Папки-передвижки

Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника

Наталья Жигалова
Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшим общественным институтом социализации ребенка является семья. Огромное влияние на его гендерную социализацию, индивидуальный жизненный путь и возможности самореализации оказывает гендерные ожидания, установки, представления и стереотипы родителей. Как показывают опросы, во многих даже широко различающихся культурах, родители отдают предпочтение рождению мальчика, причем отцы называют предпочтительным появление в два раза чаще, чем матери. Сразу после рождения девочки и мальчики начинают приобретать разный опыт как члены семьи и члены общества. Родители по-разному реагируют на плач девочек и мальчиков. К мальчикам подходят не так быстро и успокаивают реже, давая возможность самостоятельно справиться с ситуацией, благодаря чему мальчики учатся полагаться на себя, быть независимыми. Стиль же родительского воспитания в отношении девочек близок к гиперопеке. Психологические особенности личности, которые могут сформироваться в этом случае, - пассивность, неуверенность в себе, необходимость в опоре и поддержке другого человека, внешний локус контроля. Согласно исследованиям зарубежных ученых, в ожиданиях самостоятельности девочек и мальчиков в таких безопасных сферах деятельности, как уборка комнаты, складывание игрушек или одежды, родители демонстрируют незначительные различия. В то время как в сферах с достаточной степенью риска их ожидания относительно девочек и мальчиков существенно различаются. Родители позволяют мальчикам играть вдали от дома, ходить с поручениями по соседству, переходить одним улицу, пользоваться острыми предметами в раннем возрасте, чем это разрешается девочкам. Родительские запреты и опасения могут ограничивать развитие чувства компетентности, исследовательского поведения у девочек, повышать уровень их конформизма и зависимости. Способы родительской помощи мальчикам и девочкам в выполнении заданий тоже различны. По исследованиям выяснилось, что девочкам родители склонны оказывать специфическую помощь в виде готового решения или прямой инструкции, тогда как мальчикам - неспецифическую. Родители верят в их успех, поддерживают и ориентируют на самостоятельное выполнение задания. Как следствие у мальчиков уровень мотивации достижения выше, чем у девочек. Полотипичные игры и игрушки девочек (куклы, кухонная утварь, мягкие игрушки др.) исподволь готовят их к материнству и введению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Полотипичные игры и игрушки мальчиков (строительные игры, транспорт, военные игрушки и др.) побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, стимулируют независимое, соревновательное поведение, формируют лидерские качества.

Публикация «Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника» размещена в разделах

Гендерные стереотипы родителей влияют на:

- виды деятельности, в которые родители вовлекают своих детей;

- значение, которое родители придают приобретению детьми различных навыков и знаний;

- советы, которые дают по поводу приобретения различных навыков и знаний;

- эмоциональные реакции родителей на успехи детей в разных областях знаний и др. ;

Все перечисленное может оказать влияние на:

- уверенность детей в своих способностях;

- заинтересованность в приобретении различных навыков и знаний;

- эмоциональные реакции (чувства) при участии в различных видах активности;

-суммарное количество времени и сил, которые дети будут посвящать освоению и демонстрации различных навыков и знаний.

Очень многое в воспитании детей, развитии их личности происходит мимоходом, благодаря ежедневному общению, замечаниям, вербальным и невербальным реакциям родителей другим неформальным моментам и влияниям, иногда настолько тонким, динамичным и неуловимым, что их трудно выявить и осознать.

Попытайтесь отрефлексировать свои ожидания относительно ребенка, собственные представления и взгляды на гендерные роли с помощью предложенного материала, и предупредить возможные проблемы в будущем.

Обсудите в семье следующие вопросы.

Если у вас один ребенок, кого вы хотели, мальчика или девочку? Почему?

Как вы отнеслись к тому, что родился мальчик (девочка? Соответствовал ли пол вашим ожиданиям? Обсуждали ли вы этот вопрос до рождения ребенка и после? Возвращаетесь ли к нему сейчас? Единодушны ли, во мнении? Если у вас не один ребенок, сопоставьте, как вы пытались предугадать пол будущего члена семьи в первый раз и во второй раз? Были ли различия и в чем они проявлялись? Попытайтесь узнать у ваших родителей и родственников, как было воспринято ваше рождение, соответствовал ли ваш пол их ожиданиям.

Прочтите обобщенные описания комнат детей.

«Огромный динозавр, нарисованный на одной из стен, огромная яркая коробка с тысячью лего, большой ящик с деревянными строительными блоками, уютное местечко, где примостилась коллекция черепашек ниндзя, ящик с инструментами и гвоздями, ящик с различным «оружием», корзинка с пауками, рептилиями и динозаврами, большой контейнер с мячами, высокая башня из картонных кубиков разных цветов. Здесь еще много чего есть: деревянный кукольный домик с мебелью и кукольной семьей, коробки с камушками, перышками и шишками, набор зверюшек, рыцари и гномы, полка с музыкальными инструментами, корзинка с шариками, комплект магнитов, коробка с тарелками, едой и кухонной утварью, чайный сервиз, картонный замок, кукольный театр, настольные игры, головоломки, книги, и все это, не считая грузовиков и легковушек, велосипеда и роликовых коньков в гараже».

«Комплект стеклянных лошадок и собачек, полка забитая животными, вкладывающимися друг в друга, две куклы с принадлежностями, кукольная кроватка, игрушечная коляска, коробки с настольными играми, много книг, большая стопка составных мозаичных картинок, четыре комплекта бумажных кукол, ящик с «драгоценностями», календарики, комплект кукол Барби с принадлежностями, кукольная семья в домике, школа со всеми принадлежностями, кухонная утварь, утюг и гладильная доска, чайный сервиз, пластилин и глина для лепки, карандаши. В гараже стоят велосипед, самокат, роликовые коньки, коробка с мячами, обруч, скакалки, скейтборд».

Как может повлиять на развитие девочек и мальчиков (их способностей, личностных качеств, поведения, выбор профессии и др.) подобный подбор игрушек? Попробуйте составить оптимальный перечень игрушек для детской комнаты девочки и мальчика.

Побеседуйте с дочерью/ сыном:

Тебе нравится быть девочкой/ мальчиком? Почему хорошо быть девочкой? Почему хорошо быть мальчиком?

Хочешь ли ты стать девочкой / мальчиком? Почему?

На кого из героев мультфильмов, ты хотела / хотел быть похожей/ похожим? Почему?

Как ты думаешь, какой должна быть самая хорошая девочка? Каким должен быть самый хороший мальчик? Почему?

Проанализируйте ответы детей, если есть возможность, сравните ответы девочек и мальчиков. О чем говорят полученные результаты.

Считаете ли вы, что приведенные ниже черты больше или меньше подходят тому или другому полу?

- независимость;

-предприимчивость;

-уверенность, вера в себя;

- чувствительность;

-мечтательность;

- послушность;

-скромность;

-манера плохо одеваться или плохо держаться;

- честолюбие, дух соревнования;

-зависимый характер;

-небрежность в работе;

-привычка ругаться;

-робость, отсутствие инициативы;

-характер лидера.

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Проектирование развивающей среды в познавательно-исследовательской деятельности Гипотеза: На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 21:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жигалова (УИ 142823) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД