Наталья Бозыкова
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по сказкам с дарами Фребеля» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
[
b]Конспект непосредственно образовательной деятельности
по реализации образовательной области
«Познавательное развитие»
на тему:
«Путешествие по сказкам с Дарами Фрёбеля …»[/b]
(старший дошкольный возраст)
Цель: Создать условия для развития математических и сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» на материале русских народных и авторских сказок.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие по сказкам с дарами Фребеля“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»
Способствовать становлению детской самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Развивать эмоциональный интеллект (правильное понимание поведения персонажей сказок). Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и педагогом.
Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость, чувство справедливости и готовность к совместной деятельности со сверстниками.
«Познавательное развитие»
Развивать познавательные действия (конструирование, работа по образцу, моделирование) и сенсорные эталоны цвета, формы, величины при помощи игрового набора «Дары Фрёбеля». Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности предметов.
Воспитывать чувство гордости за русский народ.
«Речевое развитие»
Приобщать детей к книжной культуре на примере русских народных и авторских сказок.
Развивать связную монологическую речь детей, умение образовывать имена прилагательные от имен существительных (солома - соломенный, камень – каменный); обогащать активный словарный запас при помощи новых слов: диво, терем, богатырь.
Воспитывать потребность в чтении.
«Художественно-эстетическое развитие»
Создать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модельная, двигательная, изобразительная). Используя музыкальное сопровождение и литературный текст, учить вживаться в художественный образ, соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки, побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика).
Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений словесного и музыкального творчества.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
«Физическое развитие»
Развивать мелкую моторику рук, охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Материалы: иллюстрации к сказкам; игровой набор «Дары Фрёбеля» № J1,3,4,5,5В,8,9,10; две книги сказок, зеркала по количеству детей, карточки «Собери по образцу» по количеству детей, письмо с заданиями.
Оборудование: ноутбук, колонки, аудиозапись с мелодиями, столы, ворота «Страна сказок», корзинка с клубком.
Предварительная работа: чтение авторских сказок «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина; «Три поросёнка» С. Михалкова; «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака; рассматривание иллюстраций к сказкам; дидактические игры «Угадай сказку», «Скажи наоборот», «Назови лишнего героя»; подвижные игры «Репка - репонька»; «У медведя во бору», «Бабка Ёжка»; театрализация сказок для малышей «Колобок», «Репка»; «Гуси-лебеди» и др. ; сюжетно – ролевая игра «Библиотека» (рассматривание иллюстраций детских книг, «Театр кукол»; изобразительная деятельность по содержанию сказок (нетрадиционная техника рисования – мятая бумага, аппликация – из салфеток (комочками заполняется образ, а потом раскрашивается красками, после высыхания обрезается по контуру).
Словарная работа: диво, терем, солома (соломенный, каменный, богатыри, прутья.
Ход НОД:
Приветствие:
Мы, ребята, встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Наши книги почитать!
Воспитатель: Ребята, посмотрите вот и наша любимая книга сказок. Хотите послушать сказку? (открываем книгу, а там белые страницы). Посмотрите, что произошло? Сказки все исчезли (выпадает письмо). Письмо? Интересно, от кого это письмо? Что же в нём написано, вам интересно? Давайте узнаем.
Текст письма:
«Ха - ха –ха! Дорогие детки! Книга со сказками заколдована. Если вы не боитесь, приходите в страну сказок и спасите сказки. Путь ваш будет долог и далек, на пути вам встретятся препятствия…». Баба Яга.
Воспитатель: У нас с вами сложное задание: нам необходимо расколдовать сказки.
А для того чтобы их расколдовать, нам нужно попасть в страну сказок. Вы знаете, ребята, где находится страна Сказок? И я не знаю… А как же нам туда попасть? Кто нам укажет путь?
Дети: (ответы детей) клубок.
Воспитатель: Да, это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этой чудесной корзинке (смотрю в корзинку и нахожу там размотанный клубок). Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка (называем сказки и наматываем клубок). Волшебную силу мы клубочку вернули, теперь пора отправляться в путь (проходим в ворота и говорим волшебные слова).
Верить в сказку – это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.
Ребята, смотрите, наш клубок по лугу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадаем мы с ним в сказку,
А в какую? … Вот подсказка!
В этой сказке, ох и диво,
Семь богатырей красивых
Приютили у себя
Юную царевну из дворца?
(Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях) А. С. Пушкин
Воспитатель: Ребята, в какую сказку мы с вами попали? Правильно, в «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». Давайте вспомним, кто написал эту сказку? (Александр Сергеевич Пушкин). Почему царевна оказалась в тереме богатырей?
Ответы детей (её приказала вывести в лес злая мачеха).
А почему она приказала это сделать?
Ответы детей (потому что она была злая; потому что она хотела быть самой красивой; постоянно спрашивала у волшебного зеркала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что ей зеркало отвечало? (ответы детей).
Воспитатель: Что произошло однажды? Почему царица разозлилась?
Ответы детей (однажды зеркало ответило, «…царевна всех милее, Всех румяней и белее…».
Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем такой конец сказки, в котором все будут счастливы. А для этого давайте посмотримся в волшебные зеркала и поделимся своим добром, радостью и любовью, улыбнемся друг другу и себе …
«Свет наш, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Кто на свете всех добрее,
Радостнее, веселее?».
И нам зеркальце в ответ:
«Вы, ребята, всех добрее,
Радостнее, веселее».
Ребята, посмотрите, для весёлой детворы
Есть у Фрёбеля дары.
Мы фишками портрет раскрасим свой,
Улыбку и добро неся с собой!
Дети «рисуют» свои портреты, используя набор «Дары Фрёбеля» № 9, 10.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Первую сказку расколдовали…Но нам пора в путь…
Воспитатель:
Наш клубок по лугу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадаем мы с ним в сказку,
А в какую? … Вот подсказка!
Хрю – хрю – хрю
Каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный.
(Три поросёнка)
Воспитатель: Правильно, это сказка «Три поросёнка». Кто автор сказки? (Сергей Михалков). Кто главные герои сказки?
Воспитатель: Ребята, а как звали поросят из сказки?
Дети: Ниф-Ниф, Нуф- Нуф и Наф – Наф
Чем поросята занимались все лето?
Воспитатель: Какой дом построил себе Нуф – Нуф?
Дети: Из соломы – соломенный
Воспитатель: Какой был домик у Ниф – Нифа?
Дети: Из веток и прутьев.
Воспитатель: Какой дом построил себе Наф – Наф?
Дети: Из камня – каменный.
Кто разрушил дома Ниф-Нифа, Нуф- Нуфа? Почему ему это удалось сделать?
Чей дом ему не удалось разрушить? Почему дом Наф-Нафа волк не мог разрушить? (дом был самый прочный дом).
Воспитатель берет письмо и чита
ет:[/b]
«Дорогие ребята, нам тесно в одном домике. Помогите нам построить новые дома».
Для весёлой детворы
Есть у Фрёбеля дары.
Поросятам строим мы дома,
Помогаем мы друзьям всегда!
Конструирование домов при помощи набора «Дары Фрёбеля» № 3, 4, 5, 5В, 6.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, справились с этим заданием. Продолжим наше путешествие по сказочной стране.
Воспитатель:
Ребята, в круг вставайте дружно,
А теперь со сказками поиграть нам нужно!
Динамическая пауза «Сказки»
Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба (показываем домик)
И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко (показать «яичко на вытянутых руках).
Мышка быстренько бежала (бег на месте,
Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
Ой, яичко уронила (наклоняется, «поднять яичко»!
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко на вытянутых руках).
Сказка «Репка»
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения).
Выросла репка, хороша и крепка (развести руки в стороны!
А теперь ее потянем (имитация движения…
И из репы кашу сварим (имитация варим кашу)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»!
Сказка «Семеро козлят»
Мы весёлых семь козлят!
Мы любим прыгать и скакать (прыжки на месте,
Мы любим бегать и играть.
Любим рожками бодать (встают парами и бодаются).
Выйдем мы из круга дружно,
Ведь продолжить путь нам нужно…
Наш клубок по лугу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадаем мы с ним в сказку,
А в какую? … Вот подсказка?
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала,
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(«Гуси – лебеди», Баба Яга).
- Кто автор этой сказки? Скажите, в каких ещё сказках встречается образ Бабы Яги? А почему во всех сказках она всегда злая? (с ней никто не хочет дружить, её дразнят, она живет в дремучем лесу одна).
Чтобы Бабка Ёжка стала всех добрей
И вернула книгу сказок нам поскорей,
Мы Дары Фрёбеля в руки возьмем
И бусы в подарок ей делать начнем.
С помощью набора «Дары Фрёбеля» J1 делаем бусы.
Воспитатель: Поздравляю, Бабу Ягу не испугались, со всеми заданиями мы справились и расколдовали книгу с любимыми сказками. Мы поставим книгу сказок в литературный уголок, и Баба Яга не сможет ее оттуда забрать. А нам пора возвращаться в детский сад.
Наш клубок по лугу мчится:
Всем пора нам возвратиться,
Постарались все на славу,
Сказку мы расколдовали.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, где мы были? (Ответы детей). Что нам пришлось сегодня делать? (Ответы детей). У нас получилось расколдовать сказки? (Ответы детей). Какие русские народные сказки мы с вами расколдовали? Какие авторские сказки мы расколдовали? Какое задание от Бабы Яги вам показалось самым сложным? Почему? (Ответы детей). Какое задание вам больше всего понравилось выполнять? Почему? (Ответы детей).