Лучший педагог года

Годы детства — это воспитание сердца

Елена Иващенко
Годы детства — это воспитание сердца

Одной из важнейших задач педагогического коллектива нашего детского сада является формирование у воспитанников любви к своей малой родине. Её достижение осуществляется через знакомство и приобщение детей к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы Уманской-Ленинградской, Кубани.

Малая родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все.

Публикация «Годы детства — это воспитание сердца» размещена в разделах

С дошкольного возраста формируются у детей первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления человека о человеке, обществе, культуре.

В последнее время в системе образования произошли значительные изменения, которые коснулись нас, педагогов-дошкольников. В ДОУ прочно вошла инновационная проектная деятельность, ставшая одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми. Именно она нацеливает участников педагогического процесса на творческий поиск, обеспечивает развитие дошкольного образования на современном этапе.

В 2009 году наше дошкольное образовательное учреждение получило статус муниципальной экспериментальной площадки, став победителем муниципального конкурса общественно значимых инновационных проектов, тема опытно-экспериментального проекта: «Содержание и технология ознакомления дошкольников с прошлым и настоящим малой родины».

Для реализации проектируемой модели в детском саду создана культурно-региональная образовательная среда, состоящая из двух блоков: макро- и микросреды.

Центральное звено в макросреде занимает регионально-культурный центр, созданный в ДОУ с учетом приоритетов наследия Кубани. Уголок кубанского подворья, хата казака позволяют детям перенестись в далекое прошлое, прикоснуться к предметам глубокой старины, почувствовать дух предков.

Немаловажной является и эколого-оздоровительная зона, представляющая информационный, обучающий и оздоровительный отделы, где представлены коллекции по различным направлениям, библиотека познавательной и художественной детской литературы, экспериментальная лаборатория, игротека, живые объекты, фитобар и спортивно-тренажерный зал. Всё это помогает сформировать у дошкольников познавательный интерес и бережное отношение к объектам природного мира, которые находятся рядом с ребенком.

Студия «Ленинградские умельцы» - это творческая мастерская, где дошкольники не только знакомятся с национально-региональным искусством, культурными традициями народа, но и овладевают практическими навыками и умениями.

Важным компонентом развивающего пространства ДОУ является оформление рекреаций, выполненное в традициях кубанского стиля. Кроме основного регионально-образовательного пространства в каждой группе с учетом возрастных особенностей детей оформлен мини-центр кубанской культуры.

На территории детского сада создан уголок кубанского подворья, где дети в игровой форме знакомятся с укладом, бытом и традициями казаков.

Результатом проводимой опытно-экспериментальной работы по ознакомлению детей с малой родиной является разработка авторской программы «Я и моя станица Ленинградская», концептуальной основой, которой является наглядно-действенное восприятие через знакомство детей с историей, культурой и природой малой родины.

Данная программа включает в себя 5 разделов, тематически взаимосвязанных и реализующихся во всех видах детской деятельности, которые представлены Вашему вниманию на слайдах.

Опыт работы коллектива нашел свое отражение в материалах приложения, куда вошли разработки лучших конспектов занятий педагогов ДОУ, цикл занимательных игр краеведческого характера, сведения о героях-станичниках Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, мастерах искусства Ленинградского района и другие.

Реализация данной программы основана и на развитии межсетевого сотрудничества с другими учреждениями образования, культуры и общественными организациями.

Яркими и запоминающимися для детей и взрослых стали посещения храма Трех святителей станицы Уманской-Ленинградской, встречи с казаками Уманского казачьего общества, торжественное посвящение ребят подготовительной группы в казачата, музыкальное выступление детского казачьего ансамбля в социально-культурном центре «Легенда», участие в агитпоезде «Уманские казачата», приуроченном ко Дню Победы, посещение районного музея, а также работа в центральной библиотеке, в процессе которой педагоги знакомятся не только с историей Уманской-Ленинградской, но и с творчеством местных писателей и поэтов.

Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения оказывает музейная педагогика. «Подлинные встречи» с культурным наследием раскрывают интеллектуальные и творческие способности личности. Педагог в этом процессе выступает как носитель исторических, культурных ценностей, он передает их от одного поколения к другому.

Уникальную возможность в познании окружающего мира открывают перед дошкольниками занятия из цикла: «Видео-путешествия по родному краю». Они отвечают требованиям сегодняшнего времени. Ребята в течение занятия могут заглянуть в самые отдаленные уголки Кубани: увидеть неповторимую красоту гор и степных просторов, познакомиться с работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий, открыть для себя памятники архитектуры, истории, культуры. Такая форма занятий помогает ребятам представить малую родину во всей глубине её образа.

Еще одна форма работы с дошкольниками - это сюжетные прогулки с использованием элементов театрализации. В их основу положен прием погружения детей в тему, например: «Город кубанских мастеров», «Мы творцы и фантазеры Кубани», «Зеленая аптека нужна для человека» и т. д. Данная форма работы демонстрирует на практике преемственность дошкольников двух возрастных групп. При этом старшие дети выступают в роли наставников. Через театрализованное представление они знакомят младших с бытом, укладом, традициями, культурой кубанских казаков. Таким образом, свои первые знания о родном крае малыши узнают не только от педагогов, но и старших товарищей.

При ознакомлении дошкольников с родным краем особую роль мы отводим методу детской проектной деятельности, который помогает ребятам связать обучение с жизнью, развивает их познавательную активность, самостоятельность, инициативность, творчество, умение планировать свою поисково-исследовательскую деятельность.

Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы, систематически публикуются на страницах районной газеты «Степные зори», газеты детского сада «Колосок – детский городок», сайта ДОУ, в репортажах на телеканале «Стимул».

Работа коллектива была удостоена в 2010 году дипломом победителя краевого конкурса образовательных учреждений казачьей направленности в номинации «Традиционная культура кубанского казачества». В 2009 коллектив детского сада стал победителем межрегионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая инновационная разработка года», в 2014 г. повторил результат и стал победителем в номинации «Лучшая инновационная программа».

По мнению Василия Сухомлинского: «Годы детства - это, прежде всего, воспитание сердца». Действительно, нравственно-патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Поэтому задача нас, педагогов, стоящих у истоков детства, как можно глубже проникнуть в ребячьи сердца, зажечь в них любовь к родным и близким, к родному краю, помочь осознать свою причастность к истории малой родины, её славному прошлому и настоящему.

Прикреплённые файлы:

vospitanie-serdca_vqnj5.pptx | 10833,88 Кб
 
Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в старшей группе Данное планирование разработано по программе "Родом из Донского края" Рабочая программа "Родом из Донского края" ОКТЯБРЬ Тема: С чего начинается.

Познавательный проект «На Кубани мы живем»Познавательный проект «На Кубани мы живем» ВСЁ О ПРОЕКТЕ «На Кубани мы живем»У каждого на свете есть, наверно, Любимый уголок земли, такой, Где листья по-особому на вербе Склонились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Годы детства — это воспитание сердца
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 16:35
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД