Получи документы

Гигиена и охрана детского голоса при обучении пению

Людмила Задорожная
Гигиена и охрана детского голоса при обучении пению
▼ Скачать + Заказать документы

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет

существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития

ребенка. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с

ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка,

заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. Не

нужно забывать о том, что певческий аппарат ребенка требует бережного

отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает

складываться (связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое,

Публикация «Гигиена и охрана детского голоса при обучении пению» размещена в разделах

поверхностное).Поэтому одной из важных здоровьесберегающих задач

обучающихся отделения вокального исполнительства является охрана детского

певческого голоса.

Певческий голос - уникальный музыкальный инструмент созданный

природой, который следует охранять и использовать разумно. Голос ребенка

отличается от голоса взрослого человека несформированностью голосового

аппарата, хрупкость и ранимостью голосовых связок. Его можно, как развить,

так и совсем испортить – сорвать. Голос юного вокалиста важен так же, как его

внешность, манеры, текст выступления. Это тот могущественный инструмент, с

помощью которого маленькие певцы доносят свое сообщение до аудитории. К

сожалению, в последнее время увеличилось число расстройств голосового

аппарата у детей школьного возраста. Педагогам вокалистам довольно часто

приходится сталкиваться с этим печальным фактом при прослушивании детей,

желающих заниматься пением.

Голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного

отношения. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со

связками взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей

также малы по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерное

пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее

напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость,

приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий

разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух.

Одним из самых действенных способов охраны детских голосов является

вокальное обучение, то есть овладение певческими навыками, которые

обеспечивают развитие голосового аппарата и его нормальную функцию.

Начинающим певцам свойственна быстрая утомляемость. Поэтому

режим занятий с ними должен строиться с учетом этой особенности.

Недопустимо, чтобы ученик уходил с занятия с усталым голосом. По мере

развития выносливости занятия постепенно удлиняются до 30-45 минут с 2-3

перерывами по 5-10 минут в течении этого времени. К детям следует подходить с особой осторожностью, учитывая недоразвитость их голосовых органов,

слабость мышц и быструю утомляемость нервной системы.

Вокальный репертуар для детей, которые только начинают заниматься

пением, должен быть подобран грамотно, а песни – соответствовать диапазону

голоса учащихся, состоять из небольших музыкальных фраз. Для воспитания

вокально- музыкальных способностей при отборе песен следует учитывать

необходимость развития мелодического слуха. Очень часто дети начинают петь

взрослые песни, и хотя, это нравится родителям, ребенку это наносит большой

вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо

выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого

подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка,

но и наносится вред голосовому аппарата. Текст песни должен быть доступен

пониманию детей и опираться на имеющиеся у них представления и образы.

Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким

образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате

этого вырабатывается активное слуховое внимание, то есть слуховая

чувствительность, которая имеет большее значение для развития голоса.

Слуховая чувствительность позволяет воспринимать и точно воспроизводить

звуковысотные соотношения мелодии, а слуховые ощущения напрямую связаны

с мышечными ощущениями. Таким образом в процессе тренировки

одновременно развивается слуховая и мышечная чувствительность, то есть

вокально- слуховая координация, которая необходима для качественного

развития голоса.

Еще одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и

подростков является систематическое занятие пением, способствующее более

интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом

укрепляются голосовые складки, тренируется музыкальная память, таким

образом, вырабатываются певческие навыки, необходимые при

профессиональном использовании голоса.

Исследователи доказали, что пение прививает ребенку художественно-

эстетические навыки, оказывает благоприятное влияние на организм и его

интеллект в целом. Однако, при воспитание правильных навыков и

естественное развитие детского голоса, не стоит забывать об основных законах

возрастной физиологии. При несоблюдении этих законов у детей часто

возникают заболевания голосового аппарата.

Учитывая физиологические особенности голосового аппарата в период

роста, следует как можно больше внимания уделять укреплению организма

детей и подростков. При этом одной из важных мер является закаливание,

которое следует рассматривать, как важнейшую составляющую часть

физического воспитания как детей, так и подростков-вокалистов. К методам

закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе, различные

спортивные игры, физическую работу на открытом воздухе. Наконец, в

педагогическом процессе необходимо максимальная простота в пояснении

приемов, применяемых педагогом. Ребенок способен очень легко воспринимать

и выполнять требования педагога, если они поставлены в определенной форме, отчетливо и ясно сформулированы понятным для детей языком. Основные

вокально - технические навыки должны прививаться только с целью помочь

ребенку найти и зафиксировать наиболее естественные приемы голосоведения.

Так же следует отметить, что такой сложный процесс, как певческое

голосоведение, особенно у детей, может нормально развиваться и протекать

только при наличии благоприятных условий. Несомненно, что одним из

основных условий является полноценность функции центральной нервной

системы, так как ей принадлежит ведущая роль в координации и регулирования

процесса голосообразования на всех этапах.

Педагоги вокала всегда должны помнить о хрупкости и малой выносливости

детских и юношеских голосов.

Чтобы сохранить красивый голос и уберечь от перегрузок, необходимо

соблюдать некоторые рекомендации, которые помогут уберечь голосовой

аппарат от повреждения:

- Не эксплуатировать голосовой аппарат сверх меры без всякой на то нужды;

- Перед выступлением или уроком (хотя бы за 5-6 часов) нельзя есть орешки,

сухарики, чипсы, семечки, печенья и любые другие продукты, которые

крошатся (Крошки забиваются в складки гортани, умеренно употреблять в

пищу очень острые маринады, перцы, пряности с укусом, очень соленую пищу;

- Осторожнее быть с молочно-кислыми продуктами и напитка (Они

способствуют образованию слизи);

-Не пить очень горячие и очень холодные напитки, лучше выпить воду (не

газированную) комнатной температуры;

- Занятия вокалом во время менструального цикла – очень опасно. (Это

связанно с тем, что в это время все слизистые организма снабжаются кровью

намного интенсивнее. Из – за этого, при нагрузке на голосовые связки, сильный

поток крови направится к горлу и на связках образуются узелки, удалить

которые будет невозможно в целом. Это может испортить голос.);

- Нельзя петь с заложенным носом, температурой и больным горлом;

- Перед концертом или уроком нельзя переедать, лучше покушать за два часа до

концерта или урока (Переполненный живот расслабляет, а энергия, которая

будет нужна, уйдет на переваривание пищи, но и на голодный желудок не петь)

- Нельзя кричать, орать «как бешенный», разговаривать громко (Напряжение

мышц гортани ведет к переутомлению и иногда потери голоса);

-Следите за дикцией и артикуляцией (это позволит избежать перенапряжения

мышц гортани и шеи);

- Начинать занятия вокалом не раньше, чем за два часа после сна;

- Соблюдать температурный режим:

а) хорошо закрывать горло в холодную погоду;

б) одеваться по сезону;

- Не следует разговаривать, петь и смеяться в холодное время на открытом

воздухе, особенно при быстрой ходьбе и после выступления;

-Беречь себя от простуды;

-Избегать резкого охлаждения.

Горло - это рабочий аппарат певца, который нужно беречь и охранять. Если

вокалист будет придерживаться эти элементарных правил, то занятия вокалом

будут проходить с большой отдачей и хорошим качеством.

Публикации по теме:

«Песенка-чудесенка подружилась с нами». Музыкальное развлечение-состязание по пению любимых песен«Песенка-чудесенка подружилась с нами». Музыкальное развлечение-состязание по пению любимых песен «Песенка – чудесенка подружилась с нами»музыкальное развлечение - «состязание», по пению для детей младшего и среднего дошкольного возрастас.

Доминантное занятие по пению «Учимся чисто петь» в подготовительной группеДоминантное занятие по пению «Учимся чисто петь» в подготовительной группе Доминантное музыкальное занятие «Учимся чисто петь» Цель: Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников. Задачи: Формирование певческой.

Использование кукол Би-ба-бо при обучении пению детей 3–4 летИспользование кукол Би-ба-бо при обучении пению детей 3–4 лет Начав серьезно заниматься пением с совсем маленькими детьми 3-4 лет, я столкнулась с такой проблемой: c детьми этого возраста невозможно.

Конспект музыкального доминантного занятия по пению «В гостях у бабушки» к Всемирному Дню пенияКонспект музыкального доминантного занятия по пению «В гостях у бабушки» к Всемирному Дню пения Возраст: вторая младшая группа Программные задачи: - развивать интерес, эмоционально-позитивное отношение к вокальному искусству; - формировать.

Консультация для педагогов «Цифровая гигиена» Проблема: насколько нужны нашим детям гаджеты Думаю, ни у кого сейчас уже не вызовет удивления такая картинка: сидящий в коляске малыш сосредоточенно.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Консультация музыкального руководителя «Приобщаем малыша к пению» для родителей группы раннего возраста Когда можно начинать приобщать ребенка к пению? Лучшей подготовкой к пению, является пение мамы с первых дней жизни ребенка. Первые три-четыре.

Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского сада для детей с ОВЗОхрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского сада для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гигиена и охрана детского голоса при обучении пению
Опубликовано: 12 апреля 2024 в 12:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гигиена и охрана детского голоса при обучении пению» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Задорожная (УИ 261982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД