МААМ-картинки

«Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста»

Анна Сюваткина
«Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Управление образования администрации муниципального образования

Тимашевской район

ТЕМА: «ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА

К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Автор опыта:

Сюваткина Анна Сергеевна

воспитатель МБДОУ д/с № 42

г. Тимашевск

2013год.

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

1 Информация об опыте….… 3

1.1 Сущность опыта….4

1.2. Трудоёмкий опыт….….5

Публикация «„Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Технология опыта… .12

3. Результат опыта. ….….….…16

4. Итог опыта.. ….…. 25

5. Список литературы….….…. 27

6. Приложение к опыту работы (п. №)

№1 уровень интереса детей к рисованию… 29

№2 Протокол определение уровня интереса к изобразительной деятельности…30

№3 Результаты беседы с воспитателями по развитию интереса к изодеятельности…31

№4 Анкета родителям…. 33

№5 Консультации, беседы, собрания, и т. д. …. …34

1. Информация об опыте работы.

Я, Анна Сергеевна Сюваткина работаю в МДОУ –ЦРР – д/с №42, в должности воспи-тателя – 5 лет, категория первая. Контактный телефон: 8-918-35-34-862

Дошкольное детство, как отмечается многими психологами, такими как В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др., является сенситивным периодом для становления мно-гих видов деятельности. К ним ребенок побуждается различными потребностями, интереса-ми, склонностями. Важным условием формирования деятельности дошкольника педагоги и психологи признают интерес. Он выступает в качестве фона деятельности, способствует ус-пешному ее протеканию, являясь одновременно «мерилом ценности всей воспитательной системы» [2, с. 78]. Педагоги прошлого, такие как Я. А. Коменский, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, Д. И. Писарев и многие другие, отмечали большое влияние интереса на каче-ство учения [1, с. 18; 12, с. 14].

Исследования по изучению некоторых сторон эстетического и художественного инте-ресов детей дошкольного возраста, исследователи П. Й. Буцаев, А. А. Луркин, Л. А. Никольский, Я. ЯЛарнецкий [17, с. 72] показали роль интересов в развитии эстетической культуры и мировоззрения подрастающего поколения, а также влияние на повышение уров-ня знаний детей.

В проведенных ранее исследованиях изучались особенности интересов дошкольни-ков : познавательных (Т. А. Куликова, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Рыбалко, П. Г. Сирбиладзе, игро-вых (Н. А. Бойченко); интереса к поэзии (В. Н. Андросова, природе (Л. Ф. Захаревич, Н. К. Постникова, конструктивной деятельности (З. И. Лиштван, В. Г. Нечаева) и др [2; с. 119]. Исследователи показали возможность формирования довольно устойчивых интересов уже в дошкольном детстве.

Изобразительная деятельность является одной из ведущих продуктивных видов до-школьного детства и имеет моделирующий характер, она отражает интеллектуальное и эмо-циональное развитие детей. Значительный вклад в развитие интереса к изодеятельности должны вносить не только на уровне дошкольного учреждения, но и не маловажный фактор вносит семья, которая способствует укреплению интереса к творчеству.

Таким образом, воспитатель который проводит разъяснительную работу с семьей, направленную на развитие интереса к изодеятельности, помогает детям развивать воспри-ятие, память, внимание, пространственные представления, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Развитие интереса к изодеятельности способствует не только реали-зации традиционных задач по формированию изобразительных умений и навыков, но кор-рекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка, и такой интерес невоз-можно сформировать без помощи семьи.

1.1 Сущность опыта

Сущность опыта заключается в том, что проблема формирования интереса к изобра-зительной деятельности у дошкольного возраста в семье еще не была предметом специаль-ного исследования, хотя, как отмечают многие исследователи (Е. А. Флерина, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова и др.) [23; с. 171], успех обучения на занятиях по изобразительной деятельности во многом зависит от наличия у детей интере-са к ней.

В связи с неизученностью данной проблемы в детских садах в группах отсутствует целенаправленная работа по формированию у детей интереса к этой деятельности в семье, не используются в обучении методы и приемы, стимулирующие его. В то же время задача вос-питания интереса к изобразительной деятельности является одной из важных и поставлена в «Программе воспитания и развития детей в детском саду «Детство» (ред. В. Логиновой, Т. Бабаевой и др.); «Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности, ри-совании, лепке, оформительской работе».

Все вышесказанное определило тему исследования: формы работы с семьей по разви-тию интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – развитие интереса к изобразительной деятельности.

Предмет исследования – формы работы с семьей.

Цель исследования: проектирование различных форм работы с семьей по развитию интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать методическую литературу для определения форм работы с семь-ей.

2. Изучить и охарактеризовать интерес к изобразительной деятельности у детей;

3. Разработать перспективный план работы с родителями по развитию интереса к изо-бразительной деятельности их детей в семье.

Методы исследования анализ литературы, наблюдение, анкетирование, беседа, коли-чественная и качественная обработка материала.

Структура работы : данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения.

2. Трудоёмкость опыта

2.1. ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИ-ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Значение семейного воспитания в художественном развитии детей

дошкольного возраста

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ре-бенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспи-танию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его мото-рику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, иг-ры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению [12; с. 17].

В дошкольный период у ребенка формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эс-тетического и художественного развития : единство в понимании красивого, доброго, пра-вильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопережи-ванию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения.

Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенка вопросами и собственным творчеством, бережно относится к первым росткам детского твор-чества. Главное внимание, должно быть направлено на формирование разностороннего ин-тереса к изобразительной деятельности. Главное внимание должно быть направлено на фор-мирование разностороннего интереса к изобразительной деятельности. Это обусловлено тем, что в старшем дошкольном возрасте еще рано формировать профессиональный интерес к определенному виду искусства, так как у ребенка только начинается развитие способностей. Ребенок должен попробовать свои силы в разных видах изобразительного искусства.

Художественное воспитание и развитие детей происходит не только на занятиях в дет-ском саду, но и в повседневной жизни, в часы самостоятельной изобразительной деятельно-сти дома, возникающей по инициативе детей. Полученный на занятиях в детском саду худо-жественный опыт, усвоение знания, умения, навыки дети переносят в новые условия. Вне занятий проявляются их интересы, склонность к определенному виду деятельности [12; с. 24].

В самостоятельной изобразительной деятельности возникает желание нарисовать, сде-лать сувенир в подарок маме, воспитателю, послать свои рисунки заболевшему товарищу, подготовить игрушки детям младшей группы. Желание поупражняться в способах действий, полученных на занятиях в детском саду, возникает у детей вне занятий, дома и в этом случае эту задачу облегчает взрослый, родитель, который должен помогать сопоставлять образы действительности с созданными на занятиях в детском саду и в повседневной жизни, на-правлять внимание на возможность обогащения изображений

На основании вышесказанного можно прийти к выводу, что семейное воспитание, ока-зывает огромное влияние на формирование интереса к данному виду деятельности. В про-цессе совместных занятий в детском саду и семье у старших дошкольников можно сформи-ровать интерес к изобразительной деятельности, который характеризуется предметной на-правленностью, действенностью, широтой, относительной глубиной и устойчивостью.

2.2. Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию

детей дошкольного возраста

Воспитание детей дошкольного возраста при осуществляется в семье и детских дошко-льных учреждениях. При этом, цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, долж-ны быть едины [3; с. 18].

Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности бу-дущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально соз-данных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень рос-сиян, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной за-боты о гармоничном развитии его личности. Поэтому «Программа воспитания в детском са-ду» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. В данном случае, речь идет о формировании ин-тереса к изодеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель обязан систематически и активно распространять педагогические знания в формировании интереса к изодеятельности среди родителей, помогать семье правильно вос-питывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемст-венные связи между приобретением опыта в стенах детского сада и семейным воспитанием [12; с. 34].

Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, осве-щать все стороны развития ребенка, так как формирование интересов ребенка во многом за-висит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи. Важной задачей воспитания дошкольников является формирование эстетических качеств. Художественно-эстетическое воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важней-шим фактором, который активизирует и умственное, и эстетическое развитие.

Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы лите-ратура, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь се-мьи.

Виды работы дошкольных учреждений с родителями по формированию интереса к изо-деятельности разнообразны: мини-семинары, показ воспитательной работы, организация вы-ставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях : индивидуально и с коллективом родителей [14; с. 35].

Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие ро-дительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информацион-ные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.

Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы [14; с. 36].

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмо-сферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные реко-мендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в дет-ском саду и дома.

Посещение семьи проходит в несколько этапов. Первый визит в семью - ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Целесообразно, чтобы заве-дующий помог воспитателю (особенно если у него небольшой опыт) подготовиться к такому посещению: посоветует заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, на-метить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопро-сы.

Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанно-стям, их участия в жизни детского сада.

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспита-телей и других сотрудников со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, об успехах ребенка. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает дос-таточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад [15; с. 11].

Большую пользу в педагогическом просвещении родителей о художественном воспита-нии детей, оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, при-чем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его.

Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практи-ческими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новы-ми.

Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педаго-гическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, на-блюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний [15; с. 21].

Консультации для родителей по вопросам художественного воспитания ребенка могут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее. О сроках и теме консультации оповещают родителей. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе заведующего или воспитателя, так и по просьбе самих роди-телей.

Основная форма работы с коллективом родителей - групповое родительское соб-рание, которое обычно проводится раз в квартал. На этих собраниях родителей систематиче-ски знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрас-тной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя о достижениях их детей в формировании интереса к изодеятельности (подводятся итоги рабо-ты за определенный период). Тематика педагогических бесед и докладов на групповых соб-раниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.

Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается по-казом детских работ, экскурсией по детскому саду или группе, там, где была «приложена ру-ка их ребенка», будь то оформительская деятельность детей (например, актового зала, ап-пликаций «Овощей» и «Фруктов» в столовой. Таким образом, происходит стимулирование родителей, которые с охотой приобретут необходимые материалы для создания таких же мини-выставок в домашних условиях.

Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содер-жание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы отно-сительного изобразительной деятельности. С отчета о выполнении решении собрания долж-но начинаться следующее собрание.

На общих родительских собраниях выносятся решения, которые доводятся до сведения всех родителей. Особое место в пропаганде педагогических знаний о художественном вос-питании, занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой фор-мы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Оформ-ление текстового и иллюстративного материала в них может быть - в зависимости от усло-вий - самым различным; стенд, полка или стол для демонстрации детских работ. Чтобы сис-тематизировать содержание уголка, можно расположить материалы по разделам, а для об-новления текстов установить примерное время их сменяемости. Так, в разделе «Чем мы се-годня занимались» кратко рассказывается о занятиях детей в течение дня, демонстрируются детские работы (рисование, лепка, аппликация и т. д.) Материалы раздела сменяются еже-дневно.

В разделе «Чем живет группа» воспитатели рассказывают, какие интересные дела, про-гулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в этом месяце. Материал этого раз-дела можно обновлять раз в месяц [15; с. 26].

Раздел «Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по педагогике, но сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания. Так же могут быть даны рекомендации родителям, по формированию интереса к изодеятельности, рассказ об успехах других родителей в этой деятельности, показ лучшего опыта родителей. Материалы этого раздела меняются раз в 2—3 месяца [17; с. 28]. Самой большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали, научились делать.

Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди ро-дителей в области формирования интереса к изодеятельности, становятся организуемые мно-гими детскими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного художественно-эстетического воспитания, шко-лы молодых родителей, университеты педагогических знаний.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей - не только средство удовлетво-рения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего спо-соб познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитатель-но-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей по-верхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с орга-низацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя в области изобрази-тельной деятельности, его манерой общения с детьми может многому научить родителей, поможет продолжить такую работу с детьми в семье [17; с. 35].

Работа с родителями, их педагогическое просвещение по формированию интереса к изодеятельности в семье должны осуществляться в определенной системе. В годовом плане работы с родителями прежде всего определяются ведущие задачи, которые должны быть тесно связаны со всей воспитательной работой детского сада в очередном году. Так, если детский сад ведет углубленную работу по изобразительной деятельности и художественно-эстетическим воспитанием, это должно найти отражение и в работе с родителями : вопросы художественно-эстетического воспитания будут включены в тематику общих а групповых собраний, групповых и индивидуальных консультаций; посещая семьи детей, воспитатели обратят особое внимание на то, может ли ребенок заниматься какими-то видами изобрази-тельной деятельности дома, есть ли у него для этого все необходимое, помогают ли ему взрослые; знакомя родителей с жизнью детского сада, можно будет шире показать им про-цесс художественно-эстетического воспитания, организовать специальные открытые заня-тия; этой же теме будут посвящены тематические выставки, демонстрационные стенды, за-нятия-практикумы; можно запланировать и подбор специальной тематической библиотечки, папки-передвижки и т. д [8; с. 42].

Составляя годовой план работы с семьей, заведующий учитывает предложения и реко-мендации педагогического коллектива. Советы и пожелания воспитателей очень помогают правильно определить темы докладов на общих и групповых собраниях родителей, тематику консультаций, содержание и периодичность оформления тематических выставок, папок-передвижек, альбомов и т. д. В плане работы намечаются ответственные за подготовку, орга-низацию и проведение отдельных мероприятий [22; с. 19].

Таким образом, самое главное в индивидуальной работе — умение каждого члена кол-лектива детского сада установить контакт с родителями.

Констатирующие опыты во многих исследованиях педагогов показывают, что состоя-ния работы по формированию интереса к изобразительной деятельности в практике семьи используют следующие виды: индивидуальные беседы с детьми и их родителями, наблюде-ние родителей за занятиями по изобразительной деятельности в детском саду, анализ дет-ских работ и педагогической документации. С этой целью кроме названных видов, исполь-зуются рефлексивные методики (в частности, парные сравнения и свободный выбор дея-тельности, контрольные занятия по рисованию, лепке, анализ характеристик детей и озву-чивание этих результатов родителям.

3. Технология опыта

3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

(Формы работы воспитателя в художественном воспитании детей в семье).

Формирование интереса к изобразительной деятельности в семье будет наиболее эффективным, если оно осуществляется в следующей последовательности. Вначале ребенок ставится в активную позицию к предстоящей деятельности, что создает основу для форми-рования разностороннего интереса к различным видам изобразительной деятельности. На этом фоне у старших дошкольников возникают и относительно устойчивые интересы, кото-рые в дальнейшем могут определить склонности и способности ребенка [19; с. 87].

В работе по формированию интереса к изобразительной деятельности в практике семьи используют индивидуальные беседы с детьми и их родителями, наблюдение родите-лей за занятиями по изобразительной деятельности в детском саду, анализ детских работ и педагогической документации. С этой целью кроме названных видов, используются рефлек-сивные методики (в частности, парные сравнения и свободный выбор деятельности, кон-трольные занятия по рисованию, лепке, анализ характеристик детей и озвучивание этих ре-зультатов родителям.

Педагоги подчеркивали значение семьи в воспитании детей - под руководством ро-дителей они овладевают начальными представлениями об окружающем мире. Но не во всех семьях умеют правильно воспитывать детей и основной причиной ошибок в воспитании яв-ляется недостаточный уровень культуры родителей. Поэтому актуальной задачей является психолого-педагогическое просвещение родителей. Важная роль в этом деле принадлежит педагогическому персоналу дошкольных организаций [19; с. 93].

Цель такой работы - формирование у родителей осознанного отношения к задачам подготовки детей к школьному обучению, расширение и обогащение их знаний и умений, оказание своевременной квалифицированной помощи семье по вопросам подготовки ребенка к школе.

Педагог может оказать помощь семье посредством разных форм : педагогического просвещения, повышения педагогической культуры молодых родителей, индивидуального и группового консультирования и пр. Работа воспитателя с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному участию в рабо-те дошкольного учреждения по подготовки детей к успешному обучению в школе.

В настоящее время крайне необходимо проведение просветительской работы с ро-дителями.

Работа воспитателя с родителями состоит из следующих компонентов:

1. Ориентация родителей на процесс подготовки детей к школе.

2. Психолого-педагогическое просвещение (лектории, консультирование, психоло-го-педагогические практикумы, педагогическая помощь, деловые игры).

3. Домашний практикум согласно перспективному плану.

Эти формы совместной работы формируют родительскую позицию, повышают их активность, актуализируют полученные знания.

К методическому руководству воспитателя по художественному воспитанию детей в семье относятся некоторые формы педагогической помощи родителям. К ним относятся:

1. Коллективная работа (общеродительские собрания, групповые собрания, «День открытых дверей», тематические занятия (доклады, консультации, семинары, тренинги, «Круглые столы», проведение детских праздников, выставок детских работ).

2. Индивидуальные формы работы (анкетирование и опросы, беседы и консульта-ции специалистов, «Служба доверия», родительские часы).

3. Формы наглядного информационного обеспечения (информационные стенды, вставки детских работ, открытые занятия специалистов и воспитателей). Рассмотрим их под-робнее.

1. Коллективные формы взаимодействия родителей и педагогов.

А) Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года. Задачи: информирование и обсуждение с роди-телями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы; информирование роди-телей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социаль-ными службами.

Б) Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости. Задачи: обсуждение с родителями за-дач, содержания и форм работы; Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье по развитию интереса к изодеятельности.

В) Тематические занятия “Семейного клуба”. Работа клуба планируется на основа-нии запросов и анкетирования родителей для оказания им специализированной помощи. За-нятия клуба проводятся специалистами ДОУ один раз в два месяца. Формы проведения : те-матические доклады, плановые консультации, семинары, тренинги, “Круглые столы” и так далее. Задачи: знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии и ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

Г) Проведение детских праздников и “Досугов”. Подготовкой и проведением празд-ников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей. Задача: поддержание бла-гоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

2. Индивидуальные формы работы [19; с. 95].

А) Анкетирование и опросы. Проводятся по планам дефектологов, психолога, вос-питателей и по мере необходимости. Задачи: сбор необходимой информации о ребенке и его семье; определение запросов родителей о дополнительной помощи в развитии и формирова-нии интереса к изодеятельности у детей; определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.

Б) Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задачи: оказание индивидуальной помощи ро-дителям по вопросам коррекции, образования и воспитания; оказание индивидуальной по-мощи в форме домашних заданий.

В) “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей. Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложе-ния.

Г) Родительский час. Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю. Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ре-бенком, разъяснение домашних заданий.

3. Формы наглядного информационного обеспечения [19; с. 97].

А) Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвиж-ные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “План ра-боты по развитию интереса к изодеятельности в семье», «Игра в развитии ребенка», «Как выполнять домашние задания»). Задачи: информирование родителей об организации коррек-ционно-образовательной работы в ДОУ; информация о графиках работы администрации и специалистов.

Б) Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы. Задачи: ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей; при-влечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка по изодеятельности.

В) Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы под-бираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся не менее двух - трех раз в год. Задачи: создание условий для объективной оценки родителями успехов своих де-тей и достижений в изодеятельности; наглядное обучение родителей методам и формам до-полнительной работы с детьми в домашних условиях по формированию интереса к изодея-тельности.

Таким образом, изобразительная деятельность доступна всем детям, она способст-вует развитию мелкой моторики, познавательных процессов, самостоятельности, эмоцио-нально-волевой сферы. Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического бло-ка является задача привлечения родителей к активному сотрудничеству, так как только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ре-бенку. В работе по формированию интереса к изобразительной деятельности в практике се-мьи используют индивидуальные беседы с детьми и их родителями, наблюдение родителей за занятиями по изобразительной деятельности в детском саду, анализ детских работ и педа-гогической документации [20; с. 152].

Педагог может оказать помощь семье по формированию интереса к изобразитель-ной деятельности посредством разных форм : педагогического просвещения, повышения пе-дагогической культуры молодых родителей, индивидуального и группового консультирова-ния.

На основании вышесказанного можно прийти к выводу, что семейное воспитание, оказывает огромное влияние на формирование интереса к данному виду деятельности. В процессе совместных занятий в детском саду и семье у старших дошкольников можно сфор-мировать интерес к изобразительной деятельности, который характеризуется предметной на-правленностью, действенностью, широтой, относительной глубиной и устойчивостью.

Констатирующие опыты во многих исследованиях педагогов показывают, что со-стояния работы по формированию интереса к изобразительной деятельности в практике се-мьи используют следующие виды: индивидуальные беседы с детьми и их родителями, на-блюдение родителей за занятиями по изобразительной деятельности в детском саду, анализ детских работ и педагогической документации. С этой целью кроме названных видов, ис-пользуются рефлексивные методики (в частности, парные сравнения и свободный выбор деятельности, контрольные занятия по рисованию, лепке, анализ характеристик детей и оз-вучивание этих результатов родителям.

4. Результативность опыта

4.1. Работа воспитателя по организации изобразительной деятельности детей

дошкольного возраста в семье.

(Определение уровня интереса к изобразительной деятельности у детей старшей группы)

Диагностическая работа проходила на базе МБДОУ д/с №42, города Тимашевска. Для определения уровня интереса к изобразительной деятельности у детей старшей группы, была определена группа детей состоящая из 10 человек.

Данные дети отмечаются следующими особенностями: мышление, восприятие, про-дуктивные виды деятельности, мелкая моторика.

Эксперимент проходил в 3 этапа:

1 этап – Наблюдение за детьми.

Цель: определение уровня интереса к изобразительной деятельности у детей.

Наблюдение осуществлялось в течение двух недель (10 дней). В процессе наблюде-ния отмечалась частота обращений детей в уголок изобразительной деятельности. Для более детального изучения материалы изо-уголка изменялись. При изучении уровня интереса детей обращалось внимание на вид изобразительной деятельности и материалы, которыми пользу-ется ребенок, содержание продуктивной деятельности. Протокол наблюдения приведен в Приложении 2.

За уровень интереса к изобразительной деятельности принималось количество об-ращений детей в изобразительный уголок.

Результаты наблюдения можно представить в виде диаграммы. (см. прил. №1)

Наблюдение за детьми показывает, что половина детей из группы обследуемых (5 человек) имеет средний уровень интереса к изодеятельности – количество обращений в изо-бразительный уголок 5-6 раз, 3 человека - высокий уровень - количество обращений в изо-бразительный уголок 7-10 раз, и низкий уровень - лишь 2 человека, от всей численности ис-следуемой группы - количество обращений в изобразительный уголок 4 раза. При этом, все дети используют такой вид изобразительной деятельности, как рисование.

По окончании наблюдения решено было провести беседу с воспитателями данной группы испытуемых.

2 этап – Беседа с воспитателями.

Цель: определить формы работы в повседневной жизни по изобразительной дея-тельности с детьми данной группы; определить формы взаимодействия воспитателя с роди-телями по художественному воспитанию детей в семье.

Беседа содержала следующие вопросы:

1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с изобразительным искусством?

2. Какое отношение детей к изобразительному искусству у ваших воспитанников?

3. Какие качества личности можно сформировать в процессе приобщения детей к искусству?

4. Какие виды изобразительной деятельности интересны детям вашей группы?

5. Какую работу в повседневной жизни вы проводите с детьми по изобразительной деятельности?

6. Практикуете ли вы в группе художественную деятельность по интересам?

7. Осуществляете ли вы методическое руководство художественной деятельностью в семьях своих воспитанников?

8. Ваши предложения по улучшению методической и предметной среды в организа-ции художественной деятельности в детском саду и семье?

Результаты беседы (см. прил. №3)

Исходя из ответов воспитателей можно прийти к выводу, что изобразительную дея-тельность можно рассматривать не только с точки зрения одной из ведущих и любимых детьми дошкольного возраста, но и как инструмент коррекции и развития.

Воспитатели данной группы считают необходимым знакомить детей с изобрази-тельным искусством, так как изобразительная деятельность является одной из ведущих про-дуктивных видов дошкольного детства и имеет моделирующий характер. Изобразительное искусство отражает интеллектуальное и эмоциональное развитие детей дошкольного возрас-та.

Отношение детей к изодеятельности основывается на возникновении положитель-ных эмоциях, позитивного настроя к изодеятельности. В процессе приобщения детей к ис-кусству у детей можно сформировать такие качества личности как стремление, усидчивость, развить художественный вкус, чувство прекрасного.

По средствам обращения к повседневному окружающему миру и наблюдение за ним, детям данной группы интересны такие виды изобразительной деятельности, как лепка, аппликация, рисование, но большее предпочтение дети отдают рисованию с использованием различных художественных материалов.

Воспитателями осуществляется методическое руководство художественной дея-тельностью в семьях своих воспитанников. Педагоги в процессе данного методического ру-ководства знакомят родителей с изобразительным искусством, объясняя необходимость их помощи детям, потому как изобразительное искусство вносит значительный вклад в разви-тие восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений их детей. Родителям доносят информацию с той позиции, что развитие интереса детей к изодеятельности способ-ствует не только реализации традиционных задач по формированию изобразительных уме-ний и навыков, но и коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы их ре-бенка. Сформировать устойчивый интерес к изодеятельности в стенах детского сада не представляется возможным. И поэтому одной из важнейших задач педагогического блока является задача привлечения родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.

Также, воспитатели вносят предложения по улучшению методической и предмет-ной среды в организации художественной деятельности в детском саду и семье, подчеркивая то, что в связи с небольшим количеством часов в детском саду по развитию интереса к изо-деятельности у детей, организация художественной деятельности должна проходить совме-стно с семьей детей, но для этого необходимо ознакомить родителей с планом работы и дать им рекомендации.

3 этап - Анкетирование родителей.

Цель: выявить компетентность родителей в вопросах организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи.

Анкета для родителей содержала ряд следующих вопросов:

1. Фамилия, имя ребенка, возраст.

2. Состав семьи (отец, мать, братья, сестры – их возраст).

3. Профессия родителей.

4. Проявляете ли вы интерес к искусству (к каким видам?

5. Привлекаются ли дети к совместным занятиям со взрослыми (членами семьи, и в чем проявляется их участие?

6. Каким видом изодеятельности любят заниматься ваши дети (рисованием, лепкой, аппликацией?

7. Есть ли дома место для занятий ребенка любимым видом изодеятельности? Какое участие в организации изодеятельности принимают родители и другие члены семьи?

8. Созданы ли условия в семье для изодеятельности? (наличие красок, глины, пла-стилина, цветной бумаги, карандашей и т. д.)

9. Считаете ли вы, что в детском учреждении должны даваться методические реко-мендации воспитателем, для организации процесса изодеятельности в семье?

Проведенное анкетирование родителей (см. прил. №4)

Результаты анкетирования: по результатам анкетирования, можно сказать, что абсо-лютно все родители заинтересованы в развитии интереса в изобразительной деятельности своего ребенка. Около 6 родителей вовлечены в формирование интереса к изобразительной деятельности своих детей, при этом создавая все необходимые условия (отведение места для занятий, оснащение и оборудование для продуктивной деятельности). Около 8 родители за-интересованы в проведении занятий с ними, с целью методических рекомендаций по форми-рованию интереса к изодеятельности их детей в условиях семьи.

На основании проведенной диагностической работы можно прийти к выводу, что развитие интереса к изодеятельности у детей должно происходить в тесном сотрудничестве семьи и педагогов. И для этого, необходимым условием является разработка перспективного плана работы с родителями по развитию интереса к изобразительной деятельности детей в семье, для того, чтобы данный процесс был непрерывным, а значит эффективным.

Перспективный план работы с родителями по развитию интереса

к изобразительной деятельности детей в семье

Цель: привлечение родителей к активному сотрудничеству в целях повышения ин-тереса к изобразительной деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.

4.2 Перспективный план работы с родителями по развитию интереса

к изобразительной деятельности детей в семье.

По окончании проведенной экспериментальной работы решено было составить пер-спективный план работы с родителями по развитию интереса к изобразительной деятельно-сти детей в семье.

В условиях ДОУ для детей и педагогического коллектива встают новые задач по взаимодействию с семьями детей, т. к. в специальной поддержке нуждаются не только вос-питанники, но и их родители.

Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического блока является за-дача привлечения родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.

Перспективный план работы с родителями по развитию интереса

к изобразительной деятельности детей в семье

Цель: привлечение родителей к активному сотрудничеству в целях повышения ин-тереса к изобразительной деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.

1. Время работы : сентябрь, октябрь и ноябрь 2013 года.

В сентябре было организовано проведение следующих мероприятий по формирова-нию интереса к изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития : собрание родителей на тему «Самостоятельные действия ребенка», беседа «Учим ребенка наблюдать природу», консультации по будущим темам запланированных занятий по изобра-зительной деятельности «Моя любимая игрушка» и консультация по разбору темы «Высокий - Низкий».

В октябре было организовано проведение собрания родителей на тему «Семья» и собрание родителей на тему «Семья». Было организовано развлечение вместе с родителями «Семейный альбом».

В ноябре было организовано проведение собрание родителей на тему «Как часто вы рисуете с ребенком», беседа на тему «Использование нетрадиционных способов в изобрази-тельной деятельности», консультация для проведения запланированного занятия по созда-нию альбома «Мое творчество», беседа на тему «Семейный опыт» и собрание для родителей «Детский коллаж».

2. При работе с родителями были выбраны следующие формы работы :

- консультации;

- собрания;

- беседы;

- развлечения.

Данные формы работы проводились с целью развития интереса детей к изобрази-тельной деятельности в семье.

Данный план рассчитан на привлечение родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к изобразительной деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи. В плане отражены первые три месяца работы с родите-лями с указанием вида работы с родителями (собрания, консультации, беседы, формы рабо-ты с родителями (индивидуальная, коллективная, микрогруппы) и методические рекоменда-ции для воспитателя (где согласно плану занятий по изобразительной деятельности в дет-ском учреждении) даны подробные рекомендации в плане работы с семьей.

3. В ходе различных форм работы с родителями по развитию и формированию ин-тереса к изобразительной деятельности, согласно, перспективного плана, были разработаны следующие рекомендации для воспитателей.

Сентябрь:

1. Собрание родителей на тему «Самостоятельные действия ребенка». При проведе-нии собрания необходимо нацеливать родителей на развитие интереса к изобразительной деятельности. При этом родители должны регулярно предлагать новое задание своим детям. Например: «Давай нарисуем небо и солнце». После чего необходимо обсудить с ребенком его рисунок в форме беседы, для поддержания благоприятной эмоциональной обстановки.

2. Беседа «Учим ребенка наблюдать природу» проходила в индивидуальной форме. Здесь давались рекомендации о том, что очень важно передавать детям информацию новым для них способом познания через беседы, диалог (родитель-ребенок). Рассказ родителей не-обходимо закрепить в рисовании цветов, кустов, деревьев и т. д. При этом, осуществлять кон-троль за своим ребенком в процессе рисования.

3. Консультации по будущим темам запланированных занятий по изобразительной деятельности «Моя любимая игрушка» проходила как в индивидуально форме, так и микро-группами. Здесь необходимо нацелить родителей на развитие наблюдательности. Необхо-димо подготовить ребенка к рисунку и его описанию на тему «Моя любимая игрушка».

4. Консультации по разбору темы «Высокий - Низкий» проходила также в индиви-дуальной форме и с микрогруппой родителей. Давались рекомендации продолжать расши-рять получаемую информацию в процессе бесед и диалогов с ребенком. Было дано домашнее задание родителям – закреплять понятия «высокий – низкий» изображая, к примеру, деревья. Передавать детям информацию через беседы, диалог.

Октябрь:

1. Собрание родителей на тему «Семья», конечно же имеет коллективную форму работы с родителями. Родителей необходимо нацелить на помощь своему ребенку изобра-зить семью в художественном оформлении. Необходимо сначала обговорить всех членов се-мьи с ребенком, а затем приступать к изобразительной деятельности. Также необходимо в процессе рисования с ребенком, проводить беседу о каждом члене семьи, создавая словес-ный портрет данному члену семьи.

2. Развлечение вместе с родителями «Семейный альбом» носит коллективную фор-му работы. Создание альбома о семье «Мама, папа, сестра и я». В данном развлечении роди-телям и их детям дается задание изобразить свою семью. Закончить данное мероприятие не-обходимо показом (демонстрацией) семейных альбомов с выставкой работ.

3. Собрание родителей на тему «Семья» - предполагает коллективную форму рабо-ты. Необходимо нацелить родителей на то, что они должны побудить ребенка к активности выражения своих чувств через цвет (рисуя).

Ноябрь:

1. Собрание родителей на тему «Как часто вы рисуете с ребенком» носит коллек-тивную форму работы с родителями. Необходимо нацелить родителей на помощь в развитии творческих способностей у своих детей, с помощью игры. Так как в у дошкольников преоб-ладает игровой вид деятельности, поэтому необходимо развивать интерес к изобразительной деятельности в игровой форме.

2. Беседа на тему «Использование нетрадиционных способов в изобразительной дея-тельности» носит индивидуальную форму работы с родителями. Здесь требуется детальное обсуждение процесса работы с ребенком. При этом воспитатель рассказывает и демонстри-рует работу (одновременно, предлагая родителям создать дома с ребенком свой «шедевр».

3. Консультация для проведения запланированного занятия по созданию альбома «Мое творчество» может носить как индивидуальный характер, так и работа с микрогруппа-ми.

Здесь необходимо раздать индивидуальное задание для родителей и их детей на те-му : «Насекомые», тем самым развивать творческий потенциал ребенка для создания альбома. Можно дать рекомендации как это сделать в игровой форме, чтобы ребенку было интересней работать с эти заданием.

4. Собрание на тему «Детский коллаж» предполагает коллективную форму работы с родителями. Здесь необходимо организовать выставку детских работ, тем самым демонстри-руя достижения определенного уровня развития детей.

Особенно важным представляется подчеркнуть необходимость дальнейшего со-трудничества родителей и педагогов детского сада по формированию интереса к изобрази-тельной деятельности. Целесообразно обсудить результаты и достижений по форме «вопрос - рисунок». В данной беседе может состояться обмен «опыта» между родителями воспитан-ников группы.

5. Беседа на тему «Семейный опыт» носит индивидуальный характер работы с ро-дителями. Воспитатель предлагает родителям обменяться опытом развития творческих спо-собностей у детей в семье. При этом необходимо учитывать предложения родителей по раз-витию интереса к изобразительной деятельности детей.

Данное исследование рекомендуется к использованию воспитателями детских уч-реждений, для эффективной работы с родителями.

5. Итог опыта

Подводя итоги опыта работы, можно сделать следующие выводы.

Проблема формирования интереса к изобразительной деятельности у дошкольников в семье еще не была предметом специального исследования, тогда как успех обучения на за-нятиях по изобразительной деятельности во многом зависит от наличия у детей интереса к ней и совместной работы педагога и семьей.

Задача родителей и педагогов в определении значимости развития интереса к изобра-зительной деятельности состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рас-сматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенка вопросами и собственным творчеством, бережно относится к первым росткам детского творчества.

Изобразительная деятельность доступна всем детям, она способствует развитию мелкой моторики, познавательных процессов, самостоятельности, эмоционально-волевой сферы. Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического блока является зада-ча привлечения родителей к активному сотрудничеству, так как только в процессе совмест-ной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.

В работе по формированию интереса к изобразительной деятельности в практике семьи используют индивидуальные беседы с детьми и их родителями, наблюдение родите-лей за занятиями по изобразительной деятельности в детском саду, анализ детских работ и педагогической документации.

В данной работе определены показатели интереса у дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.

Диагностическая работа проходила на базе МБДОУ д/с №42, города Тимашевска, где была определена группа детей, состоящая из 10 человек.

Экспериментальная работа проходила в 3 этапа : наблюдение за детьми ( цель кото-рого была: определение уровня интереса к изобразительной деятельности детей); беседа с воспитателями ( цель которой была: изучить интерес детей к изобразительной деятельности и его развитие с помощью взаимодействия с родителями) и анкетирование родителей ( цель ко-торого была: выявить уровень заинтересованности развития творческих способностей своих детей, а также выявить готовность в помощи развития интереса к изодеятельности в семье).

На основании проведенной диагностической работы можно прийти к выводу, что развитие интереса к изодеятельности у детей должно происходить в тесном сотрудничестве семьи и педагогов. И для этого, необходимым условием был разработан перспективный пла-на работы с родителями по развитию интереса к изобразительной деятельности детей в се-мье, для того, чтобы данный процесс был непрерывным, а значит эффективным.

Тем самым, была установлена последовательность формирования интереса - от ак-тивного к разностороннему, на фоне которого возможно проявление и развитие относитель-но устойчивых интересов по формированию художественного воспитания в семье.

Данная работа может быть использована и рекомендована воспитателям детских дошкольных учреждений для работы с родителями.

Цель работы выполнена и задачи реализованы.

Публикации по теме:

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Участие в семинарахУчастие в семинарах Дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, и в связи с этим происходят масштабные преобразования. Однако, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 января 2013 в 10:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сюваткина (УИ 2120) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД