Приложение МААМ

Гиперактивные дети

Айнур Аскерова
Гиперактивные дети
▼ Скачать + Заказать документы

Работа с детской гиперактивностью.

Что такое детская гиперактивность?

Основные критерии определения гиперактивности. Диагностика синдрома Дефицита внимания и гиперактивности.

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Советы родителям гиперактивных детей.

Публикация «Гиперактивные дети» размещена в разделах

Гиперактивность-повышенная двигателная активность ребенка,импульсивность,сопровождаемые трудностиями переключения и концентрации внимания.

Гиперактивность корректируется, но не сразу. Поэтому важно максимально правильно воспитывать ребенка, чтобы впоследствии избежать более серьезных проблем, таких как школьная неуспешность, отверженность, неспособность найти себя в жизни.

В последнее время родители, воспитатели и учителя всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: бегают, ёрзают, крутятся, залезают куда - нибудь, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание из рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя, а для того, чтобы добиться послушания, приходиться повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего от них хочет воспитатель или учитель, не могут выполнить задание до конца. Такие дети получают больше всех замечаний, они мешают другим детям и часто попадают в положение «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжает сохраняться до подросткового возраста. Некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности.

Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу.

В течение нескольких десятилетий и в нашей стране, и за рубежом проводились биохимические исследования работы мозга таких детей. Было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, то есть в тех областях, которые ответственны за контроль поведения. Таким образом, не следует обвинять ребё нка в отсутствии желания или волевых усилий :«Может, но не хочет.». Гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). При гиперактивности процессы возбуждения доминируют над процессами торможения в нервной системе.

Ниже приведены критерии детской гиперактивности (П. Бейкер, М. Алворд)

Дефицит активного внимания

Непоследователен, с трудом удерживает внимание.

Не слушает, когда к нему обращаются.

С большим желанием берется за задания, но не заканчивает их.

Очень сложно организовывается.

Часто теряет вещи.

Избегает требующих умственных усилий заданий.

Двигательная расторможенность:

Не может долго сидеть без движения.

Ведет себя беспокойно.

На сон тратит времени меньше, чем остальные дети, даже будучи младенцем.

Любит поговорить.

Импульсивность

Отвечает,не дослушав собеседника.

Не способен дожидаться своей очереди, часто перебивает, вмешивается, не слушает собеседника.

Не умеет сосредотачиваться, либо делает это с трудом.

Поведение неуправляемое, слабо поддается под какие –либо общепринятые правила.

При выполнении заданий ведет себя непредсказуемо и показывает очень разные результаты.

Гиперактивный ребёнок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям, сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с таким ребё нком воспитатели и родители должны стараться соблюдать следующие правила:

• не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребёнка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;

• во время занятий посадите за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

в середине занятия дайте возможность подвигаться: предложите что-нибудь поднять, принести и тому подобное;

• хвалите за каждое проявление сдержанности, открыто проявляйте свой восторг, если он довёл какое-то дело до конца.

Диагностика синдрома Дефицита внимания и гиперактивности.

Проявления СДВГ очень разнообразны, но наблюдение и диагностика проводится по трем основным направлениям: повышенная двигательная активность, дефицит внимания и гиперактивность.

При диагностике следует помнить,что всем детям свойственна более высокая по сравнению с взрослыми двигательная активность. Внимание у детей становится относительно устойчивым к 4-5 годам. Для детей дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание и слабо развитое распределение внимания. У младших школьников объем внимания в 2-3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке и при обследовании дети могут сохранять не более 12-15 минут. Кроме то, следует помнить, что процесс созревания лобных структур в онтогенезе продолжается до 12-15 лет. Также следует иметь ввиду, что СДВГ настолько часто встречается на фоне задержки психического развития, что не диагностируется как самостоятельная патология. Для постановки диагноза необходимо прослеживание симптомов СДВГ на протяжении 6 месяцев. Симптомы должны проявляться до 8 лет и сопровождаться психологической дезадаптацией. Поставить диагноз и определить индивидуальную медикаментозную форму лечения может только врач.

Для диагностики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста может быть использован тест самоконтроля и произвольности,тест устойчивости внимания, тест объема динамического внимания, тест переключения внимания, тест Тулуз- Пьерона.

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом внимания и гиперактивности должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация мышц является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения,улучшить восприятие.

Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия,снятия синкинезий и мышечных зажимов.

Функциональные упражнения целесообразнее проводить по трем основным направлениям: - развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

-элиминация гиперактивности и импульсивности;

-элиминация гнева и агрессии.

Очень важны четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности. Еще одним условием развития произвольности является соблюдение детьми правил,ритуалов и временного регламента.

Коммуникативныке упражнения делятся на три этапа: индивидуальные упражнения,парные упражнения,групповые упражнения.

Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые,знаковые,осязательные,обонятельные).Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настроя так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

Как играть с гиперактивными детьми?

«В чем разница?». Цель-развитие внимания. Ребенку предлагаются две похожие картинки. Его просят найти отличия.

«Расскажи, что видел». Цель- развитие памяти, концентрации внимания. Ребенку демонстрируется игрушка. Дается инструкция запомнить ее, затем он должен рассказать о ней (кто это,что это, во что одет, какого цветва и т. д).

«Запретное движение».

Цель-развитие самоконтроля и коррекция импульсивности. Заранее обговаривается запрещенное движение, которое нельзя повторять. Затем взрослым выполяется различный комплекс движений в том числе и запрещенных, а ребенок должен следить, чтоб не ошибиться.

«Прятки» Цель- развитие концентрации внимания. Ребенка просят найти среди множества игрушек те игрушки, которые: синего цвета, все кто гавкают, все кто ест травку, кто пьет молочко, кто живет в лесу и т. д,

«Передай мяч». Цель-развитие внимания. Дети встают в круг и передают мяч друг другу (можно усложнить данное задание, закрыв глаза).

«Летает –не летает».(Съедобное-несъедобное) Цель: контроль импульсивности. Дети встают в круг и должны поднимать руки если предмет летает.

«Черепаха». Цель:развитие двигательного контроля. Дети по сигналу начинают передвигаться по комнате нВ корточках, соблюдая темп черепахи, побеждает тот кто оказался самым последним.

Советы родителям гиперактивных детей

1. Отвлечь ребенка от его капризов.

2. Задать неожиданный вопрос.

3. Не приказывать, а просить (но не заискивать).

4. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

5. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

6. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

7. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

8. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

9. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

10. Не настаивать на том, чтобы ребенок во чтобы то ни стало принес извинения.

11. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

Литература:

1. Погудкина И. С «Работа психолога с проблемными дошкольниками». Цикл коррекционных занятий, Книголюб Москва 2008

2. Сиротюк А. Л «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика,коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. Творческий центр Москва 2008.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичныими детьми. СПб: Речь 2000

4. Пасечник А. В «Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте», Сфера Москва 2007.

Публикации по теме:

Гиперактивность у дошкольников. Презентация Гиперактивность у дошкольников Понятие «гиперактивность» Причины гиперактивности Коррекция гиперактивности у детей. Гиперактивность у детей.

Ссылки. Гиперактивные дети .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гиперактивные дети
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 18:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гиперактивные дети» (включая файлы) размещена пользователем Айнур Аскерова (УИ 36143) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД