МААМ-картинки

НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у бабушки Пелагеи»

Лариса Носкова
НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у бабушки Пелагеи»

Конспект

непосредственной интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности

«В гостях у бабушки Пелагеи»

Интегрированные образовательные области:

o Социально-коммуникативная

o Речевая

o Познавательная

o Художественно-эстетическая

o Физическая

Публикация «НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа „В гостях у бабушки Пелагеи“» размещена в разделах

Виды деятельности:

o Игровая;

o Коммуникативная;

o Познавательная;

o Продуктивная;

Цель:

Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Программные задачи образовательных областей:

Познавательная

o Активизировать познавательную деятельность; Расширять творческое воображение и творческое мышление;

o Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;

Социально-коммуникативная

o Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;

o Вовлекать детей в народные игры.

o Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;

o Создать веселое настроение с помощью игры «Путешествие на Тройке к бабушке», словесных игр, музыкальной игры «Прячься зайка»;

o Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Речевая

o Формировать эмоционально-образное восприятие докучных сказок ;

o Расширять опыт слушания за счет сказки, разных жанров фольклора;

Художественно-эстетическая

o Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;

o Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики;

o Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре;

o Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения);

Ожидаемые результаты:

o Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций;

o Дети понимают нравственную ценность пословиц, поговорок и русских народных сказок;

o Умеют понимать себя и других, входят в мир человеческих отношений;

o Дети умеют выражать свое отношение к ситуации с помощью мимики и жестов;

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами. : горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, половик и др.

Оборудование:

o Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда.

o Материалы для работы с соленым тестом;

o Атрибуты к народным играм: шапочка Зайчика, украшенная дуга для лошадки (колокольчики).

o Иллюстрации: Русский костюм, русская изба, тройка лошадей, бараночки и др.

Предварительная работа:

o Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», «Какой? Какая? Какое?», «Закончи пословицу»;

o Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;

o Беседа о старинных способах передвижения;

o Слушание русской народной музыки;

o Экскурсия в «Русскую избу» детского сада;

o Чтение сказки «Гуси – лебеди» с последующей беседой о прочитанном, других русских народных сказок.

o Рассматривание альбома «Русская изба»;

o Словесная игры, народные игры.

o Заучивание пословиц, поговорок;

Ход образовательной деятельности:

У входа в русскую избу детей встречает хозяйка в русском народном сарафане – Пелагея.

Пелагея: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.

Меня звать Пелагея, или Пелагеюшка, это старинное русское имя. А вас как ласково зовут?

Дети называют свои имена ласково.

Каждый день люди говорят друг другу «здравствуйте!» А что означает это слово? Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

- Я приглашаю вас к себе в гости

А на чём же мы поедем?

- Ребята, на чём люди ездят?

Ответ детей.

Воспитатель. Ребята, а в старину на Руси не было машин и самолетов! На чем же тогда передвигались люди?

Ответ детей.

Дети слышат звук колокольчика.

Воспитатель. Слышите? Что это?

Воспитатель. Да, ребята. Раньше люди передвигались на лошадях – верхом, в повозках, на русской Тройке. Запрягали трех лошадей. Одевали им расписную дугу с колокольчиками, украшали цветными лентами, кистями. Скачет Тройка по дороге - нежный звон колокольчика далеко был слышен и радовал людей своим переливом. Вот и сейчас мы поедем на тройке лошадей ко мне в избу.

Дети изображают лошадок.

Сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинной избе. А вы

помните, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из бревен.

Я расскажу вам про наше житье - бытье, как на Руси-матушке жили-поживали.

- Проходите гости дорогие, будьте, как дома.

-А вы какие знаете пословицы о гостеприимстве?

Дети отвечают:

«-Хоть и не богаты, а гостям мы рады»

- «Гостей за обе руки берут, да в красный угол сажают».

-«За хлеб и соль не платят. Кроме спасибо».

«Чем богаты, тем и рады, чем хата богата, тем и рада».

«Хлеб, соль кушай, а хозяина слушай».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?

Сейчас я загадочки вам загадаю. А вы отгадаете и расскажите. Для чего нужны эти предметы.

-В избе – изба, на избе – труба.

Видит пламя народ, а тушить не идёт. (печка)

-Стоит толстячок, подчинивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (самовар).

Черноват,худоват без копыт, а рогат. (ухват)

Черныш-загорыш,

Куда понхал,

Впечь на ухвате кашу варить. (чугунок).

Не ботинки и не тапки,

А из лыка плетёные … (лапти).

Ответы детей.

Бабушка Печка занимает самое большое место в моем доме. Она самая главная! Печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печке можно даже спать.

Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

-Что вы видите у меня в горнице? (ответы детей)

-Да, в горнице у меня есть и прялка, и одеяло на кровати лоскутное, и половичок рукодельный, и люлька для малютки.

Вот так я живу.

-Ребята, пока я вас встречала, не успела, приготовить вам угощение, вы мне поможете приготовить бараночки. В печи их испечём, да чайку попьём.

Дети садятся за столы, им раздается по куску соленого теста.

- Ребята, кто мне напомнит, как лепить бараночки?

Дети говорят, что надо тесто разделить на две части. Затем берем один кусочек, кладем на ладонь, накрываем другой и раскатываем колбаску между ладонями, затем соединяем концы колбаски, образуя круг, хорошо слепляем концы, сглаживаем, чтобы не было видно стыка. Баранки складываем на противень и в печь для запекания.

А пока бараночки мы лепим,я вам докучную сказку расскажу.

«Жил-был дед со старухой

Была у них избушка, а в избушке лохань,

А в лохани мочало

Не сказать ли вам сказку сначала?»

-Расскажите, какую вы знаете докучную сказку.

Дети рассказывают «Пришёл медведь к броду…»

-Вот какие красивые получились бараночки, сейчас мы их в печи запечём (ставим бараночки в печь).А пока они пекутся, мы с вами поиграем в народную игру.

-На Руси всегда играли в народные игры.

Проводится музыкальная игра «Прячься, зайка» (зайчика выбирает считалкой ребёнок).

Дети: Зайка серый, где бывал? Что зайчишка ты видал?

Зайка: Видел я как трубы брали, ту-ру-ру они играли.

(дети изображают трубачей)

Дети: Зайка серый, где бывал, что зайчишка ты видал?

В барабаны зайцы били, зайцы дроби зайцы выводили.

(дети изображают барабанщиков)

Зайка: Я охотников видал, как увидел-убежал. (Зайка убегает, дети топают ногами, изображая охотников.

-А мы с вами ещё и закличку знаем:

-Грачи летят, на всю Русь трубят.

Дети:

-Гу-гу-гу, нас не догнать никому!.

Воспитатель:

-Журавли летят, на всю Русь кричат.

Дети:

-Гу-гу-гу,нас не догнать никому.

Воспитатель:

-Поросята летят, поросята визжат.

Дети:

-Хрю-хрю-хгю, надоело нам в хлеву.

Дети подходят к окну и рассказывают закличку о весне:

Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Словесная игра «Старинное словечко».

(Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза).

Ребята, пока мы играли, наши баранки уже испеклись, но как мне достать противень, он же горячий? После ответов детей Пелагея берет прихваты и достает противень из печки (предварительно в печку поставили противень с уже готовыми баранками) ставит на стол и просит ребят подуть на баранки, чтобы они скорее остыли. Ребята дуют и удивляются, что баранки совсем настоящие.

Пелагея благодарит ребят за то, что они приходили к ней в гости и предлагает ребятам пройти в группу, помыть руки и попить чай с баранками.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад!» .

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у бабушки Пелагеи»
Опубликовано: 20 июня 2014 в 19:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД