Марина
Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка – дошкольника и предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Публикация «Формирование речи дошкольников старшего возраста, Сообщение из опыта работы на педагогическом совете» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Мир, в который приходит ребёнок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нём, маленькому человеку необходимо разобраться в назначении свойств, качестве предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. Необходимы знания, которые помогут ребёнку ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.
Особая роль принадлежит взрослому (родителю, воспитателю, который во время наблюдений, игры, труда и организованной образовательной деятельности побуждает ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивает умение спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияет на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребё нка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольников со словом – его смысловой (слово означает определённый предмет, явление, действие, качество) и фонетической, или звуковой, стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определённой последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т. п.). Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии», - подчёркивал Д. Б. Эльконин. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет пользоваться им в дальнейшем. Это положение подтвердили исследования, проведённые в области речевого развития дошкольников психологами, педагогами, лингвистами (Д. Б. Эльнонин, К. Д. Ушинский, Ф. А. Сохин, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, В. В. Виноградов и др.).
Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере – как овладение ребёнком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями – в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми. Это важно, не только для формирования культуры речи, но и культуры общения.
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечёт и отставание в развитии.
Дети поступают к нам в логопедическую группу, на два года обучения, из разных групп нашего детского сада. Списочный состав группы 25 человек. Многие дети с диагнозом ФФНР, ст. дизартрия, к моменту поступления в нашу группу, свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения, обладают готовностью к звуковому анализу и синтезу. А вот основная часть детей поступают в группу с диагнозом ОНР - общее недоразвитие речи. Это системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У этих детей, как правило, плохо развит словарный запас, страдает связная речь; наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.
Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно - психической и познавательной деятельности, поэтому очень часто у детей с ОНР имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, памяти, мышления.
Коррекционная работа в нашей группе проводится по схеме: фронтальные занятия с детьми ( по подгруппам: 1 подгруппа с диагнозом ОНР – 11 детей; 2 подгруппа с диагнозом ФФНР, ст. дизартрия) - 3 раза в неделю. Занятия с психологом: 1 раз в неделю – фронтальное занятие со всей группой и 1 – 2 раза в неделю индивидуально с каждым ребёнком. Закрепление материала проходит в подгруппах (2 – 3 человека) и индивидуально в логопедическом кабинете, и на вечерних занятиях воспитателем по заданию логопеда, а так же ежедневно дома с родителями в логопедических тетрадях. Ведь для получения хороших результатов обязательно взаимодействие педагогов детского сада и родителей. Для достижения положительных результатов используется тесная связь в работе педагогов группы и педагогов - специалистов детского сада (по фольклору, хореографии, экологии, физкультуре, музыке).
Занятия проводятся по тематическим циклам, имеют комбинированный характер, который выражается не только в обогащении словаря детей, но и коррекции грамматического строя речи, развития звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Игры, упражнения подбираем в порядке нарастающей сложности, как правило, они направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики. В основе занятий лежит комплексно – игровой метод. Игровое построение занятий создаёт доброжелательную, эмоционально – насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в обучающем процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь, что помогает добиваться лучшего усвоения знаний и формирования умений и навыков у детей. На занятии стараемся создать атмосферу радости и доброжелательности, условия для возникновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, стараемся помочь каждому ребёнку обрести веру в себя, организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Для пальчиковых, подвижных, коммуникативных игр и стихотворений, сопровождаемых движениями, используем стихи современных поэтов и народный детский фольклор. Главный принцип достижения эффективности в коррекционной работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.