Лилия Миронова
«Формирование элементарных валеологических знаний у детей младшего возраста посредством различных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
1.
ПРОЕКТ
(краткосрочный)
«Формирование элементарных валеологических знаний у детей младшего возраста через различные виды деятельности»
(1 младшая группа)
Формирование валеологической культуры у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определённых знаний по валеологии и изучения разных приёмов работы с детьми, а так же пропаганды валеологических знаний среди родителей.
Публикация «„Формирование элементарных валеологических знаний у детей младшего возраста посредством различных видов деятельности“» размещена в разделах
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. И поэтому я решила поработать над этим проектом.
2.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: информационно – творческий
По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение.
По характеру координации: открытый
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
*дети младшего дошкольного возраста
*воспитатель
*родители
По продолжительности: краткосрочный (октябрь-ноябрь)
3.
Актуальность
На сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье – валеология - стала интенсивно развиваться.
Научиться рассуждать о здоровье, я считаю, что ребенок должен не со слов взрослых, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта. Знание ребенком основ гигиены, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.
Таким образом, в связи с этим все более ясно становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
В детском саду ребенок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту его жизнь организуем мы, педагоги детского сада. Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.
4.
Цель:
Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста, как основа личностного, эмоционального и физического развития.
Задачи:
1. Формировать у детей осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья.
2. Обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физического, психического и социального здоровья у детей
3 Овладение навыками само оздоровления
Предполагаемый результат:
1. Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
3. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
5.
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Проведя анкетирование среди родителей на тему «Здоровый малыш!» с целью выявления отношения семьи к ЗОЖ и уровня знаний детей о правилах гигиены, значимости их для сохранения и укрепления здоровья. Анализируя ответы на анкету, я выяснила, что запас знаний у родителей по данной теме, увы, не велик. Но интерес есть, и помощь им нужна.
Поэтому я подобрала методическую и художественную литературу по ЗОЖ. Подготовила и подобрала материалы для изготовления картотек по разделам:
«Упражнения для глаз»
«Подвижные игры для детей младшего возраста»
«Физкультминутки»
«Игры по здоровью»
дидактические игры на тему: «Чувства, Эмоции» с целью понимание детьми связи между физическим и эмоциональным здоровьем.
Я считаю, лучший способ повысить заботу родителей о детях - показать любовь к их ребенку со стороны педагога и собственный интерес к его здоровью и развитию. Не следует допускать жалоб на ребенка и отрицательных характеристик; лучше фиксировать внимание на том особенном, что отличает ребенка от других и удивить этим знанием родителей.
6-7-8
2 ЭТАП – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
С детьми провела НОД «Изучаем свой организм».
Цель: Дать детям элементарные сведения о своем организме.
Убедить в необходимости, заботится, и беречь свой организм (глаза, уши, ноги и т. д.).
Беседу «Чтобы бать здоровым»
Цель: Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за волосами, мыть руки и т. д) Учить детей видеть красоту в чистоте и опрятности.
Чтение художественной литературы о чистоте К. И Чуковский «Мойдодыр», А Барто «Девочка чумазая».
Цель: Вызвать у детей желание следить за своим внешним видом, чистотой и опрятностью.
С родителями проведена беседа: на тему «Формирование у детей основ здорового образа жизни».
Цель: Информировать родителей о значимости и ценности соблюдений оздоровительных мероприятий с ранних лет, о том, что они должны стать привычными для детей.
Папка передвижка: «Расти, здоровым, малыш»
Цель: повысить уровень знаний родителей об укреплении здоровья детей.
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ ПО ЗОЖ «Если ты заболел»
Цель: Дать знания и представления детям, о том, как важно следить за своим здоровьем. Расширить знания детей о правилах безопасного поведения (предотвращение травм)
9-10.
2 ЭТАП – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
С детьми провела дидактические игры: «Овощи, фрукты» ,«Оденем куклу Катю на прогулку» .Цель: Закрепление полученных знаний о здоровье.
Сюжетно - ролевая игра: «Больница». Цель: Расширять знание детей о профессии врача.
11-12
2 ЭТАП – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПРОВЕЛА С ДЕТЬМИ НОД: Рисование: «Овощи, фрукты». Лепка: «Овощи, фрукты». Цель: Закреплять знания детей о том, что витамины содержатся не только в лекарствах, но и в овощах и фруктах.
13-14
Так же мы рассматривали энциклопедию: «Я и мое тело».
Цель: Расширять знание детей о своем теле (организме).
15.
Я всегда стараюсь найти время для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье, в дошкольном учреждении. Источником информации для родителей в моей группе служит родительский уголок. Содержание родительского уголка всегда ярко и интересно представлено, чтобы родители увидели маленькую задачу и пути ее решения. Были созданы буклеты: «Особенности питания дошкольников» «Не бойтесь закалять ребенка» «Будь здоров» Цель: Информация и полезные советы для родителей о пользе ЗОЖ. Памятки для родителей: «Здоровье-главное богатство человека» «Здоровый образ жизни» Цель: Информировать родителей о всестороннем укреплении и сохранении здоровья детей. Было проведено родительское собрание «Здоровый образ жизни в семье» Цель: Обмен опытом родителей по сохранению и укреплению здоровья своих детей. На родительском собрании я акцентировала внимание родителей на то, что знания о человеке, двигательном режиме, закаливании, личной гигиене, режиме дня помогут им вырастить ребёнка активным и здоровым. Ведь в этом возрасте у ребёнка формируются многие элементы здорового образа жизни. И большую роль в этом сложном процессе играют родители, которые должны учить ребёнка заботиться о здоровье, быть для него примером во всём. Полноценное здоровье и гармоничное физическое развитие ребёнка- то, к чему стремятся все родители. Чтобы реализовать эту мечту, нужно не только рациональное питание, но грамотно организованный процесс здорового образа жизни
16.
ЕЖЕДНЕВНО С ДЕТЬМИ ПРОВОДЯТСЯ НОД «Физкультурные занятия», «Утренняя гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика». «Гимнастика пробуждения», «Подвижные игры» Цель: Развивать, укреплять группы мышц, а так же профилактика простудных заболеваний.
17-18.
В процессе общения с родителями я рекомендую им использовать наиболее интересные формы валеологического воспитания в семье, такие как:
- утренняя гимнастика (в сочетании с закаливающими процедурами);
- физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе;
- прогулки на свежем воздухе.
19.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Дети получили первоначальные представления о своем организме и правилах сохранения своего здоровья.
2. У детей возник интерес и потребность к физическим упражнениям, как к средству оздоровления.
3. Дети получили первоначальные знания того, что настроение человека (эмоциональное состояние) влияет на физическое здоровье.
4. Повысился интерес родителей в физическом развитии и оздоровлении детей.
20.
Пропаганда валеологических знаний среди родителей способствует тому, что они стараются больше внимания уделять своему здоровью и здоровью своих детей. Если раньше трудно было организовать на что-то наших родителей, то сейчас они охотно принимают участие во всех мероприятиях.
21.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М. : Педагогическое общество России, 2001 - 407 с.
2. Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005. 527 с.
3. Валеологические подходы в системе естественного оздоровления детей / Л. В. Чернецова, М. Н. Канкасова, Г. В. Павлова и др. // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. В Междунар. науч. -практ. конф. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. - С. 358-359.
22.
Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия, различные виды деятельности по формированию у детей элементарных валеологических навыков, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Ведь укрепление здоровья - одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Главное требование здесь состоит в том, что - бы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребёнка. Выполнить его можно лишь при наличии чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно - оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, выполнение всех режимных моментов. И я стараюсь в своей работе приучать малышей соблюдать все эти правила, то есть: правила личной гигиены, следить за собой, своими поступками, эмоциями, создать устойчивый стереотип правильного поведения.