Приложение МААМ

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

Вера Разоренова
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС вследствие своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызывать тревогу. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.

Публикация «„Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В связи с изменениями, произошедшими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста.

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.

Актуальность темы обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения.

Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети не могут принимать решение сами, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Я согласна с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас коллективы дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей, она представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для изучения данной темы. В 2007году я прошла курсы повышения квалификации на тему: «Безопасность» и с головой окунулась в эту работу.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Задачи:

- создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;

- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

- учить детей регулировать свои поведенческие реакции;

- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

- развивать у детей самостоятельность и ответственность;

- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;

Я начала свою работу с выявления уровня знаний детей, диагностики, которая проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Учебно-воспитательный процесс построила в трех направлениях: обучение теоретическим знаниям, самостоятельная работа, практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте, свободная самостоятельная деятельность детей.

В закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике. Большое значение для закрепления знаний о правилах безопасного поведения отводится настольно-печатным играм специальной тематики и др.

Большая роль в данной программе отводится семье. Родители и педагоги должны предъявлять ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования. Поэтому без активного участия родителей я не смогу решить поставленные задачи в полном объёме.

В результате своей работы я решила подробным образом ознакомить родителей с программой, используя разнообразные формы работы: групповые и индивидуальные консультации; беседы; домашние задания для изучения материала и решения задач, которые трудно было решить в условиях детского сада.

Продолжая работать над темой «ОБЖ», я заинтересовалась инновационной технологией – проектный метод обучения, который позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей детей. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Воспитанники с их семьями участвуют в проектной деятельности, что очень важно для развития коммуникативных навыков, творческого мышления, обеспечения психологического благополучия и здоровья детей, развития творческого воображения. Проект – это повышение инициативности не только для детей и родителей, но и для педагога. Результатом проектной деятельности, для педагога, может быть папка - портфолио для иллюстрации проекта. Совместив эти важные для моей работы направления деятельности, я провела с детьми ряд проектов на тему Безопасность: «Как выжить на необитаемом острове», «Собака – друг человека», «Огонь – это друг или враг». В 2012 году я провела РМО на тему: «Проектная деятельность в ДОУ», где показала детский проект на тему: «Пожар в доме» и презентацию по проектной деятельности. Также провела ряд теоретических семинаров по данной теме. Могу сказать, что, по моему мнению, цель проекта не в том, чтобы было больше работ, а в том, что у детей появится больше возможностей реализовать себя как личность, проявить социальную активность в познании себя и окружающего мира. Потом будет самый важный момент – ребенок будет «защищать» свой проект. Взрослый будет ему в этом помогать. В результате ребенок почувствует, что его труды не остались незамеченными, а добытая им информация также значима и для других людей. Вот основной психолого-педагогический смысл и эффект проектов.

Вся жизнь детей моей группы отражена в созданном мною «Портфолио» с различными видами деятельности: праздники, развлечения, наблюдения, экскурсии, режимные моменты, закаливающие процедуры, выставки творчества родителей и детей.

В основу своей работы я взяла программу Р. Б. Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия. Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной мною в группе, которая включает:

• уголок безопасности;

• познавательно–агитационные материалы;

• иллюстративные стенды для детей и взрослых;

• подборка литературы;

• подборка иллюстрационного материала;

• информационный уголок для родителей;

• проведение фотосессий.

К созданию этих уголков я подошла творчески и с фантазией.

При подготовке и проведении занятий, развлечений и других видах деятельности учитывала эмоциональное восприятие детьми информации по данной теме. В основе лежали следующие образовательные технологии: проектный метод обучения и игровая технология.

В процессе диагностического обследования уровня сформированости основ безопасности жизнедеятельности мною были взяты такие показатели как:

- психологическая устойчивость детей;

- сформированность представлений о безопасности поведения в различных ситуациях;

- умение регулировать свои поведенческие реакции;

- умение находить выход из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

- умение предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение.

На основе полученных данных я сделала вывод, что у детей повысился уровень сформированости представлений безопасного поведения.

Поэтому, в дальнейшей своей работе необходимо продолжать формирование основ безопасного поведения детей, включая новые методы и приемы:

- экскурсии в пожарную часть округа;

- беседы с представителями ГО ЧС;

- участие в муниципальных, областных смотрах- конкурсах художественного и прикладного творчества «Безопасность глазами детей»;

- участие в спортивном конкурсе «01 спешит на помощь»;

Публикации по теме:

Что такое ОБЖ? Очень часто, чтобы сохранить собственную жизнь и жизни своих близких, оказываешься зависимым от знания простейших вещей. Правила оказания.

С праздником!С праздником! ЗАБЫВАЕМ МЫ ПРО НАШИХ МАМЗабываем все-таки про мам. А они скучают вечерами,Изредка названивая намИ всегда интересуясь нами. Времени.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 18:57
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Разоренова (УИ 246231) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД