Приложение МААМ

Формирование элементов национального самосознания детей старшего дошкольного возраста (3 фото)

наталья пазюра
Формирование элементов национального самосознания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка Детский сад №17» г. Сыктывкара

Консультация на тему: «Формирование элементов национального самосознания детей старшего дошкольного возраста»

Формирование элементов национального самосознания детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель

Пазюра Наталья Владимировна

Публикация «Формирование элементов национального самосознания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Начало всех жизненных дорог начинается в детстве, и мы все, конечно жехотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, трудолюбивыми, чтобы стали достойными гражданами отечества.

В дошкольном возрасте формируются элементы национального самосознания. Это выражается в умении выражать свою национальную принадлежность и родной язык.

Музыкальное искусство несет в себе огромные возможности для воспитания у детей интернациональных чувств. Формирования у них таких сложных чувств и отношений, как любовь к Родине, к родному краю, к городу, к родной природе. Любовь к Родине - это как любовь к матери, которую мы воспитываем у ребенка с самого раннего детства. Поэтому воспитание чувств национальной гордости предполагает обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, природой, и конечно же, с искусством народа республики Коми.

В последние годы заметно усилился и оживился интерес педагогических работников республики Коми к национальной культуре и традиционным устоям народа.

Наличие музыкальных способностей у детей облегчает усвоение знаний о национальной культуре и формирует умение играть на национальных шумовых инструментах, а прочные знания коми фольклора и певческие навыки в свою очередь способствуют развитию музыкальных способностей.

Почему я решила создать коми фольклорную группу?

Во-первых: эта тема очень актуальна для нашего региона. Во-вторых: я сама очень люблю свой родной коми язык и традиции своего народа. И мне очень хотелось бы чтобы наши дети продолжали петь коми народные песни, танцевать коми народные пляски и играть в коми народные игры. воспитывая детей на коми народных традициях можно развить у них национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу.

Для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в ДОУ разработана модель музыкального воспитания, где все цели и задачи сводятся к одной, главной - развитие музыкальности, т. е. всех музыкальных способностей. В моделиразработано 5 блоков:

1. Непосредственно образовательная деятельность

2. Кружковая работа

3. Индивидуальная работа с дошкольниками

4. Музыка в основных режимных моментах

5. Музыка в семье

Подробно расскажем о втором блоке – кружковой работе. 1раз в неделю в подготовительной группе проводится кружок «Ошкамошка», целью которого является воспитание любови к родной земле, к родному коми краю, уважение к традициям своего народа посредством знакомства с коми фольклором.

Развитие музыкальных способностей посредством фольклора реализуется путем интеграции таких образовательных областей как «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье». Кружковая работа реализуется через разные формы работы с детьми. Одним из актуальных форм является беседа с детьми. На примере беседы о диких животных коми края проводится предварительная подготовка детей к разучиванию коми песен. Кроме бесед проводятся и рассматривание картин о животных севера, животных Коми края. После рассматривания картинками художников, знакомим со стихами комипоэтов, переводим на коми язык название животных, разучиваем песни. Например, песня «Коч» (заяц, после проведения предварительной работы (рассматривание картины, чтение стихов и рассказов, перевод слов, имитации движений, повторение фраз песни на коми языке, уже на 2-3 занятии дети поют слова на коми языке, работаем над эмоциональным и выразительным исполнением. Этому способствует мелодичностькоми песни. Простота ритмического рисунка, доступность текста. Начало куплетов коми песен повторяются, меняются только окончания. Во время исполнения песни, дети показывают на определенные части тела животного (глазки, хвостик ножки, зубки и т. д., что способствует запоминанию частей тела животного на коми языке. Во время пения дети учатся правильно брать дыхание, петь по фразам, выкладывать на фланелеграфе ритм рисунка.

Также детей знакомим с рассказами о людях с разными характерами: о смелых и трусливых, о сильных и слабых.

Национальный характер коми народа формировался в условиях Севера, который накладывал свой отпечаток и на музыку. Здесь нет цветастых узоров, которые отмечают музыку южных народов. Эти песни мало распевны, имеют четкий мелодико-ритмичный рисунок, для них характерна краткость и повторность музыкального построения. Поэтому, ведя работу, над манерой исполнения, стараемся прикрыть и облагородить звук, отчетливо произносить слова, правильно выговаривать гласные и согласные звуки. Так же в работе над песнями серьезное внимание уделяется выработке певческих навыков: светлый, ''полетный'' звук, точное интонирование, мягкая атака звука, экономная артикуляция.

При работая над звукообразованием используется показ педагога или показхорошо поющего ребенка. Напевности помогает правильное и протяжное формирование гласных. Особо останавливаемся на звуке " " - с полузакрытым ртом.

Очень часто качество звучания мелодии зависит от дикции. От недостаточной ясности произношения слов пение становится вялым и бесцветным, отсутствует выразительность звука. Эта проблема вдвойне сложнее при разучивании коми песен. Поэтому сам процесс разучивания проходит нелегко. Дети с трудом запоминают текст, разучивание длится продолжительное время. Эта работа больше проводится на специальных занятиях по обучению коми разговорной речи. Занятия проводит преподаватель коми языка, которая повторяет слова песни. Родители, которые владеют коми языком, учат с ребенком слова песен дома. Воспитатели помогают организовывать самостоятельную музыкальную деятельность в режимных моментах, закреплять, и повторять слова песен, хороводов.

Много времени уделяется Музыкально-ритмические движения.

Важна своевременная реакция на музыку, на ее вступление, начало и окончание. Здесь дети учатся чувствовать и слышать смену частей (куплета. припева).Переход песен на хороводы и игры, где дети выполняют движения по тексту"кч-йкт-йкт "(заяц танцует, "козьо-козьо"(ёлка-ёлка)или выполняют действия в строго зафиксированной последовательности - «марья-моль»

Двигательные навыки в этом возрасте не сложны, наиболее сложным является точный акцент на последнем аккорде и здесь нужна тренировка, которая приучает детей к систематическим трудовым усилиям.

Еще один интересный и увлекательный вид музыкальной деятельности в формировании музыкального слуха, памяти, чувства ритма и динамики - это игра на народных коми инструментах.

В ДОУ есть перечень коми шумовых инструментов, изготовленных из бересты и дерева. Такие инструменты требуют бережного отношения из-за своей хрупкости. Каждый из них имеет определенную технику исполнения и свое название: зиль-зёль, тотшкодчан, шур-шар, пу-бедьяс, сярган,пу-пань.

Интересные сведения о народном инструментарии можно почерпнуть в книге ''Традиционная культура народа коми''. Например, тотшкодчан - ''колотушка, выполняла оповещательно - собирательскую и охранительную функцию. "

У детей интерес к коми шумовому инструменту настолько велик, что у нас возникли трудности. Дело в том, что инструменты настолько разнообразны не только по форме, но и по технике исполнения, что на очередном занятии каждый ребенок старался брать новый инструмент,и не научившись играть на этом - брался за другой. Сложившаяся ситуация подсказала мне, что необходимо детям дать возможность поиграть на каждом инструменте.

Инструментальное сопровождение обязательно продумываем:

1. Делим инструменты по виду и названию.

2. Вместе с детьми разбираем в песне кто самый тихий из животных, а кто самый шумный.

3. Распределяем инструменты на 4 группы.

Во время исполнения всегда объясняю, что играть нужно потише, а петь погромче, особенно, если звучат трещотки.

4. Работаем над ритмом.

Ударная группа инструментов требует меньшей затраты времени и ритм в песнях в основном звучит как акцент на сильную долю, но среди коми инструментов есть такие, которые не акцентируют, а создают фон. Это зиль-зёль. С виду очень простой инструмент, с красивым нежным звучанием с переливом ручейка, капель воды. Но оказалось очень сложно во время четкого ровного ритма исполнять вращательные движения, «помешивания» и дети, незаметно для себя, начинают тоже резко встряхивать, что совершенно неправильно в плане игры на инструменте. Этот инструмент стараюсь не давать детям в ритмических песнях. Очень красиво он звучит в мелодичных песнях - ''марьямоль'', ''шор'',' зиль-зёль''.

Большое внимание уделяем над слаженностью работы детей в ансамбле.

Добиваюсь свободной игры, без напряжения. Многочисленные упражнения такие как: совместно хлопаем, топаем, выкладываем ритмический рисунок позволяют добиться слаженный игры ансамбля. Если дети перебивают друг друга, не слышат, рано вступают, то используется метод частичного вступления: игра без инструментов, пропевание своей партии.

Залог успешной работы по обучению детей коми народным песням, танцам и игре на инструментах - это совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя, педагога коми языка и других специалистов и, конечно же, родителей.

Вместе с детьми разбираем в песне кто самый тихий из животных, а кто самый шумный.

Фото №1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад г

Большое внимание уделяем над слаженностью работы детей в ансамблю.

Фото №2 Сыктывкара Консультация на тему Формирование элементов национального самосознания детей
Публикации по теме:

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Презентация–викторина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 62 (МБДОУ №62) Занятие –викторина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементов национального самосознания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 15:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементов национального самосознания детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем наталья пазюра (УИ 164871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД