вера васильченко
Формат работы педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формат работы педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников
В мае 2020г вышел Указ Президента. Одна из основных целей развития системы образования согласно этому указу – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Поэтому нам предстоит в новом учебном году реализовывать Программы воспитания и проводить патриотические мероприятия и с детьми и родителями. Чтобы эти мероприятия выполняли не только имиджевые функции, но и соответствовали программным задачам мы сегодня поговорим о формате работы педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.
Публикация «Формат работы педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Задачи патриотического воспитания дошкольников,
которые должны решать педагоги
• формировать у воспитанников любовь к семье, дому, детскому саду, малой родине, области, стране в целом;
• формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• воспитывать уважение к труду;
• знакомить с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• воспитывать в детях гордость за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
• учить понимать культурные традиции;
• воспитывать уважение к национальным особенностям своего народа;
• учить толерантно, относиться к другим людям, уважать их традиции
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду включает несколько направлений. Каждое из этих направлений педагоги должны реализовывать с учетом возраста воспитанников.
1. Создать развивающую среду по патриотическому воспитанию.
Чтобы решать задачи патриотического воспитания, в группах необходима соответствующая развивающая среда. Согласно ФГОС она должна способствовать позитивной социализации каждого ребенка, его морально-нравственному и познавательному развитию. В этом помогут патриотический центр, мини-музеи, наглядные материалы и предметы, которые должны быть доступны воспитанникам в течение дня, а не только на занятиях.
o
o Созданные в группе центры по патриотическому воспитанию дошкольников. В первую очередь должны быть эстетично оформлены. Придерживайтесь единого стиля, используйте оригинальные формы подачи материала.
o Следите, чтобы в центре было достаточно материалов по теме. Подберите для своей группы уникальные экспонаты, которые будут интересны детям.
o Наполните центр информацией по темам «Моя родина Россия», «Мой поселок», «Мой Кузбасс», «Моя семья».
o Следите за тем, чтобы наглядные, игровые, дидактические материалы в центре соответствовали возрастным особенностям воспитанников.
o Подбирайте экспонаты, в которых заложен нравственный и педагогический потенциал.
• Содержание патриотического центра
(наличие и разнообразие материалов с учетом возраста детей)
•
o Используйте разные формы подачи наглядного материала по темам: «Моя семья», «Наш детский сад», «Малая родина», «Моя страна», «Знаменитые земляки». Подберите открытки с иллюстрациями или распечатайте фотографии и разместите их в тематическом альбоме.
o Используйте игрушки, куклы в национальных костюмах, предметы старины, народно-прикладного искусства, чтобы знакомить детей с народной культурой.
o Разместите в центре флаг и герб страны, чтобы знакомить детей с символикой государства.
o Разместите флаг и герб области, поселка, чтобы знакомить детей с символикой родного края.
o Оформите макеты памятных мест нашего края. Привлеките к работе над макетами детей с учетом их возраста.
o Разместите в центре детские поделки по темам: «Моя семья», «Наш детский сад», «Малая родина», «Моя страна».
o Создайте картотеку дидактических игр по патриотическому воспитанию детей.
o Используйте настольно-печатные игры по патриотическому воспитанию детей.
o Расположите в центре атрибуты для сюжетно-ролевых игр: костюмы военных и спасателей, пилотки, каски, бинокли, оружие, танки, самолеты.
o Подберите и разместите в центре сказки, былины, предания, песенки, пословицы, поговорки для занятия по патриотическому воспитанию.
o Оформите календарь народных и государственных праздников с иллюстрациями и фотографиями
С их помощью дети смогут ежедневно пополнять свои знания о родном крае и стране.
2. Включать элементы патриотического воспитания в разные виды детской деятельности. Это могут быть тематические беседы и рассказы о родном поселке, стране, ее истории. Также на прогулках и в ходе экскурсий педагоги могут наблюдать и обсуждать с воспитанниками, как изменился их населенный пункт.
Дети дошкольного возраста только учатся анализировать и делать выводы. Большую роль в восприятии новой информации играют эмоции и впечатления. Поэтому на занятиях нужно использовать пословицы, поговорки, сказки, народные песни и игры, знакомить детей с народными ремеслами – росписью, вышивкой, народной игрушкой.
Особое место в плане работы необходимо отвести изобразительной деятельности. Именно через рисунки, поделки дети выражают свое отношение к родному дому, природе, малой родине. Это могут быть индивидуальные и коллективные работы на патриотическую тему, которые дети выполнят сами или вместе с педагогом.
o Предусмотрите в плане работы занятия по ознакомлению дошкольников с природными богатствами, бытом и традициями родного края.
o Уделите больше внимания ознакомлению детей с достопримечательностями – памятниками героям ВОВ в поселке (области, стране).
o Знакомьте дошкольников с видами устного народного творчества, традициями родного края, чтобы приобщать их к национальной культуре.
o Уделите больше внимания ознакомлению дошкольников с русским народным и национальным промыслом в соответствии с возрастом, народными праздниками, традициями
o Предусмотрите в плане работы занятия по ознакомлению дошкольников с историей России
• Раздел 2. Планирование разных видов деятельности с детьми
•
o Планируйте индивидуальную работу с детьми, чтобы выяснить, что они знают о Родине.
o Читайте детям художественную литературу, которая воспитывает патриотические чувства. Учите с ними стихотворения, поговорки и пословицы о Родине.
o Проводите тематические беседы с детьми.
o Подготовьте презентацию для дошкольников, чтобы рассказать им о величии родного края. Организовывайте просмотр кинофильмов или диафильмов по теме.
o Рассказывайте детям на занятиях о многообразии стран и народов мира, об особенностях нашей страны. Покажите расположение нашей страны на карте мира.
o Запланируйте и проведите с детьми беседу о прошлом нашей страны. Покажите иллюстрации, чтобы сформировать у них элементарные представления об истории государства и истории быта народов России.
o Покажите детям карту России, расскажите о ее размерах и природных богатствах, климатических зонах и условиях жизни людей в них.
o Рассказывайте детям на занятиях, как взаимосвязаны и взаимодействуют живые организмы в природе. Объясните, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы.
o Излагайте информацию в доступной для детей форме, не рассказывайте им об истории Родины научным языком. Используйте презентации с иллюстрациями, организуйте просмотр мультфильмов.
o Подготовьте иллюстрации на тему «Моя малая Родина». Используйте на занятиях тематические альбомы с фотографиями. Оформляйте выставки детского художественного творчества на патриотическую тематику.
o Уделите больше внимания дидактическим и сюжетно-ролевым играм с детьми: «Военная техника», «Моряки», «Пограничники», «Военные разведчики», «Спасатели» и т. д.
o Организуйте изобразительную деятельность детей на темы, например, «Моя Родина», «Мой поселок», «Моя улица».
o Разработайте и реализуйте с детьми патриотический проект. Используйте для этого ресурсы детского сада и социальных партнеров.
o Планируйте и регулярно проводите с детьми экскурсии и целевые прогулки по родному поселку, когда нам разрешат.
Основные мероприятия в плане работы по патриотическому воспитанию детей
• экскурсии и целевые прогулки, например, в краеведческий музей, к монументу
Воинской славы;
• тематические занятия: «Города-герои», «Дети войны»; «Герб, флаг, гимн страны»;
• тематические выставки, например, рисунков и поделок посвященные 75-ой годовщине Победы,
• беседы и просмотр иллюстраций, фильмов, слайдов о стране, жизни и труде людей,
природе родного края;
• прослушивание аудиозаписей, например, гимна страны, птичьих голосов в лесу;
• проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы;
• оформление тематических стендов, уголков Героев;
• акции, например, «Письмо солдату», «Письмо ветерану»;
• конкурсы стихов о Победе;
• тематические встречи с ветеранами,
3. Планировать совместные мероприятия с родителями. Решить задачи воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию нельзя только силами педагогов. В этом процессе должны участвовать родители воспитанников. Поэтому педагоги должны планировать совместные с ними мероприятия. Это могут быть разные образовательные события, экскурсии, спортивные праздники (мы пока неможем проводить, конкурсы, мастер-классы. Творческие конкурсы и выставки совместных работ на темы, например, «Поселок и моя семья», «Моя родословная» помогут педагогам вовлечь в образовательную деятельность несколько поколений родственников детей.
На тематических родительских собраниях необходимо рассказывать о том, как важно закладывать в детях чувство любви к окружающему миру с ранних лет и предлагать формы совместного досуга. Например, «маршрут выходного дня» по знаменательным местам для расширения знаний родителей и детей о своем поселке.
o Проводите групповые и индивидуальные консультации для родителей по патриотическому воспитанию. Беседуйте с ними о том, как важно прививать детям любовь к Родине.
o Планируйте праздничные мероприятия по патриотическому воспитанию с участием родителей. Организуйте совместные проекты, экскурсии в музеи.
o Оформляйте наглядную информацию для родителей, размещайте ее в группах WatssApp и на сайте детского сада, раздавайте в виде буклетов и памяток.
o Уделите больше внимания участию родителей в образовательной деятельности. Вовлекайте их в работу по изготовлению дидактических материалов для детей.
Чтобы мотивировать родителей участвовать в мероприятиях, узнать их отношение к патриотическому воспитанию детей, педагоги должны проводить анкетирование. Полученные данные помогут составить план мероприятий в рамках патриотического воспитания, которые будут интересны и детям и родителям.