МААМ-картинки

Формирование патриотической компетенции дошкольника

Татьяна Баранова
Формирование патриотической компетенции дошкольника

Итоговая работа на тему:

«Формирование патриотической компетенции дошкольника.

Символика России и Самары»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения:

Выполнила:

Баранова Татьяна Алексеевна,

Воспитатель

ГБОУ СОШ №1 СП «Детский сад «Ручеек»

Похвистнево, 2015г.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

Публикация «Формирование патриотической компетенции дошкольника» размещена в разделах

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Проблема патриотического воспитания всегда занимала одно из ведущих направлений дошкольного образования, где указывалась необходимость воспитать ребёнка, как человека, гражданина, любящего свою Родину, свою страну и окружающих его людей. Взрослый в первую очередь должен позаботиться о том, чтобы запечатлеть в памяти ребёнка всё то родное, близкое, из чего складывается будущая успешная личность.

Патриотическое воспитание молодого поколения должно основываться на героических примерах прошлого, подвигах солдат и простого русского народа, на знании, символики России, на стремлении приобщать детей к общечеловеческим ценностям. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу и стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие теоретических и методических рекомендаций.

Целью работы является формирование патриотической компетенции у дошкольников.

В связи с этим определились следующие задачи:

- сформировать представление дошкольников о своей малой родине; о ее истории, культуре, красоте природы родного края;

- повысить сознание ребенка дошкольного возраста величия и могущества родной страны;

- повысить патриотическое воспитание внутри семьи.

ценностей;

- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, ДОО, социуме на примере национальных традиций и обычаев;

- развивать индивидуальность дошкольника через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;

- формировать интерес к культурному наследию региона;

- повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в ДОО, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотической компетенцией понимается результат формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

• Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

• У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

• Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

• Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Согласно ФГОС ДО в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок - выпускник ДОО должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для полноценного патриотического воспитания в работе используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей старшей группы:

• беседы о нашем государстве, городе;

• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

• прослушивание аудиозаписи. (Гимн страны; птичьи голоса, звуки родного леса и пр.) ;

• наблюдение (за изменениями в облике родного города; за трудом взрослых в ДОО и в городе; за сезонными изменениями в природе и пр.)

• использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен) ;

Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» ,«Игра и дети», «Мой папа служил в армии». Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций). Оформление информационного стенда «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).

Опыт показывает, что процесс нравственно-патриотического формирования происходит более эффективно при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников : народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т. д.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия.

Кадровые условия:

Постоянное повышение квалификации педагогов;

Самообразование педагогов по патриотическому воспитанию.

Научно-методические условия:

Приобретение методических пособий.

Материально-технические условия:

Приобрести ноутбук для группы (с выходом в интернет).

Нормативно-правовые условия:

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников;

Планирование театрализованной деятельности «Наши герои».

Информационные условия :

Оформить информационный стенд для родителей;

Приобрести папки-передвижки, сюжетные картинки, мультимедийные пособия.

Недостаток в результате

• Ребенок не проявляет любознательность, не задает вопросы, не склонен наблюдать и экспериментировать

Для решения поставленной проблемы была разработана электронная дидактическая игра для старшего возраста.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия: мультимедийная игра «Волшебная страна»

Возраст: старшая группа группа

Цель: формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшей группы в процессе изучения истории своей Родины.

Задачи:

-средствами духовно – нравственного и патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно – наглядное мышления, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-помощь в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя, развитие навыков художественного творчества.

АЛГОРИТМ работы со слайдами:

Порядок слайдов обусловлен идеей поэтапного знакомства детей с основными символами нашего государства. Алгоритм со слайдами таков: слайды со №2-5 ребенок является активным участником игры и может самостоятельно выполнять задание. Правильный ответ подтверждается движением изображения на слайде и звуковым эффектом - аплодисментами.

Описание работы со слайдами

слай-

да Действие и возможный

вариант пояснения Действие и рассказ воспитателя

1. Титульный лист

«Волшебная страна» Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие вместе с Машей и Медведем, чтобы узнать основные символы нашего государства.

2. По щелчку мыши появляется следующий слайд. На слайде изображение: Маши, герб России, герб Украины, герб Америки. По щелчку мыши по картинкам, правильно выбранный герб озвучивается аплодисментами, а остальные телефонным звонком. Маша и Медведь решили узнать в каком же государстве они живут. Какой герб у нашего государства они не знали, поэтому педагог предлагает детям помочь Маше и Медведю выбрать правильно герб нашей страны.

3. По щелчку мыши появляется следующий слайд. На слайде изображение флага России, флага Германии и флага Америки. По щелчку мыши по картинкам, правильно выбранный флаг озвучивается аплодисментами, а остальные телефонными звонками. Маше очень понравилось определять символы нашей страны, поэтому она с Медведем решили дальше определять правильные ответы. Нужно правильно определить флаг нашего государства.

4. На слайде картинки с изображением президентов разный государств. По щелчку мыши по картинкам, правильно выбранный президент озвучивается аплодисментами, а остальные телефонными звонками. И тогда Маше захотелось узнать кто же является президентом нашей страны. Педагог предлагает помочь Маше правильно определить президента и назвать его.

5. На слайде картинки с изображением гербов Самары, Новокуйбышевска, Богатовского района. По щелчку мыши по картинкам, правильно выбранный герб Самары вращается и остается, а остальные вращаются и исчезают. Медведь решил узнать какой же герб у нашего города Самары. Педагог предлагает помочь медведю правильно найти герб Самары.

6. На слайде по щелчку мыши появляется надпись «Ты справился», «Ты молодец», звучат аплодисменты. Молодцы, ребята! Вы помогли Маше и Медведю познакомиться и правильно определить символы нашего государства.

Литература:

Прикреплённые файлы:

volshebnaja-strana_j9g6h.ppt | 2298,5 Кб
 
Публикации по теме:

Роль педагога в формировании социально-личностной компетенции дошкольника .

Формирование патриотической компетенции дошкольника Итоговая работа на тему: «Формирование патриотической компетенции дошкольникоа» по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотической компетенции дошкольника
Опубликовано: 9 мая 2015 в 15:56
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД