Папки-передвижки

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Ольга Кутявина
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 3 пос. Николаевка"

Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста"

Составила: Кутявина Ольга Александровна -

старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка"

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

Публикация «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Я работаю по теме: «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста».

Всю работу с детьми провожу в комплексе, на каждом занятии помню о физическом здоровье каждого ребенка, преследуя цель: дать ребенку почувствовать радость движений.

Важную роль в физическом воспитании и самовоспитании человека играет освоение им всей суммы знаний, необходимых для его правильной реализации.

Я стараюсь дать детям элементарные знания, т. е. сведения о физической активности : об утренней гимнастике, о необходимости участвовать в физкультурных занятиях так же, как и в любых других. С детьми стараюсь осваивать знания, непосредственно связанными с физическими упражнениями, правила подвижных и спортивных игр, порядок проведения физкультурных занятий, правила гигиены и закаливания. Иногда дети переоценивают свои силы, поэтому я очень внимательно слежу за их состоянием, вовремя снижаю нагрузку, или создаю условия для восстановления сил.

В своей работе использую разнообразные формы организации физической активности детей, внедряю инновационные методы обучения.

От того, как организована работа с детьми по физическому воспитанию, зависит здоровье будущего человека.

Обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольника - утренняя гимнастика.

В нашем детском саду есть все необходимые условия для проведения работы по физическому воспитанию.

Утреннюю гимнастику я провожу в музыкальном зале, в комплекс, включаю упражнения для формирования правильной осанки, на развитие разных групп мышц, специфические упражнения с предметами, которые дети очень любят использовать (платочки, флажки, кубики, погремушки, гимнастические палки, обручи, мячи и т. д.).

Применяю различные виды перестроений: в колонне по одному, по два, тройками, в шеренге, в кругу.

Провожу утреннюю гимнастику, построенную на подвижных играх.

Например:

1 часть: Построение. Различные виды ходьбы, бега.

2 часть: Подвижная игра: «Кот и мыши».

3 часть: Ходьба. Медленный бег. Заключительная ходьба.

А так же разрабатываю комплекс на 2 месяца, каждый день - разный вид гимнастики.

Например:

Понедельник – игровая

Вторник – беговая

Среда – классическая

Четверг – игровая

Пятница – спортивно-тренажерная

В теплое время года гимнастику провожу на свежем воздухе в виде оздоровительных пробежек по дорожке, вдоль участка, используя природное окружение.

На других занятиях и в повседневной жизни провожу физкультурные минутки для снятия усталости, повышения продуктивности умственной работы. Физкультурные упражнения для физкультурных минуток подбираю с учетом содержания занятий. Упражнения выполняются сидя за столом и стоя, а так же с выходом из-за стола, провожу их во второй половине дня, когда замечаю утомление детей. Упражнения подбираю знакомые и простые по выполнению, это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника, для мышц кистей рук: сгибание и разгибание, отведение и привидение, круговые движения в лучезапястных суставах.

Например:

Образные физкультурные минутки.

1. «Самолеты»

И. п. - ноги прыжком пошире,

руки в стороны

В: 1 – поворот туловища влево,

руки не опускать

2 – поворот вправо, голову не опускать (5-6 раз)

Дыхание произвольное.

Физкультурные минутки с речетативами

1. Рыбки в озере плескались наклон туловища вперед,

в чистой тепленькой воде, раскачивать руки в сторо-

то сойдутся ны,наклон вперед,выпря-

разойдутся, миться,присесть,спрятать голову.

то запрячутся в песке.

2. Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклониться вправо, влево 2 раза

И садимся вновь за дело. Повторить.

После физкультурных минуток ходьба на месте.

Занятия физической культурой в ДОУ являются основной формой обучения детей движениям, т. к. занятия носят обучающий характер, провожу их в игровой форме, постепенно усложняю, стараюсь больше использовать природное окружение и нестандартное оборудование.

Занятия провожу согласно сетке занятий, в утренние часы. Третье физкультурное занятие провожу на свежем воздухе, закрепляю основные виды движений, элементы спортивных игр и упражнений. Занятия провожу по общепринятой структуре (классическая форма, состоящей из трех частей, использую литературу:

«Воспитание здорового ребенка» автор - М. Д. Маханева;

«Какая физкультура нужна дошкольнику» автор - В. А. Шишкина, М. В. Мащенко;

«Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» автор - Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин.

Так же провожу занятия, состоящие из основных движений, исключая обще-развивающие упражнения.

Например:

1-я,3-я часть - по общепринятой структуре

2-я часть - основные виды движений

а) ходьба по гимнастической скамейке

б) прыжки в длину с места

в) метание

г) подлезание и т. д.

Провожу занятия в игровой форме.

Например:

«Экскурсия в лес»

цель: закрепить умение у детей прыгать через предметы на расстоянии 40см. ; упражнять в умении соблюдать осанку при подъеме на наклонную поверхность и спуске с нее, упражнять детей в беге врассыпную.

Оборудование: 4 палки, наклонная доска, листья по два на ребенка.

Ход

1-я часть:

Обычная ходьба, бег врассыпную между деревьями, сбор листьев на полянке.

2-я часть: Обще-развивающие упражнения в кругу.

1) и. п. - ноги слегка расставлены, руки с листьями опущены вниз

В: поднять руки вперед, вверх, вернуться в и. п. (6раз)

2) и. п. - то же

В: наклон туловища вперед, помахать листьями внизу, вернуться в и. п. (5 раз)

3) и. п. - о. с.

В: поднять руки вверх и покружиться влево (вправо, вернуться в и. п. (3раза)

4) и. п. - ноги слегка расставлены, руки внизу

В: присесть, руки вперед, полюбоваться листьями, сказать: «Вот», вернуться в и. п. (5раз)

5) и. п. - о. с.

В: Подпрыгивание на 2-х ногах, помахать листьями над головой (5раз). В конце листья подбросить.

Ходьба по тропинке друг за другом, подъем на пригорок и спуск с него (следить за осанкой)

Перепрыгивание через 3-4 палки, положенные на расстоянии 30-40 см. друг от друга (поваленные деревья).

Подвижная игра: «Ловишка» (с зайцем)- заяц догоняет

3-я часть: Обычная ходьба. Медленный, спокойный бег. Заключительная ходьба- возвращение домой.

В занятия по физической культуре включаю коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, плоскостопия.

Например:

1. Ходьба на пятках по кругу, руки в стороны, покачивание рук вверх, вниз.

2. Палка за спиной внизу

И. п. – основная стойка В:1- ногу левую вперед, руки отвести назад; 2 – и. п. ;3-4 тоже (правую ногу вперед)

3. «Ласточка»

И. п. – лицом к шведской стенке, держась одной рукой за стенку В: делаем ласточку.

4. И. п. – лежа на спине, ноги подтянуть к себе, руками обхватить колени, голову прижать к коленям

В: покатали спинку.

Кроме этого в работе с детьми использую элементы футбола, баскетбола в играх: «Слушай сигнал», «Ножной мяч в кругу» и т. д., упражнения для баскетбола в повседневной жизни: «Вращение мяча вокруг туловища», передавая его с руки на руку, подбросить мяч вверх, сесть и сидя поймать.

Всю работу, проводимую мной по физическому воспитанию я закрепляю во время спортивных праздников и развлечений, в них участвуют дети, родители и сотрудники детского сада.

В программу праздников и развлечений включаю любимые игры и упражнения, интересные спортивные номера, аттракционы, шутки, веселые хороводы с учетом постепенно возрастающей нагрузки. Спортивные праздники в яркой, запоминающейся форме, показывают успехи детей в овладении ими всеми видами движений, их ловкость, силу, выносливость. Это красочное представление, подготовку к которому я провожу в процессе всей воспитательной работы. Их содержание, организация, место проведения выбираю самые разнообразные. Часто в таких мероприятиях у меня участвуют и родители, что является прекрасным средством пропаганды физического воспитания. Проводя всю эту огромную работу, я стараюсь принять все меры, чтобы уберечь нервную систему детей, предупредить утомление, переутомление.

В своей группе я провожу физкультурные досуги 1 раз в месяц по типу соревнований, детям такого рода досуги очень нравятся, это вызывает у них бодрое, радостное настроение.

Например:

Дети заходят в зал, заранее украшенный флажками и шарами. Я обращаю внимание на украшенный зал, объясняя, что сегодня небольшой спортивный праздник, все будем играть и узнаем, кто самый быстрый и ловкий.

1-я игра со всей группой: «Найди свое место» (можно с кубиками или обручами). Игра проводится 2-3 раза.

2-я «Кто самый ловкий»- быстро собрать букет из ромашек (цветы бумажные или пластмассовые). Победителю дают сувенир-ромашку.

3-я Игра с мячом «Прокати мяч». Можно поставить детей в 2 колонны, использовать дуги или обруч, дети от назначенного места катают мячи.

4-я игра для всей группы «Вороны и гнезда».

5-я «Принеси предмет» - дети должны добежать до игрушки и перенести ее в назначенное место (играет часть детей, которые не участвовали в игре: «Кто самый ловкий»).

Поощрение, поздравление победителей. Заключительная ходьба.

Большую роль в жизни дошкольника играет физкультурный праздник, который проводится 1 раз в каждое время года.

Например:

«Здравствуй лето»

Дети выходят на площадку, заранее украшенную цветами, шарами, букетами из цветов.

Ведущая:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: летом!

Входит лето

Лето:

Принесло я вам веночек

Из красивейших цветочков.

Если их названия сможете узнать-

Будем мы все вместе весело играть.

1-я загадка:

«Рос шар бел,

Ветер дунул-

Шар улетел. (Одуванчик)

«Одуванчик»

И. п. - О. С. ; В: 1- глубокий вдох через нос; 2-4 выдоха через рот, надувая щеки (сдуй пушинки с одуванчика 4-5 раз).

2-я загадка:

«Повернулось к солнцу

Золотое донце» (подсолнух)

«Подсолнух»

И. п. - О. С. ; В: 1- поворот головы вправо,2- и. п. ;3-4 тоже влево (8-10 раз)

(подсолнух поворачивается к солнцу)

3-я загадка:

«Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звона нет (колокольчики)

«Колокольчики»

И. П. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. В: 1- полуприседая, наклон головы вправо,2-и. п. (колокольчики звенят)

3-4 тоже влево. На каждые два счета дети произносят: «Динь-дон» (8-10 раз).

4-я загадка:

«Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми (гвоздиками)

«Гвоздики»

И. п. - О. С. ;1-встать на носки, руки в стороны, вверх (утром гвоздики раскрыли лепестки);2-4 держать руки.

5- опускаясь на всю стопу присед, обхватить колени руками, наклонить голову вперед (вечером гвоздики закрывают лепестки в бутоны)6-7 держать руки;8-и. п. (6-8раз).

Лето:

«Молодцы же вы ребятки,

Отгадали все загадки».

«В золотых цветах опушка

Пчелы водят хоровод

В камышах кричит лягушка

Из-за леса дождь идет».

Подвижная игра: «Солнышко и дождик».

Разложены домики-обручи (2-3 водящих ребенка - дождики, остальные занимают свои домики. На сигнал: «Солнышко» дети гуляют (собирают ягоды, грибы). На сигнал: «Дождик» убегают в домик. Водящие стараются осалить, затем назначаются новые водящие из числа пойманных (4 -5 раз).

Лето:

«Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

Купайтесь! – приглашаю».

Дети опускают ноги в воду, плескаются или обливаются водой из бутылок.

Лето:

«И любите вы меня за это,

Ведь я – лето!

Ах, как интересно с вами мне играть!»

Проводится игра: «Море волнуется».

Дети цепочкой входят в воду, взявшись за руки (в бассейн).

«Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

На счет – три, дети приседают в воду

Ведущая:

«Становитесь дети в круг, будем веселиться,

будем вместе в хороводе, радостно кружиться.

Дети встают в круг, лето в центре, танцуют под музыку.

Ведущая:

«А это что за чудеса?- обращает внимание на мешок, пытается открыть его, он не поддается.

Ведущая:

«Ребята, что же делать?

А вот, что: сначала нужно показать свою ловкость, тогда мешок сам и развяжется».

Отгадайте загадку:

«Ползет сороконожка по узенькой дорожке,

Листочками питается, в бабочку превращается».

(гусеница)

Игра: «Гусеница»

Ведущая снова обращается к мешку. Мешок открывается, оттуда появляется Петрушка, потягивается.

- Как я сюда попал? Наверное меня заколдовали. Вы меня разбудите а? Но сначала разгадайте загадку:

«На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь»

(кузнечик)

Эстафета кузнечиков.

Для игры вызывается двое желающих. По сигналу прыгают на двух ногах вперед к ориентиру, обегают его и обычным бегом возвращаются назад (победителей наградить).

Петрушка:

«Молодцы, ребята любите играть и веселиться

Я вижу, что вы очень подросли, видно вы любите зарядку и я люблю. А хороши ли у вас мускулы? Сила и ловкость нам нужны. У меня есть канат давайте посоревнуемся. Дети побеждают.

Петрушка:

«Хочу еще проверить вашу силу».

1.«Надувание шаров».

2. «Пускание мыльных пузырей».

Победителей наградить.

Петрушка:

«Вижу, что вы сильны и у меня силы прибавилось, уже совсем спать не хочу.

С физкультурой вы дружны,

в эстафетах вы сильны.

Лето:

«Весело с вами играть

На следующий год встречусь с вами я опять».

Лето раздает детям фрукты в корзине.

Петрушка раздает всем детям игрушки- сувениры.

Купание детей в бассейне.

После сна провожу с детьми дыхательную гимнастику, во время которой слежу за дыханием детей, гимнастику для глаз, закаливающие мероприятия, упражняю детей в ходьбе по массажерам, дорожке из пуговиц.

Пример дыхательной гимнастики:

1. «Часы» В: стоя, руками размахивать взад – вперед, говорить: «тик-так» (4-5 раз)

2. «Петух» В: встать прямо, хлопать руками по бедрам, сказать: «Ку-ка-ре-ку» (5-6 раз)

3. «Вырасти большой» В: подняться на носки, опуститься, сказать: «Ух» (4-5 раз)

Во время дыхательной гимнастики слежу за дыханием детей, чтобы вдох делали через нос, а выдох через рот.

На физкультурных занятиях, утренней гимнастике применяю нестандартное оборудование, материал.

Летом - листья, камушки, шишки для выполнения обще-развивающих упражнений.

Зимой – снежные комья для перешагивания через них, снежки для метания вдаль, в цель; снежные постройки для перепрыгивания, прокатывания, скольжения (ледяная горка, дорожка и т. д.).

Применяю нестандартное оборудование, изготовленное руками родителей – мячи, веревочки с петельками и пуговками.

В свободное от занятий время провожу индивидуальную работу с детьми по физическому развитию для того, чтобы дети, которые не усвоили на занятии материал или пропустили по болезни или другим причинам смогли его освоить.

Беседую с родителями об организации спортивного уголка дома, о приобретении спортивного оборудования, чтобы дети занимались дома и закрепляли движения.

Помещаю в родительский уголок консультации на тему: «Физкультура дошкольника», «Значение дыхательной гимнастики».

Работу по физическому развитию и воспитанию провожу в контакте с другими воспитателями и младшим воспитателем.

Здоровье и движение – два взаимосвязанных компонента жизни любого человека, ребенка в особенности. Поэтому, осуществляя работу по физическому развитию ребенка в комплексе с другими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, я добилась того, что она проходит не эпизодически и не по принуждению, а по доброй воле и пониманию необходимости детьми моей группы. Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, то эту работу мы рассматриваем широко: организация предметной и социальной среды, уют в оформлении интерьера групповых комнат, все виды занятий провожу так, чтобы дети больше двигались.

Для того чтобы мне было легче работать я много раз посещала в разные отрезки дня своего второго педагога, с которым работаю на группе. После чего мы обговаривали

те или иные задачи и приемлемые формы их выполнения. И мы решили, что нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, ограничивая ее рамками занятий, а для этого необходимо правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность, т. к. она является неотъемлемой частью всей физкультурно-оздоровительной работы.

Для этого я отвожу время для самостоятельной деятельности детей, они самостоятельно организуют подвижные игры, игры в классики, с мячами, скакалками, обручами.

В группе создан микроцентр: "спортивный уголок", нём размещено спортивное оборудование, инвентарь: мячи, массажеры, скакалки, кегли, атрибуты для подвижных игр и т. д.

Провожу диагностику с детьми по физическому развитию. На основании диагностики провожу индивидуальную работу с детьми и родителями. В конце года вижу результативность работы. Дети осваивают движения, у них повышается интерес, эмоциональный настрой к занятиям по физической культуре, вырабатываются такие качества, как ловкость, сила, умение и стремление сопереживать друг за друга, радоваться успехам.

Я считаю, что в своей работе я иду по правильному пути, в тесном контакте с семьей.

Публикации по теме:

Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в режиме дня «Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в режиме дня». Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста направлено.

Физическое развитие детей дошкольного возраста. Физкультминутки Физкультминутка. «Зарядка». Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, Весело шагать. Руки.

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста в ДОУ В наше время физическое развитие детей дошкольного возраста в силу каких-то причин отошло на второй план, хотя именно высокий уровень физического.

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Основные понятия, приоритетные направления, задачи Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья.

Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого.

Консультация «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста» Двигательная активность в первые годы жизни – фундамент для здоровья человека. И. А. Аршавский. В настоящее время в условиях неблагоприятной.

Опыт работы «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Составила: Кутявина Ольга Александровна.

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие в средней группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МИШУТКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ.

Влияние семьи на физическое воспитание детей дошкольного возраста. Основные цели и задачи физического воспитания детей В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным.

Физическое самосовершенствование: воспитание силы воли и развитие Выступление на педсовете по здоровьесбережению Тема: «Физическое самосовершенствование: воспитание силы воли и развитие». Содержание •.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 14:05
+236Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 107.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД