Получи документы

Формирование начальных знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Наталия Быкова
Формирование начальных знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» C. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства «Способность к здоровью», как и любые другие способности, необходимо развивать. Человек может активно участвовать в формировании своего здоровья.

Публикация «Формирование начальных знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно – гигиенических навыков и основных движений ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности. Здоровье – это валеологический процесс формирования организма и личности.

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья взрослых и детей в нашей стране чрезвычайно актуальная.

В дошкольном возрасте закладываются основы миро - и самопонимания. Создание целостного «образа Я» невозможно без физического, телесного «Я», что зачастую не учитывается в повседневной жизни.

В своей работе мною была поставлена цель:

учить ребят быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в соглашении с законами природы, законами бытия.

Так же были поставлены задачи:

сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела);

• помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;

• научить «слушать» и «слышать» свой организм;

• осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании в здоровом образе жизни;

• прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

• развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро и самоощущение;

• воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

В своей работе я ориентировалась не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становлении его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Много было учтено, что ребенок изучал себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Моя работа с детьми строилась в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делался акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

В использованных мною занятиях содержится познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр., необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание занятий направлены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятия позволили сохранить специфику дошкольного возраста. Так же мною используются другие специфические для дошкольника виды деятельности изобразительное искусство, театрализованная деятельность. Моя работа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы уже с раннего детства ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Занятия, проводимые мной, требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия имеют разный характер: беседа, оздоровительные минутки, сюжетно-ролевые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы», комплекс упражнений, общение с природой, дидактические игры («Опасно – неопасно», «Если я сделаю так», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Пишем письмо заболевшему товарищу») и др.

Проводимые мною беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т. д.

Знакомство со строением организма человека, функционированием его органов и систем, овладение способами сохранения своего здоровья происходит в занимательной форме, путем совместного решения проблемных ситуаций со сказочными персонажами, что способствует эмоциональному проживанию ситуаций, положительному психическому возбуждению. Именно это состояние и чувствуют дети. Они словно экранизируют состояние взрослых – сказочных героев и сами включаются в эмоциональное состояние, у детей появляется желание делать так, как делает воодушевленный любимый образ. Активно включаясь в совместную деятельность, дети учатся чувствовать, сопереживать, уметь владеть своим телом, эмоциями, воспроизводить окружающий мир.

Проводимые мною игры упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился понимать внутреннее состояние своего организма, те процессы, которые выходят на поверхность сознания из глубины подсознательного. Для своей работы я использую музыкальное сопровождение, которое повышает эффективность работы с детьми, музыка вызывает не только моторные ассоциации, но и целую гамму эмоционально – психологических переживаний.

В своей работе я применяю оздоровительные минутки, которые включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» ( например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т. д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятий усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д.

Занятия о пище, питании я провожу прямо перед обедом или за ужином здесь мы с детьми изучаем правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).

Я строю занятия так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

В повседневной жизни отличаю искренность детей, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересам к окружающему миру.

Также в своей работе использую разделы:

• Из чего я «сделан» (состою).

• Клетка

• Кожа

• Скелет и мышцы

• Сердце и кровообращение

• Дыхание

• Пищеварение

• Мозг и нервная система.

Предложенные мною знания о человеческом организме соответствуют интеллектуальным возможностям ребят, конкретности их мышления, опоре при изучении нового на наглядность, чувства, ощущения. Основную (информативную) часть я включаю в игры – занятия. Игровая организация детей помогает легко войти в предлагаемую ситуацию и вызвать большой познавательный интерес.

Для ребят, проявивших большой интерес я, провожу дополнительные занятия (индивидуально и в подгруппах) использую рассказы, познавательные, эвристические беседы, дидактические сюжетно – ролевые и подвижные игры, чтение специально отобранной литературы, трудовые поручения, различные праздники и досуги и т. д. В усвоении материала о человеческом организме предпочтение было отдано поисково – экспериментальным, продуктивным игровым, проблемным методам, наблюдению за собой и за другими; практическим методам овладения навыками ухода за своим телом. Все предложенное детям содержание занятий и игр было направленно на привлечение внимания к своему телу, пробуждение интереса к дальнейшему самопознанию, усилению положительной мотивации к изучению (пониманию) и другого.

В дошкольном возрасте в организме человека происходят заметные изменения, а кроме того, начинает формироваться свой индивидуальный образ жизни. Очень важно «правильно повзрослеть», не приобрести вредных привычек, а главное – научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого во многом будет зависеть дальнейшая жизнь то, каким ребенок вырастит, чем сможет заниматься, какая будет у него семья и многое другое.

Итак, обеспечение жизнедеятельности человека происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством двух основополагающих механизмов – сохранения здоровья и повышения его резервов. Эффективность этих механизмов зависит от многих факторов, но определяющую роль среди них играет нравственность и культурный уровень самого человека.

Установка на здоровье (соответственно, и на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. В этой связи в структуре обеспечения жизнедеятельности особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого, по словам И. И. Брехмана, состоит в «обучении здорового с самого раннего возраста». «Способность к здоровью», как и любые другие способности, необходимо развивать, иначе они могут остаться нереализованными. Человек может активно участвовать в формировании своего здоровья.

Таким образом, на основе проделанной работы с детьми можно подвести итог. У ребят сформировались элементарные представления об особенностях строения и физиологии человека, полезных и вредных привычках. У детей развилось и продолжает развиваться творческое отношение к себе к миру к своей деятельности.

При проведении занятий, досугов, бесед, игр посредством наглядности, воспитывается интерес к оздоровлению своего организма. В результате проводимой мной работы дети научились применять культурно – гигиенические навыки.

Прослеживается динамика роста умелости, применения знаний о здоровом образе жизни в их повседневной жизнедеятельности связанная с осознанной потребностью в этом.

Публикации по теме:

Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста в процессе использования современных оздоровительных технологий Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста, (каждый третий имеет отклонения в физическом.

Презентация «Я здоровье берегу — быть здоровым я хочу» Значение здоровья в жизни детей и взрослых. Проблема здоровья детей помимо своей общечеловеческой, гуманитарной значимости имеет поистине.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование начальных знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 мая 2014 в 19:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование начальных знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Быкова (УИ 217508) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД