МААМ-картинки

«Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования»

Елена Сергеевна Луценко
«Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

«Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования»

Заведующий МБДОУ д/с №80 О. П. Цыганова

Старший воспитатель МБДОУ д/с № 80

Е. С. Луценко

Не секрет, что нехватка мест в дошкольных учреждениях во всех регионах России стоит достаточно остро. В последнее время стала показательной устойчивая тенденция спроса на адаптационные группы кратковременного пребывания для детей преддошкольного возраста.

Публикация «„Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования“» размещена в разделах

Повышенный спрос связан с увеличением значимости дошкольного образования в глазах родителей, признанием ценности дошкольного периода детства, а также с постепенным увеличением уровня рождаемости детей.

Группа кратковременного пребывания – это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.

Кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволяет сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада и создать благоприятные условия для социализации дошкольника.

Адаптационная группа кратковременного пребывания функционирует в МБДОУ д/с № 80 города Белгорода с 2009 года. Группа рассчитана на детей от 1,5 до 3-х лет.

Мы хотим познакомить со своим алгоритмом организации деятельности адаптационной группы.

Прежде всего, мы изучили нормативно-правовую базу:

- Международную конвенцию о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990);

- Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.);

- Декларацию о правах человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.);

- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ;

- Конституцию РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., ст. 43;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 18 января 2012 г. № 22946;

- О направлении программы развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях (Письмо МО РФ от 10.04.2000 г. №106/23-16).

Мы оценили возможности нашего учреждения: материально-техническую базу; наличие помещений; соблюдение условий СанПин; методическое обеспечение образовательного процесса; профессионализм и творческий потенциал педагогов.

Для регламентации деятельности группы в детском саду нами были разработаны специальные локальные акты: положение о группе кратковременного пребывания; договор между МБДОУ и родителями (законными представителями); приказ на открытие группы кратковременного пребывания в МБДОУ; должностные инструкции сотрудников (воспитателя и помощника воспитателя); режим работы группы; определение программы образовательного процесса; документация группы (планы работы, сведения о детях, о родителях, табеля посещаемости, квитанции по родительской плате).

С самого начала работы была четко сформулирована цель деятельности группы кратковременного пребывания : реализация права каждого ребенка на доступное и качественное образование.

Определены задачи:

- обеспечение доступности дошкольным образованием детей раннего возраста;

- оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях;

- создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников, поступление в детский сад.

Ежегодно в адаптационную группу кратковременного пребывания мы набираем по 10-12 человек неорганизованных детей.

Малыши этой группы посещают детский сад два раза в неделю, по два часа в день и поэтому образовательный процесс выстраивается довольно компактно, так чтобы реализовать основные линии развития.

Одним из ведущих принципов организации непосредственно образовательной деятельности в этой группе является принцип детско-взрослого сотрудничества, основанный на интересах ребенка и перспективах его дальнейшего развития.

Работа спланирована таким образом, что родители детей, посещающих группу кратковременного пребывания, являются активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями, они охотно вовлекаются в процесс развития ребенка. Это позволяет избежать осложнений в начальной фазе адаптации, обеспечить оптимальное ее течение и постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Родители, находясь с ребенком в группе, лучше узнают своего малыша, видят и понимают, в чем он успешен и какие у него трудности, а также родители, наблюдая работу воспитателя, обучаются формам разностороннего общения и взаимодействия со своими детьми.

В работе педагога в группе кратковременного пребывания предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, расширения и закрепления представлений детей об окружающем мире.

Для самого малыша, посещающего группу кратковременного пребывания – это целостный образ жизни – два часа в день заполнены разнообразными делами, видами деятельности, которые организует воспитатель группы. Это:

- пальчиковые, хороводные, подвижные игры;

- игры-драматизации (совместное проигрывание сказок с родителями);

- опыты с водой, снегом, песком, с сыпучими материалами (макаронными изделиями, крупами и т. п.);

- игры с дидактическими игрушками;

- сюжетные игры;

- совместное рисование (фломастерами, мелом, восковыми мелками, гуашью, пластилином);

- совместное конструирование из крупного и мелкого строителя, а также из бумаги и природного материала.

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель учит с детьми песенки, хороводы, танцевальные движения, знакомит с музыкальными инструментами.

Развитию двигательной активности малышей способствуют физкультурные занятия с инструктором по физической культуре.

Вся непосредственно образовательная деятельность проводится в непринужденной партнерской форме (парами, малыми подгруппами, что способствует свободному общению детей, педагогов и родителей.

За счет такого разновозрастного и многообразного сотрудничества стимулируется общение детей, развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений, в результате чего складывается готовность перехода ребенка в группу «полного дня», развивается самостоятельность и эмоционально-положительное отношение к детскому саду.

В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ тесное сотрудничество с семьей является решающим фактором. Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации профессиональных педагогов.

С этой целью для родителей группы кратковременного пребывания специалистами МБДОУ д/с № 80 подготовлен ряд разнообразных консультаций, практических рекомендаций, памяток. С родителями воспитанников были проведены тренинги:

- «Проблемы адаптационного периода»;

- «Похвала и поощрение»;

- «Психологическая помощь ребенку в конкретных ситуациях». Дискуссии:

- «Методы воспитания детей»;

- «Живу по расписанию».

У родителей обычно возникает много вопросов по решению проблем воспитания детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Поэтому в ДОУ с родителями систематически проводятся внеплановые беседы, диалоги, пятиминутки вопросов и ответов. Родители систематически пользуются литературой библиотеки детского сада. Кроме того, родители не беспокоятся об эмоциональном состоянии ребенка, который вскоре начнет посещать детский сад полный день.

Результаты работы адаптационной группы кратковременного пребывания благоприятно отразились на педагогическом коллективе МБДОУ д/с № 80. Помимо формирования положительной репутации детского сада (повысился авторитет среди родителей) и повышения собственного социального статуса, педагоги обеспечивают качественную подготовку детей к посещению ДОУ на полный день. Спрос родительской общественности в необходимости деятельности группы кратковременного пребывания возрос.

Публикации по теме:

План-график контроля старшего воспитателя в ДОУ на 2012–2013 учебный год. Утверждено Заведующим МБДОУ Детский сад «Солнышко» Ковалевой Н. И___ От «»___2012 года План-график контроля воспитательно-образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования»
Опубликовано: 13 ноября 2012 в 22:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сергеевна Луценко (УИ 38363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД