МААМ-картинки

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Ольга Кутявина
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 3 пос. Николаевка"

Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста"

Составила: Кутявина Ольга Александровна -

старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка"

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

Публикация «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Я работаю по теме: «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста».

Всю работу с детьми провожу в комплексе, на каждом занятии помню о физическом здоровье каждого ребенка, преследуя цель: дать ребенку почувствовать радость движений.

Важную роль в физическом воспитании и самовоспитании человека играет освоение им всей суммы знаний, необходимых для его правильной реализации.

Я стараюсь дать детям элементарные знания, т. е. сведения о физической активности : об утренней гимнастике, о необходимости участвовать в физкультурных занятиях так же, как и в любых других. С детьми стараюсь осваивать знания, непосредственно связанными с физическими упражнениями, правила подвижных и спортивных игр, порядок проведения физкультурных занятий, правила гигиены и закаливания. Иногда дети переоценивают свои силы, поэтому я очень внимательно слежу за их состоянием, вовремя снижаю нагрузку, или создаю условия для восстановления сил.

В своей работе использую разнообразные формы организации физической активности детей, внедряю инновационные методы обучения.

От того, как организована работа с детьми по физическому воспитанию, зависит здоровье будущего человека.

Обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольника - утренняя гимнастика.

В нашем детском саду есть все необходимые условия для проведения работы по физическому воспитанию.

Утреннюю гимнастику я провожу в музыкальном зале, в комплекс, включаю упражнения для формирования правильной осанки, на развитие разных групп мышц, специфические упражнения с предметами, которые дети очень любят использовать (платочки, флажки, кубики, погремушки, гимнастические палки, обручи, мячи и т. д.).

Применяю различные виды перестроений: в колонне по одному, по два, тройками, в шеренге, в кругу.

Провожу утреннюю гимнастику, построенную на подвижных играх.

Например:

1 часть: Построение. Различные виды ходьбы, бега.

2 часть: Подвижная игра: «Кот и мыши».

3 часть: Ходьба. Медленный бег. Заключительная ходьба.

А так же разрабатываю комплекс на 2 месяца, каждый день - разный вид гимнастики.

Например:

Понедельник – игровая

Вторник – беговая

Среда – классическая

Четверг – игровая

Пятница – спортивно-тренажерная

В теплое время года гимнастику провожу на свежем воздухе в виде оздоровительных пробежек по дорожке, вдоль участка, используя природное окружение.

На других занятиях и в повседневной жизни провожу физкультурные минутки для снятия усталости, повышения продуктивности умственной работы. Физкультурные упражнения для физкультурных минуток подбираю с учетом содержания занятий. Упражнения выполняются сидя за столом и стоя, а так же с выходом из-за стола, провожу их во второй половине дня, когда замечаю утомление детей. Упражнения подбираю знакомые и простые по выполнению, это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника, для мышц кистей рук: сгибание и разгибание, отведение и привидение, круговые движения в лучезапястных суставах.

Например:

Образные физкультурные минутки.

1. «Самолеты»

И. п. - ноги прыжком пошире,

руки в стороны

В: 1 – поворот туловища влево,

руки не опускать

2 – поворот вправо, голову не опускать (5-6 раз)

Дыхание произвольное.

Физкультурные минутки с речетативами

1. Рыбки в озере плескались наклон туловища вперед,

в чистой тепленькой воде, раскачивать руки в сторо-

то сойдутся ны,наклон вперед,выпря-

разойдутся, миться,присесть,спрятать голову.

то запрячутся в песке.

2. Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклониться вправо, влево 2 раза

И садимся вновь за дело. Повторить.

После физкультурных минуток ходьба на месте.

Занятия физической культурой в ДОУ являются основной формой обучения детей движениям, т. к. занятия носят обучающий характер, провожу их в игровой форме, постепенно усложняю, стараюсь больше использовать природное окружение и нестандартное оборудование.

Занятия провожу согласно сетке занятий, в утренние часы. Третье физкультурное занятие провожу на свежем воздухе, закрепляю основные виды движений, элементы спортивных игр и упражнений. Занятия провожу по общепринятой структуре (классическая форма, состоящей из трех частей, использую литературу:

«Воспитание здорового ребенка» автор - М. Д. Маханева;

«Какая физкультура нужна дошкольнику» автор - В. А. Шишкина, М. В. Мащенко;

«Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» автор - Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин.

Так же провожу занятия, состоящие из основных движений, исключая обще-развивающие упражнения.

Например:

1-я,3-я часть - по общепринятой структуре

2-я часть - основные виды движений

а) ходьба по гимнастической скамейке

б) прыжки в длину с места

в) метание

г) подлезание и т. д.

Провожу занятия в игровой форме.

Например:

«Экскурсия в лес»

цель: закрепить умение у детей прыгать через предметы на расстоянии 40см. ; упражнять в умении соблюдать осанку при подъеме на наклонную поверхность и спуске с нее, упражнять детей в беге врассыпную.

Оборудование: 4 палки, наклонная доска, листья по два на ребенка.

Ход

1-я часть:

Обычная ходьба, бег врассыпную между деревьями, сбор листьев на полянке.

2-я часть: Обще-развивающие упражнения в кругу.

1) и. п. - ноги слегка расставлены, руки с листьями опущены вниз

В: поднять руки вперед, вверх, вернуться в и. п. (6раз)

2) и. п. - то же

В: наклон туловища вперед, помахать листьями внизу, вернуться в и. п. (5 раз)

3) и. п. - о. с.

В: поднять руки вверх и покружиться влево (вправо, вернуться в и. п. (3раза)

4) и. п. - ноги слегка расставлены, руки внизу

В: присесть, руки вперед, полюбоваться листьями, сказать: «Вот», вернуться в и. п. (5раз)

5) и. п. - о. с.

В: Подпрыгивание на 2-х ногах, помахать листьями над головой (5раз). В конце листья подбросить.

Ходьба по тропинке друг за другом, подъем на пригорок и спуск с него (следить за осанкой)

Перепрыгивание через 3-4 палки, положенные на расстоянии 30-40 см. друг от друга (поваленные деревья).

Подвижная игра: «Ловишка» (с зайцем)- заяц догоняет

3-я часть: Обычная ходьба. Медленный, спокойный бег. Заключительная ходьба- возвращение домой.

В занятия по физической культуре включаю коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, плоскостопия.

Например:

1. Ходьба на пятках по кругу, руки в стороны, покачивание рук вверх, вниз.

2. Палка за спиной внизу

И. п. – основная стойка В:1- ногу левую вперед, руки отвести назад; 2 – и. п. ;3-4 тоже (правую ногу вперед)

3. «Ласточка»

И. п. – лицом к шведской стенке, держась одной рукой за стенку В: делаем ласточку.

4. И. п. – лежа на спине, ноги подтянуть к себе, руками обхватить колени, голову прижать к коленям

В: покатали спинку.

Кроме этого в работе с детьми использую элементы футбола, баскетбола в играх: «Слушай сигнал», «Ножной мяч в кругу» и т. д., упражнения для баскетбола в повседневной жизни: «Вращение мяча вокруг туловища», передавая его с руки на руку, подбросить мяч вверх, сесть и сидя поймать.

Всю работу, проводимую мной по физическому воспитанию я закрепляю во время спортивных праздников и развлечений, в них участвуют дети, родители и сотрудники детского сада.

В программу праздников и развлечений включаю любимые игры и упражнения, интересные спортивные номера, аттракционы, шутки, веселые хороводы с учетом постепенно возрастающей нагрузки. Спортивные праздники в яркой, запоминающейся форме, показывают успехи детей в овладении ими всеми видами движений, их ловкость, силу, выносливость. Это красочное представление, подготовку к которому я провожу в процессе всей воспитательной работы. Их содержание, организация, место проведения выбираю самые разнообразные. Часто в таких мероприятиях у меня участвуют и родители, что является прекрасным средством пропаганды физического воспитания. Проводя всю эту огромную работу, я стараюсь принять все меры, чтобы уберечь нервную систему детей, предупредить утомление, переутомление.

В своей группе я провожу физкультурные досуги 1 раз в месяц по типу соревнований, детям такого рода досуги очень нравятся, это вызывает у них бодрое, радостное настроение.

Например:

Дети заходят в зал, заранее украшенный флажками и шарами. Я обращаю внимание на украшенный зал, объясняя, что сегодня небольшой спортивный праздник, все будем играть и узнаем, кто самый быстрый и ловкий.

1-я игра со всей группой: «Найди свое место» (можно с кубиками или обручами). Игра проводится 2-3 раза.

2-я «Кто самый ловкий»- быстро собрать букет из ромашек (цветы бумажные или пластмассовые). Победителю дают сувенир-ромашку.

3-я Игра с мячом «Прокати мяч». Можно поставить детей в 2 колонны, использовать дуги или обруч, дети от назначенного места катают мячи.

4-я игра для всей группы «Вороны и гнезда».

5-я «Принеси предмет» - дети должны добежать до игрушки и перенести ее в назначенное место (играет часть детей, которые не участвовали в игре: «Кто самый ловкий»).

Поощрение, поздравление победителей. Заключительная ходьба.

Большую роль в жизни дошкольника играет физкультурный праздник, который проводится 1 раз в каждое время года.

Например:

«Здравствуй лето»

Дети выходят на площадку, заранее украшенную цветами, шарами, букетами из цветов.

Ведущая:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: летом!

Входит лето

Лето:

Принесло я вам веночек

Из красивейших цветочков.

Если их названия сможете узнать-

Будем мы все вместе весело играть.

1-я загадка:

«Рос шар бел,

Ветер дунул-

Шар улетел. (Одуванчик)

«Одуванчик»

И. п. - О. С. ; В: 1- глубокий вдох через нос; 2-4 выдоха через рот, надувая щеки (сдуй пушинки с одуванчика 4-5 раз).

2-я загадка:

«Повернулось к солнцу

Золотое донце» (подсолнух)

«Подсолнух»

И. п. - О. С. ; В: 1- поворот головы вправо,2- и. п. ;3-4 тоже влево (8-10 раз)

(подсолнух поворачивается к солнцу)

3-я загадка:

«Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звона нет (колокольчики)

«Колокольчики»

И. П. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. В: 1- полуприседая, наклон головы вправо,2-и. п. (колокольчики звенят)

3-4 тоже влево. На каждые два счета дети произносят: «Динь-дон» (8-10 раз).

4-я загадка:

«Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми (гвоздиками)

«Гвоздики»

И. п. - О. С. ;1-встать на носки, руки в стороны, вверх (утром гвоздики раскрыли лепестки);2-4 держать руки.

5- опускаясь на всю стопу присед, обхватить колени руками, наклонить голову вперед (вечером гвоздики закрывают лепестки в бутоны)6-7 держать руки;8-и. п. (6-8раз).

Лето:

«Молодцы же вы ребятки,

Отгадали все загадки».

«В золотых цветах опушка

Пчелы водят хоровод

В камышах кричит лягушка

Из-за леса дождь идет».

Подвижная игра: «Солнышко и дождик».

Разложены домики-обручи (2-3 водящих ребенка - дождики, остальные занимают свои домики. На сигнал: «Солнышко» дети гуляют (собирают ягоды, грибы). На сигнал: «Дождик» убегают в домик. Водящие стараются осалить, затем назначаются новые водящие из числа пойманных (4 -5 раз).

Лето:

«Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

Купайтесь! – приглашаю».

Дети опускают ноги в воду, плескаются или обливаются водой из бутылок.

Лето:

«И любите вы меня за это,

Ведь я – лето!

Ах, как интересно с вами мне играть!»

Проводится игра: «Море волнуется».

Дети цепочкой входят в воду, взявшись за руки (в бассейн).

«Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

На счет – три, дети приседают в воду

Ведущая:

«Становитесь дети в круг, будем веселиться,

будем вместе в хороводе, радостно кружиться.

Дети встают в круг, лето в центре, танцуют под музыку.

Ведущая:

«А это что за чудеса?- обращает внимание на мешок, пытается открыть его, он не поддается.

Ведущая:

«Ребята, что же делать?

А вот, что: сначала нужно показать свою ловкость, тогда мешок сам и развяжется».

Отгадайте загадку:

«Ползет сороконожка по узенькой дорожке,

Листочками питается, в бабочку превращается».

(гусеница)

Игра: «Гусеница»

Ведущая снова обращается к мешку. Мешок открывается, оттуда появляется Петрушка, потягивается.

- Как я сюда попал? Наверное меня заколдовали. Вы меня разбудите а? Но сначала разгадайте загадку:

«На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь»

(кузнечик)

Эстафета кузнечиков.

Для игры вызывается двое желающих. По сигналу прыгают на двух ногах вперед к ориентиру, обегают его и обычным бегом возвращаются назад (победителей наградить).

Петрушка:

«Молодцы, ребята любите играть и веселиться

Я вижу, что вы очень подросли, видно вы любите зарядку и я люблю. А хороши ли у вас мускулы? Сила и ловкость нам нужны. У меня есть канат давайте посоревнуемся. Дети побеждают.

Петрушка:

«Хочу еще проверить вашу силу».

1.«Надувание шаров».

2. «Пускание мыльных пузырей».

Победителей наградить.

Петрушка:

«Вижу, что вы сильны и у меня силы прибавилось, уже совсем спать не хочу.

С физкультурой вы дружны,

в эстафетах вы сильны.

Лето:

«Весело с вами играть

На следующий год встречусь с вами я опять».

Лето раздает детям фрукты в корзине.

Петрушка раздает всем детям игрушки- сувениры.

Купание детей в бассейне.

После сна провожу с детьми дыхательную гимнастику, во время которой слежу за дыханием детей, гимнастику для глаз, закаливающие мероприятия, упражняю детей в ходьбе по массажерам, дорожке из пуговиц.

Пример дыхательной гимнастики:

1. «Часы» В: стоя, руками размахивать взад – вперед, говорить: «тик-так» (4-5 раз)

2. «Петух» В: встать прямо, хлопать руками по бедрам, сказать: «Ку-ка-ре-ку» (5-6 раз)

3. «Вырасти большой» В: подняться на носки, опуститься, сказать: «Ух» (4-5 раз)

Во время дыхательной гимнастики слежу за дыханием детей, чтобы вдох делали через нос, а выдох через рот.

На физкультурных занятиях, утренней гимнастике применяю нестандартное оборудование, материал.

Летом - листья, камушки, шишки для выполнения обще-развивающих упражнений.

Зимой – снежные комья для перешагивания через них, снежки для метания вдаль, в цель; снежные постройки для перепрыгивания, прокатывания, скольжения (ледяная горка, дорожка и т. д.).

Применяю нестандартное оборудование, изготовленное руками родителей – мячи, веревочки с петельками и пуговками.

В свободное от занятий время провожу индивидуальную работу с детьми по физическому развитию для того, чтобы дети, которые не усвоили на занятии материал или пропустили по болезни или другим причинам смогли его освоить.

Беседую с родителями об организации спортивного уголка дома, о приобретении спортивного оборудования, чтобы дети занимались дома и закрепляли движения.

Помещаю в родительский уголок консультации на тему: «Физкультура дошкольника», «Значение дыхательной гимнастики».

Работу по физическому развитию и воспитанию провожу в контакте с другими воспитателями и младшим воспитателем.

Здоровье и движение – два взаимосвязанных компонента жизни любого человека, ребенка в особенности. Поэтому, осуществляя работу по физическому развитию ребенка в комплексе с другими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, я добилась того, что она проходит не эпизодически и не по принуждению, а по доброй воле и пониманию необходимости детьми моей группы. Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, то эту работу мы рассматриваем широко: организация предметной и социальной среды, уют в оформлении интерьера групповых комнат, все виды занятий провожу так, чтобы дети больше двигались.

Для того чтобы мне было легче работать я много раз посещала в разные отрезки дня своего второго педагога, с которым работаю на группе. После чего мы обговаривали

те или иные задачи и приемлемые формы их выполнения. И мы решили, что нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, ограничивая ее рамками занятий, а для этого необходимо правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность, т. к. она является неотъемлемой частью всей физкультурно-оздоровительной работы.

Для этого я отвожу время для самостоятельной деятельности детей, они самостоятельно организуют подвижные игры, игры в классики, с мячами, скакалками, обручами.

В группе создан микроцентр: "спортивный уголок", нём размещено спортивное оборудование, инвентарь: мячи, массажеры, скакалки, кегли, атрибуты для подвижных игр и т. д.

Провожу диагностику с детьми по физическому развитию. На основании диагностики провожу индивидуальную работу с детьми и родителями. В конце года вижу результативность работы. Дети осваивают движения, у них повышается интерес, эмоциональный настрой к занятиям по физической культуре, вырабатываются такие качества, как ловкость, сила, умение и стремление сопереживать друг за друга, радоваться успехам.

Я считаю, что в своей работе я иду по правильному пути, в тесном контакте с семьей.

Публикации по теме:

Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в режиме дня «Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в режиме дня». Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста направлено.

Физическое развитие детей дошкольного возраста. Физкультминутки Физкультминутка. «Зарядка». Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, Весело шагать. Руки.

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста в ДОУ В наше время физическое развитие детей дошкольного возраста в силу каких-то причин отошло на второй план, хотя именно высокий уровень физического.

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Основные понятия, приоритетные направления, задачи Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья.

Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого.

Консультация «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста» Двигательная активность в первые годы жизни – фундамент для здоровья человека. И. А. Аршавский. В настоящее время в условиях неблагоприятной.

Опыт работы «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Составила: Кутявина Ольга Александровна.

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие в средней группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МИШУТКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ.

Влияние семьи на физическое воспитание детей дошкольного возраста. Основные цели и задачи физического воспитания детей В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным.

Физическое самосовершенствование: воспитание силы воли и развитие Выступление на педсовете по здоровьесбережению Тема: «Физическое самосовершенствование: воспитание силы воли и развитие». Содержание •.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 14:05
+236Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кутявина (УИ 1181478) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 107.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД