МААМ-картинки

Проект «Моя семья — мое богатство»

Светлана Лыскова
Проект «Моя семья — мое богатство»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом - это в крови у каждого человека. Знание истории своей семьи дает человеку право гордиться, уважать и ценить своих предков, а также стремиться быть похожими на кого-то из них, добиться успеха. И важным в изучении родословной является не только составление семейного древа, но и посещение мест, где жили предки, поскольку это позволяет лучше представить и понять особенности образа жизни, рода деятельности наших предков.

Публикация «Проект „Моя семья — мое богатство“» размещена в разделах

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство физической защищенности. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируется определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по общему признанию ученых исследователей, социальный институт семьи переживает состояние кризиса. Взаимодействие с семьей – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей.

Данная работа предполагает совместную исследовательскую деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода, тем самым способствуя формированию патриотизма, толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.

В процессе поиска дети познакомятся с историей возникновения имен, отчеств, фамилий; составят герб семьи, подберут пословицы, поговорки и стихи о семье, узнают о семейных преданиях, реликвиях, историях. Результатом проекта будет большой семейный альбом.

2. Цель и задачи проекта

Я определила для себя цель работы по данному направлению: формирование патриотических чувств, качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Реализовать поставленную цель мне помогут конкретные задачи:

формировать у детей понятие "семья";

учить детей составлять рассказ о своей семье;

закреплять знание имен, отчеств, фамилий родителей, бабушек и дедушек;

формировать представления о родственных отношениях, семейных традициях и праздниках, семейных реликвиях;

расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;

продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;

воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким, интерес к своей родословной;

обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

3. Этапы и сроки реализации, место реализации проекта

Тип проекта : познавательный, нравственно-патриотический, групповой;

вид: долгосрочный;

срок реализации проекта : 4 месяца (ноябрь 2018 - февраль 2019);

место реализации: МКДОУ д/с "Журавлик" ст. Евсино.

Этапы проекта :

I этап - подготовительный

2 недели (5-18 ноября)

II этап - основной

3 месяца (19 ноября - 10 февраля)

III этап - заключительный

2 недели (11-22 февраля)

4. Адресаты проекта

Участниками проекта являются воспитанники подготовительной к школе группы (6-7 лет) и их родители, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, методист, старший воспитатель. Отбор участников производился исходя из интересов, желаний детей и их родителей.

5. Содержание проекта

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме "Семья";

Чтение художественной литературы:

• Е. Благинина "Посидим в тишине";

• русские народные сказки "Дикие лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Морозко", "Крошечка-Хаврошечка";

• В. Белов "Мамина дочка";

• К. Ушинский "Косточка";

• Л. Толстой "Старый дед и внучек";

• А. Барто "Как Вовка бабушек выручил";

• В. Сухомлинский "У бабушки дрожат руки";

Просмотр мультфильмов:

• "Встречайте бабушку";

• "Непослушный медвежонок";

• "Осторожно, обезьянки!";

• "Мама для мамонтенка";

• Двенадцать месяцев";

Беседы:

• "Моя дружная семья";

• "Тайна имени";

• "Самая хорошая, дорогая самая";

• "Папа в доме, и дом исправен";

• "Я с бабушкой дружу давным-давно";

• "Мне дедушка рассказывал";

• "Легко ли человеку, когда он один?";

• "Увлечения моей семьи";

• "Происхождение фамилий";

• Что такое генеалогическое древо?";

• "Что такое герб?";

• "Как создавались фамильные гербы?"

Выставки:

• детских рисунков "Наша дружная семья";

• семейных деревьев;

• фамильных гербов;

Пальчиковая гимнастика:

• "Семья";

• "Дом";

• "Блины";

Дидактические игры:

• "Сложи картинку";

• "Назови ласково";

• "Определи возраст";

• "Закончи предложение";

• "Кто ты для бабушки?";

• "Назови профессии";

• "Кому что нужно?";

Сюжетно-ролевые игры:

• "Семья";

• "Дочки-матери";

• "Готовим обед для мамы";

• "Помогаю в гараже папе";

• "Новоселье";

• "Ремонт в квартире";

Заучивание пословиц и поговорок о семье;

Родительское собрание "Семья и семейные ценности";

Консультации для родителей:

• "Родословная - старинная русская традиция";

• "Пусть прогулка станет интересней!";

• "О семейных традициях детям";

• "Как создать генеалогическое древо?";

• "Как создавались фамильные гербы?";

Межсемейные соревнования "Мама, папа, я - дружная семья!";

Фольклорный утренник "Путешествие в страну фольклора"

6. План реализации проекта

Процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:

• формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в дошкольном образовательном учреждении;

• воспитание патриотизма будет строиться на материале близком, понятном и эмоционально значимом для ребёнка с учётом взаимодействия педагогов, родителей.

Было принято решение создать с детьми подготовительной группы и их родителями долгосрочный проект под названием : «Моя семья - мое богатство». Данная работа предполагала совместную исследовательскую деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода, тем самым способствуя формированию патриотизма, толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.

Для работы над проектом были определены следующие этапы:

1 этап – подготовительный (первые две недели ноября).

Чувство Родины должно начинаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни - связывать его с родным домом и ближайшим окружением.

В ходе бесед с детьми выяснилось, что у дошкольников были нечёткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могли охарактеризовать значимость семьи для человека. Наблюдались неточные знания истории своего рода и семьи.

На первом этапе был разработан план реализации проекта, определялась его цель и основные задачи.

В ходе реализации проекта основное внимание мы уделяли расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными, закреплению знаний имён и отчеств не только родителей, но и бабушек и дедушек.

Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого в начале ноября было проведено родительское собрание под названием «Семья и семейные ценности». Цель этого собрания: объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, сделать родителей своими союзниками в этой работе.

Усваивать родственные отношения помогали также и дидактические игры и упражнения. Особенно дети любят играть в сюжетно-ролевую игру «Семья», в которой пытаются подражать своим семьям, но применяя знания, полученные на занятиях, пытаясь создать идеальную модель семейных отношений.

2 этап – основной (3 месяца с 19 ноября по 10 февраля).

2 этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трё м направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.

Для укрепления родственных отношений были проведены семейные спортивные состязания "Мама, папа, я - дружная семья" вместе с инструктором по физической культуре.

Проведение фольклорного утренника "Путешествие в страну фольклора" под руководством музыкального руководителя способствовало воспитанию интереса к культурному наследию.

Но основным этапом проекта является составление вместе с детьми и их родителями семейных альбомов. Каждая семья определила для себя наиболее приемлемый вариант оформления альбома и стала его создавать.

Работа над альбомом строилась по следующему плану:

"Моя семья"

"Генеалогическое древо"

"Семейные традиции" (праздники, отдых, рецепты, совместная деятельность)

"Тайна имени" (значения имен всех членов семьи)

"Происхождение фамилии"

"Истории моей семьи" (семейные легенды, истории о бабушках и дедушках, об участниках ВОВ и др.)

"Место, где я живу" (о своем селе, о своем доме)

"Семейный герб"

"Сказка о семье"

"Пословицы и поговорки о семье"

"Стихи о семье"

Каждая отдельная страничка была посвящена отдельной теме истории семьи. Она заполнялась семейными фотографиями и подписями обо всех ближайших родственниках с фамилиями, именами и отчествами. Мы объяснили детям, что это документ, которым в будущем могут пользоваться их дети, внуки, правнуки. Всё, что ребёнок там напишет, может оказаться для них единственной информацией о своих предках. Вот почему эти сведения должны быть точными. Так что составление этого альбома делается не только для себя, но и для будущих поколений!

В начале каждой новой темы проводилась предварительная работа в группе.

Конечно, эта работа велась при активном участии родителей, которые делали подборку фотографий и писали небольшой рассказ о своей семье, о семейных традициях и обычаях. При помощи этих альбомов мы расширяли представления детей о семье, о родственных отношениях, о социальных ролях в семье.

Рассматривая фотографии, дети закрепляли понятия того, что они одновременно являются и сыновьями или дочерями, внуками или внучками, братьями или сёстрами. Они осознавали то, что их родители – это дети их бабушек и дедушек. Это помогало детям усвоить не только имена, но и отчества родителей, так как они понимали, что дедушки являются отцами их мам и пап, а значит, их отчество происходит от имени дедушки.

В завершении этой работы у каждого дошкольника должен появиться специальный альбом «История моей семьи».

Также на этом этапе планировались различные занятия, беседы, игры, творческая деятельность, досуги, развлечения. Затем давались задания для совместной работы детей и их родителей. Собранную информацию они размещали на отдельных страницах своего альбома. На них они размещали фотографии и необходимую информацию по теме.

Параллельно работе с детьми велась работа с родителями, которая включала в себя проведение ряда бесед, консультаций, а также оформление наглядной пропаганды.

Чтобы детям облегчить понимание новых терминов, мы провели ряд занятий и бесед на темы: «Что такое герб?», «Как создавались фамильные гербы?», «Происхождение фамилий».

Рассматривая придуманные гербы каждой семьи и семейные деревья, мы были удивлены творческими способностями родителей наших воспитанников. Это позволяло нам в очередной раз убедиться, что вся работа, проделанная на этом этапе, достигла поставленных нами целей.

3 этап – заключительный (11-22 февраля)

В течение последних двух недель работы над проектом дети демонстрировали свои семейные альбомы, созданные совместно с родителями, ребятам в группе. Они с трепетом и любовью рассказывали о своей семье, семейных обычаях и показывали фотографии, а остальные слушали с большим интересом.

Было так приятно видеть гордость в глазах детей за свой труд, а нам было гордо за то, что смогли заинтересовать детей этой работой.

8. Материально-техническое обеспечение проекта

произведения русского народного творчества;

наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки, альбомы);

бросовый материал;

изобразительный материал для продуктивной деятельности;

дидактические игры;

выставки книг, рисунков, поделок;

оформление групповой комнаты;

интерактивные технологии (видеокамера, фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук);

спортивное оборудование.

9. Ожидаемые результаты реализации проекта

Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах и поступках. Проявляется эмоционально-положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать свои знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

Через проделанную работу удалось не только расширить представления детей о семье, создавая тем самым необходимую базу для дальнейшего изучения родословной, но и решить задачи нравственного воспитания. А именно: воспитание уважительного отношения к окружающим; стремление радовать старших своими хорошими поступками, уважение к труду и занятиям других членов семьи.

10. Список литературы:

1. Василевская В. С. Моя родословная. Пособие для начальной школы. М. : Вита-Пресс,2001.

2. Гаранина Т. П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск,1983.

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : Творческий центр Сфера, 2006.

4. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - Минск: Народная асвета, 1991.

5. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной : пособие по составлению родословной. М. : Мозаика-Синтез 2008.

6. Чечет В. В. Патриотическое воспитание в семье. - Минск: Народная асвета, 1989.

7. Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. – Могилёв, 2000.

8. Ривина Е. К. Зачем нужно знакомить дошкольника с родословной? // Детский сад от А до Я. – № 6. - 2003.

9. Суслова Э. К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. - № 3. – 2003.

Публикации по теме:

«Моя семья — мое богатство». Краткосрочный проект Тип проекта: информационно-игровой Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастной группы, родители.

Проект в подготовительной группе «Моя семья — моё богатство» Проект в подготовительной группе МБДОУ МО №135 «Моя семья — моё богатство». Проект в подготовительной группе на тему: «Моя семья – моё богатство».

Детский проект «Моя семья — мое богатство» Паспорт детского проекта «Моя семья – мое богатство» Тип проекта: творческий информационно-практический. Возрастная группа: старшая группа.

Детско-родительский конкурс «Моя семья — мое богатство!» Конкурсы, в которых участвуют родители вместе с детьми, помогают повысить эффективность работы по семейному, духовно-нравственному воспитанию.

Конспект занятия «Мое здоровье — мое богатство» по формированию здорового образа жизни в подготовительной группе Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в подготовительной группе Тема: «Мое здоровье — мое богатство» Цель: - формировать.

Проект «Моя семья — моё богатство»Проект «Моя семья — моё богатство» Проект «Моя семья-моё богатство». Проект подготовила и провела:воспитатели Губанова Т. Л. Актуальность проблемы: Семья – это самое дорогое.

Сценарий семейного праздника «Моя семья-мое счастье» Сценарий семейного праздника «Семья - мое счастье». Цели: - развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада, воспитание.

Проект «Моя семья — мое богатство»Проект «Моя семья — мое богатство» Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные.

Проект «Моя семья — мое богатство» Проект «Моя семья- мое богатство» (средняя группа) Актуальность проекта С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для.

Развлечение «Моя семья — моё богатство» для детей старшей логопедической группы и их родителейРазвлечение «Моя семья — моё богатство» для детей старшей логопедической группы и их родителей Павлова Юлия Развлечение "Моя семья - моё богатство" Семья в жизни каждого человека занимает огромное место. Для детей семьей являются мама.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Моя семья — мое богатство»
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 08:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Моя семья — мое богатство»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лыскова (УИ 992710) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД