатали спинку.
Кроме этого в работе с детьми использую элементы футбола, баскетбола в играх: «Слушай сигнал», «Ножной мяч в кругу» и т. д., упражнения для баскетбола в повседневной жизни: «Вращение мяча вокруг туловища», передавая его с руки на руку, подбросить мяч вверх, сесть и сидя поймать.
Всю работу, проводимую мной по физическому воспитанию я закрепляю во время спортивных праздников и развлечений, в них участвуют дети, родители и сотрудники детского сада.
В программу праздников и развлечений включаю любимые игры и упражнения, интересные спортивные номера, аттракционы, шутки, веселые хороводы с учетом постепенно возрастающей нагрузки. Спортивные праздники в яркой, запоминающейся форме, показывают успехи детей в овладении ими всеми видами движений, их ловкость, силу, выносливость. Это красочное представление, подготовку к которому я провожу в процессе всей воспитательной работы. Их содержание, организация, место проведения выбираю самые разнообразные. Часто в таких мероприятиях у меня участвуют и родители, что является прекрасным средством пропаганды физического воспитания. Проводя всю эту огромную работу, я стараюсь принять все меры, чтобы уберечь нервную систему детей, предупредить утомление, переутомление.
В своей группе я провожу физкультурные досуги 1 раз в месяц по типу соревнований, детям такого рода досуги очень нравятся, это вызывает у них бодрое, радостное настроение.
Например:
Дети заходят в зал, заранее украшенный флажками и шарами. Я обращаю внимание на украшенный зал, объясняя, что сегодня небольшой спортивный праздник, все будем играть и узнаем, кто самый быстрый и ловкий.
1-я игра со всей группой: «Найди свое место» (можно с кубиками или обручами). Игра проводится 2-3 раза.
2-я «Кто самый ловкий»- быстро собрать букет из ромашек (цветы бумажные или пластмассовые). Победителю дают сувенир-ромашку.
3-я Игра с мячом «Прокати мяч». Можно поставить детей в 2 колонны, использовать дуги или обруч, дети от назначенного места катают мячи.
4-я игра для всей группы «Вороны и гнезда».
5-я «Принеси предмет» - дети должны добежать до игрушки и перенести ее в назначенное место (играет часть детей, которые не участвовали в игре: «Кто самый ловкий»).
Поощрение, поздравление победителей. Заключительная ходьба.
Большую роль в жизни дошкольника играет физкультурный праздник, который проводится 1 раз в каждое время года.
Например:
«Здравствуй лето»
Дети выходят на площадку, заранее украшенную цветами, шарами, букетами из цветов.
Ведущая:
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: летом!
Входит лето
Лето:
Принесло я вам веночек
Из красивейших цветочков.
Если их названия сможете узнать-
Будем мы все вместе весело играть.
1-я загадка:
«Рос шар бел,
Ветер дунул-
Шар улетел. (Одуванчик)
«Одуванчик»
И. п. - О. С. ; В: 1- глубокий вдох через нос; 2-4 выдоха через рот, надувая щеки (сдуй пушинки с одуванчика 4-5 раз).
2-я загадка:
«Повернулось к солнцу
Золотое донце» (подсолнух)
«Подсолнух»
И. п. - О. С. ; В: 1- поворот головы вправо,2- и. п. ;3-4 тоже влево (8-10 раз)
(подсолнух поворачивается к солнцу)
3-я загадка:
«Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звона нет (колокольчики)
«Колокольчики»
И. П. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. В: 1- полуприседая, наклон головы вправо,2-и. п. (колокольчики звенят)
3-4 тоже влево. На каждые два счета дети произносят: «Динь-дон» (8-10 раз).
4-я загадка:
«Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями
Полюбуйтесь дикими
Алыми (гвоздиками)
«Гвоздики»
И. п. - О. С. ;1-встать на носки, руки в стороны, вверх (утром гвоздики раскрыли лепестки);2-4 держать руки.
5- опускаясь на всю стопу присед, обхватить колени руками, наклонить голову вперед (вечером гвоздики закрывают лепестки в бутоны)6-7 держать руки;8-и. п. (6-8раз).
Лето:
«Молодцы же вы ребятки,
Отгадали все загадки».
«В золотых цветах опушка
Пчелы водят хоровод
В камышах кричит лягушка
Из-за леса дождь идет».
Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
Разложены домики-обручи (2-3 водящих ребенка - дождики, остальные занимают свои домики. На сигнал: «Солнышко» дети гуляют (собирают ягоды, грибы). На сигнал: «Дождик» убегают в домик. Водящие стараются осалить, затем назначаются новые водящие из числа пойманных (4 -5 раз).
Лето:
«Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купайтесь! – приглашаю».
Дети опускают ноги в воду, плескаются или обливаются водой из бутылок.
Лето:
«И любите вы меня за это,
Ведь я – лето!
Ах, как интересно с вами мне играть!»
Проводится игра: «Море волнуется».
Дети цепочкой входят в воду, взявшись за руки (в бассейн).
«Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
На счет – три, дети приседают в воду
Ведущая:
«Становитесь дети в круг, будем веселиться,
будем вместе в хороводе, радостно кружиться.
Дети встают в круг, лето в центре, танцуют под музыку.
Ведущая:
«А это что за чудеса?- обращает внимание на мешок, пытается открыть его, он не поддается.
Ведущая:
«Ребята, что же делать?
А вот, что: сначала нужно показать свою ловкость, тогда мешок сам и развяжется».
Отгадайте загадку:
«Ползет сороконожка по узенькой дорожке,
Листочками питается, в бабочку превращается».
(гусеница)
Игра: «Гусеница»
Ведущая снова обращается к мешку. Мешок открывается, оттуда появляется Петрушка, потягивается.
- Как я сюда попал? Наверное меня заколдовали. Вы меня разбудите а? Но сначала разгадайте загадку:
«На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь»
(кузнечик)
Эстафета кузнечиков.
Для игры вызывается двое желающих. По сигналу прыгают на двух ногах вперед к ориентиру, обегают его и обычным бегом возвращаются назад (победителей наградить).
Петрушка:
«Молодцы, ребята любите играть и веселиться
Я вижу, что вы очень подросли, видно вы любите зарядку и я люблю. А хороши ли у вас мускулы? Сила и ловкость нам нужны. У меня есть канат давайте посоревнуемся. Дети побеждают.
Петрушка:
«Хочу еще проверить вашу силу».
1.«Надувание шаров».
2. «Пускание мыльных пузырей».
Победителей наградить.
Петрушка:
«Вижу, что вы сильны и у меня силы прибавилось, уже совсем спать не хочу.
С физкультурой вы дружны,
в эстафетах вы сильны.
Лето:
«Весело с вами играть
На следующий год встречусь с вами я опять».
Лето раздает детям фрукты в корзине.
Петрушка раздает всем детям игрушки- сувениры.
Купание детей в бассейне.
После сна провожу с детьми дыхательную гимнастику, во время которой слежу за дыханием детей, гимнастику для глаз, закаливающие мероприятия, упражняю детей в ходьбе по массажерам, дорожке из пуговиц.
Пример дыхательной гимнастики:
1. «Часы» В: стоя, руками размахивать взад – вперед, говорить: «тик-так» (4-5 раз)
2. «Петух» В: встать прямо, хлопать руками по бедрам, сказать: «Ку-ка-ре-ку» (5-6 раз)
3. «Вырасти большой» В: подняться на носки, опуститься, сказать: «Ух» (4-5 раз)
Во время дыхательной гимнастики слежу за дыханием детей, чтобы вдох делали через нос, а выдох через рот.
На физкультурных занятиях, утренней гимнастике применяю нестандартное оборудование, материал.
Летом - листья, камушки, шишки для выполнения обще-развивающих упражнений.
Зимой – снежные комья для перешагивания через них, снежки для метания вдаль, в цель; снежные постройки для перепрыгивания, прокатывания, скольжения (ледяная горка, дорожка и т. д.).
Применяю нестандартное оборудование, изготовленное руками родителей – мячи, веревочки с петельками и пуговками.
В свободное от занятий время провожу индивидуальную работу с детьми по физическому развитию для того, чтобы дети, которые не усвоили на занятии материал или пропустили по болезни или другим причинам смогли его освоить.
Беседую с родителями об организации спортивного уголка дома, о приобретении спортивного оборудования, чтобы дети занимались дома и закрепляли движения.
Помещаю в родительский уголок консультации на тему: «Физкультура дошкольника», «Значение дыхательной гимнастики».
Работу по физическому развитию и воспитанию провожу в контакте с другими воспитателями и младшим воспитателем.
Здоровье и движение – два взаимосвязанных компонента жизни любого человека, ребенка в особенности. Поэтому, осуществляя работу по физическому развитию ребенка в комплексе с другими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, я добилась того, что она проходит не эпизодически и не по принуждению, а по доброй воле и пониманию необходимости детьми моей группы. Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, то эту работу мы рассматриваем широко: организация предметной и социальной среды, уют в оформлении интерьера групповых комнат, все виды занятий провожу так, чтобы дети больше двигались.
Для того чтобы мне было легче работать я много раз посещала в разные отрезки дня своего второго педагога, с которым работаю на группе. После чего мы обговаривали
те или иные задачи и приемлемые формы их выполнения. И мы решили, что нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, ограничивая ее рамками занятий, а для этого необходимо правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность, т. к. она является неотъемлемой частью всей физкультурно-оздоровительной работы.
Для этого я отвожу время для самостоятельной деятельности детей, они самостоятельно организуют подвижные игры, игры в классики, с мячами, скакалками, обручами.
В группе создан микроцентр: "спортивный уголок", нём размещено спортивное оборудование, инвентарь: мячи, массажеры, скакалки, кегли, атрибуты для подвижных игр и т. д.
Провожу диагностику с детьми по физическому развитию. На основании диагностики провожу индивидуальную работу с детьми и родителями. В конце года вижу результативность работы. Дети осваивают движения, у них повышается интерес, эмоциональный настрой к занятиям по физической культуре, вырабатываются такие качества, как ловкость, сила, умение и стремление сопереживать друг за друга, радоваться успехам.
Я считаю, что в своей работе я иду по правильному пути, в тесном контакте с семьей.