Приложение МААМ

Формирование субъектной активности студентов в курсе прохождения педагогической практики

Ольга Викторовна Куницына
Формирование субъектной активности студентов в курсе прохождения педагогической практики
▼ Скачать + Заказать документы

В изменяющихся условиях современной жизни требуется качественно новый педагог, не исполнитель, работающий по заданному образцу, а скорее творец, ищущий новые решения педагогических проблем. Это педагог, умеющий делать свободный и ответственный выбор ценностей, концепций, теорий, технологий и способный порождать собственные смыслы и способы реализации самостоятельно выработанных педагогических подходов. Воспитатель - профессионал, реализующий позицию субъекта. Поэтому одной из главных задач педагогической практики является подготовка специалистов, способных быть субъектами педагогической деятельности, готовыми к преобразованиям, диктуемым временем.

Публикация «Формирование субъектной активности студентов в курсе прохождения педагогической практики» размещена в разделах

Понятие «субъекта» связывается с его подлинным качеством быть активным, способным осуществлять человеческие формы жизнедеятельности и, в первую очередь, предметно-практическую деятельность (Б. Г. Ананьев).

За субъектностью стоит способность студента активно познавать и изменять мир вокруг себя, самого себя, реализовывать своё «Я» в мире через целенаправленную преобразующую деятельность и, прежде всего практическую. (К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Ю. Н. Кулюткин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская).

Субъекта характеризуют следующие качества:

активность, являющаяся порождением материальной или духовной энергии личности;

• способность к целеполаганию как обращение сознания к желаемому результату;

• осознанность действия;

• способность актуализировать профессионально-личностный потенциал для достижения поставленных целей;

• способность проектировать, планировать и прогнозировать свою деятельность;

• мотивация на преобразующую, творческую деятельность;

• уникальность и неповторимость способов осуществления поставленных целей – творчество как результирующий признак

• готовность к рефлексии как способность к самосознанию, самонаблюдению, самооценке, самоконтролю.

Исходя из выше сказанного, решение задачи формирования субъектной активности будущих воспитателей связано с созданием оптимальных условий обеспечивающих:

• повышение мотивации на педагогическую деятельность;

• организацию процесса присвоения будущими воспитателями нравственно-педагогических ценностей, выступающих основой профессионального самоопределения в педагогической деятельности - формирование ценностных ориентаций педагога – гуманиста;

• возможность приобретения и расширения субъектного опыта в профессионально-педагогической деятельности.

Эти условия создаются через введение в практическую деятельность модели «активизации субъектного опыта студента», обеспечивая свободу самоопределения и возможность самоактуализации студентов.

Социокультурной опыт студентов находит свое выражение в их практической деятельности. По мнению И. С. Якиманской и И. Ю. Рыжухиной, социокультурной опыт проявляется в практической ситуации и влияет на её ход. Авторы выделяют три вида субъектного опыта : познавательный, коммуникативный и созидательный (творческий). Характеристиками выше изложенного опыта являются следующие особенности: восприятие ситуаций, мотивация, направленность, личностная ориентация, конструктивность, способность контролировать собственные действия, вербализация, средства самовыражения, самореализации в динамике практической деятельности, целесообразность использования ведущего типа субъектного опыта в конкретной учебной ситуации и результативность использования данного опыта на практике.

Субъектная активность это постоянное стремление студента к самостоятельности, саморазвитию, саморефлексии, самоактуализации.

Педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении - первоначальный этап развития субъектной активности студентов, формирование их личностного потенциала, способностей: организационных, познавательных, творческих, коммуникативных и иных: Свыше 10 лет детский сад № 77 Свердловского административного округа г. Иркутска является базой для прохождения всех видов педагогической практики студентами дошкольного отделения. Для этого созданы все необходимые условия для формирования у будущих воспитателей субъектной активности. Это наличие предметно – развивающей образовательной и игровой среды, кадровый потенциал. Педагоги – наставники, готовые поделиться с будущими воспитателями опытом работы с детьми, интересными приёмами, современными технологиями. На базе детского сада воспитателями используются в работе со студентами технологии :

- действенно-практическая;

- технология педагогической поддержки;

- проектная;

- технология сотрудничества (субъект-субъектные, демократические отношения);

- педагогическая мастерская.

Особо значимые приёмы, используемые в работе со студентами : предоставление альтернатив для самостоятельного выбора наиболее подходящих средств для конкретной ситуации, совместное размышление, побуждение к самоанализу, приём рефлексии, обращение к опыту и примеру старшекурсников и выпускников колледжа, совет, намёк, подсказка, одобрение студента, проявление восхищения действиями студента, напоминание, внушение (для студентов стеснительных, с заниженной самооценкой, не уверенных в себе, приём авансирования и др. При построении индивидуальных маршрутов прохождения педагогической практики учитываются личностные качества студентов и их индивидуальные образовательные потребности. Обеспечивается условие для определения студентами индивидуального смысла прохождения педагогической практики, для планирования и структурирования разных видов деятельности с детьми дошкольного возраста во времени и пространстве, для осуществления оценки и корректировки профессиональных действий.

Студентам предлагаются программы индивидуальных маршрутов при прохождении педагогической практики : «Сюжетно-ролевая игра - королева детских игр», «Работа с агрессивными детьми», «Учимся общаться с детьми», «Работа с застенчивыми детьми», «Воспитываем дружеские взаимоотношения», «Формы работы с родителями», «Сибирская игрушка в жизни ребёнка», «Учим понимать ребенка самого себя», «Развитие Я-концепции ребенка» и др. дающие право выбора студентам по своему собственному усмотрению определять содержание педагогической деятельности с целью развития своих профессиональных компетенций.

Организация педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении детский сад № 77 строится на реализации трех этапов ее прохождения.

Первый этап предполагает организацию наблюдения за детьми и построением педагогического процесса, непосредственной педагогической деятельностью воспитателей. Для этого разработаны индивидуальные задания, тесты, вопросы к наблюдениям, различные формы фиксации наблюдений, позволяющие студенту проявить субъектность в аналитической деятельности.

Второй этап предполагает вовлечение студентов в активную самостоятельную педагогическую деятельность на основе самостоятельного выбора технологий образования и прохождение индивидуальных маршрутов педагогической практики :

• организация режимных процессов;

• организация игровой, трудовой, художественно-эстетической деятельности;

• осуществление экологического, физического, нравственного воспитания;

• обеспечение условий для самостоятельной и познавательной деятельности;

• организация работы с родителями и педагогическим коллективом ДОУ.

Для обеспечения успешности самостоятельной педагогической деятельности, студенты имеют возможность воспользоваться вспомогательными методическими материалами: памятками по организации разнообразных видов деятельности детей, схемы планирования, памятки по использованию технологий образования дошкольников и т. д.

Третий этап – рефлексивный. Студенту предлагаются разнообразные варианты осуществления рефлексивной деятельности. С этой целью разработан дневник и рабочая тетрадь «Моя педагогическая практика», учебно-методическое пособие «В помощь начинающему воспитателю», в которых размещены схемы, таблицы, вопросы, диагностические методики для осуществления самостоятельной аналитико-синтетической деятельности.

Прослеживаемая интеграционная связь между теоретическим и практическим обучением позволяет повысить мотивацию на педагогическую деятельность; активизировать присвоение будущими воспитателями нравственно-педагогических ценностей; приобрести необходимый субъектный опыт профессионально-педагогической деятельности

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей» Консультация для родителей Тема: Развитие творческих способностей детей. Известно,что педагогическая деятельность носит творческий характер.

Проект «Использование педагогических технологий в ДОО в рамках ФГОС» ПРОЕКТ «Использование педагогических технологий, обеспечивающие развитие творческой активности детей в процессе образовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование субъектной активности студентов в курсе прохождения педагогической практики
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 12:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование субъектной активности студентов в курсе прохождения педагогической практики» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Викторовна Куницына (УИ 278460) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД