Лучший педагог года

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в познавательном развитии (обобщение опыта работы)

Татьяна Хомутинина
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в познавательном развитии (обобщение опыта работы)

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, детского сада, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребёнку своё представление о здоровом образе жизни. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими фактами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая музыка, а также социальная напряжённость в обществе и интенсификация процесса обучения.

Публикация «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в познавательном развитии (обобщение опыта работы)» размещена в разделах

В примерной общеобразовательной программе на переходный период до 2016 г. нашего дошкольного учреждения нет разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Поэтому я стала заниматься углублённым изучением данной темы, так как считаю, что главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознавать ответственность за своё здоровье.

Осознав важность поставленной проблемы и поставив перед собой цель – формирование позитивного отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитие свободной, здоровой личности, на воспитание потребности в здоровом образе жизни путём познания самого себя, актуальное на сегодняшний день я выбрала направление: формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через познавательное развитие. Только зная, дети могут укрепить и сохранить своё здоровье.

Познавательное развитие дошкольника – это важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и дальнейшей взрослой жизни. Этот сложный процесс предполагает формирование познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладению речью. Познавательное развитие неотъемлемо связано со здоровым образом жизни.

Мною была организована работа с детьми среднего дошкольного возраста, которая направлена на коррекцию осанки и профилактику плоскостопия как в совместной деятельности, так и в режимных моментах.

Я разработала долгосрочный проект «Будьте здоровы с детьми старшего дошкольного возраста, которая направлена на оздоровление организма путём познания самого себя.

Для формирования осознанного отношения к здоровому образу жизни мной был разработан цикл непосредственной образовательной деятельности, соответствующий возрасту детей.

Изучив материал по данному направлению я поставила следующие задачи:

сформировать у детей адекватное представление об организме человека (о строении собственного тела);

• помочь создать целостное представление о своём теле;

• научить «слушать» и «слышать» свой организм;

• осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни;

• привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

развивать охранительное самопознание; оптимистическое миро- и самоощущение; воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

Выявив воспитательные и образовательные задачи, наметила пути к их разрешению: отбирала содержание, доступные детям методические приёмы и формы работы с ними.

Подбор НОД направлен на привлечение внимания ребёнка к своему телу, пробуждению интереса к дальнейшему самопознанию, усилению положительной мотивации, пониманию себя и другого, зависимости между состоянием организма и образом жизни человека.

НОД основана на игровых приёмах, творческой фантазии. Такая форма преподнесения материала обусловлена их объёмностью и новизной. Игровая организация для детей помогает им легко войти в предлагаемую ситуацию и вызвать большой познавательный интерес. Дети закрепляют знания и навыки, получают новую информацию о своём теле, работе органов питания, культуре поведения.

В непосредтвенно обраховательной деятельности я использую такие здоровьесберегающие технологии :

• гимнастика для глаз;

• массаж или самомассаж;

• упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия;

• пальчиковые игры;

• дыхательные упражнения;

• физкультминутки.

В усвоении материала детьми старшего дошкольного возраста также предпочтение отдаю поисково-экспериментальным, продуктивным методам, наблюдению за собой и за другими; практическим методам овладения навыками ухода за своим телом.

Предлагаемые детям знания распределены с учётом их возрастных особенностей, интеллектуальных возможностей, конкретности мышления, а также опоре при изучении нового на наглядность, чувства и ощущения.

По каждому разделу проекта используются и такие мероприятия как: валеологические рассказы, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение специальной художественной литературы.

Я ориентируюсь не только на уровень усвоения ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществить активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Как показывает практика, ни одна программа ДОУ не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Формы взаимодействия разнообразны : анкетирование, различные тесты, также я предпочитаю наглядные средства. Особенный интерес вызывают валеологические газеты, где подобраны рекомендации специалистов, статьи из журналов и газет. Из них родители черпают общие знания; а ответы на вопросы, касающиеся собственного ребёнка, они получают из индивидуальных бесед со мной.

Полученные детьми знания в НОД должны непременно подкрепляться в повседневной жизни. Необходим также положительный пример взрослых и, в первую очередь, родителей.

Углублённым изучением данной темы я занимаюсь не так давно и ещё не прошла полный курс обучения, но вскоре постараюсь это осуществить и получить хорошие результаты.

Здоровье человека во многом зависит от стиля жизни. Вот почему я считаю важным сформировать у детей дошкольного возраста позицию признания ценности здоровья, создать систему установок на здравосозидание не только по отношению к собственному Я, но и по отношению к миру; научить ребёнка любить себя, своё тело, свой организм.

Публикации по теме:

Игры по формированию представлений о здоровом образе жизниИгры по формированию представлений о здоровом образе жизни Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами,.

Здоровьесберегающие технологии при организации образовательного процесса в ДОУ В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в познавательном развитии (обобщение опыта работы)
Опубликовано: 23 января 2015 в 14:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД