Ольга Челядинова
Интегрированное занятие в рамках проектной деятельности «Хороша ты, зимушка-зима!»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 1.
Лексическая тема: «Зимушка – зима».
Программное содержание: продолжить наблюдения за дальнейшим уменьшением продолжительности дня, морозами, снегопадом;
уточнить представления детей о зимних забавах;
упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, однокоренных слов;
развивать внимание, память, ассоциативное мышление, мелкую моторику.
Материалы и оборудование: картинки («Солнце»; оконное стекло с морозными узорами; символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины; символ ветра и снега – 3 дугообразные линии со стрелочками на концах, снежинки).
Публикация «Интегрированное занятие в рамках проектной деятельности „Хороша ты, зимушка-зима!“» размещена в разделах
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Упражнения для щек, губ и языка.
Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустный снеговик весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Сосулька. Высунуть «острый» язычок как можно дальше изо рта и удержать его в таком положении (под счет до 8)
Санки – ледянки. Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Игра «Повтори, не ошибись».
Декабрь – январь – февраль, январь – декабрь – февраль,
февраль – январь – декабрь, декабрь – февраль – январь.
II. Основная часть.
Беседа.
- Какие слова вы повторяли? (Это название месяцев).
- Месяцы какого времени года? (Зимы).
- Как сказать по-другому? (Это названия зимних месяцев).
- Сколько месяцев длится зима? (Три).
- Назовите эти месяцы по порядку.
- Назовите последний месяц зимы. (Февраль).
- Назовите месяц, который перед февралем. (Январь).
- Что можно еще сказать про январь? (В январе наступает новый год).
- Назовите месяц, который перед январем. (Декабрь).
- Что еще можно сказать про декабрь? (В декабре заканчивается год).
Игра «Скажи на оборот».
Темное утро – светлое утро.
Холодный ветер - ….
Пасмурный день - ….
Зимний месяц - …
Веселая зарядка для пальчиков.
Указательный и средний пальцы скользят по столу, повторяя движения ног лыжника.
Мы едим на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры.
Работа с демонстрационным материалом.
Повторение признаков зимы с одновременной демонстрацией каждого признака.
- Картинка «Солнце». (Солнце светит, но не греет.)
- Картинка с изображением оконного стекла с морозными узорами. (На улице холодно. Морозно. Погода холодная.)
Словарная работа: мороз (морозный, морозит, морозильник, заморозит, разморозит). Мороз – сильный, трескучий (когда на улице очень сильный мороз, слышно «потрескивание»).
- Символы дня и ночи. (День короткий, ночь – длинная).
- Символы ветра и снега. (Часто дует холодный ветер, идет снег.)
Словарная работа: снег падает (снегопад). Образование однокоренных слов: снег (снежок, снежинка, снежная, подснежник, снеговик.)
- Какие зимние забавы вы знаете? (Катание на лыжах, коньках, санках; игры в снежки, постройка снежной крепости, лепка снеговика; катание на ледянках с ледяной горки.)
- Что обозначают слова «зимние забавы»? (Это игры в зимнее время года.)
Игра «Что лишнее?»
Сапоги, валенки, унты, сандалии.
Шуба, сарафан, пальто, пуховик.
Август, декабрь, февраль, январь.
Физкультминутка.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег, хлопок в ладоши,
Руки в стороны, по швам,
Хватит снега вам и нам.
Игра «Подбери признак».
Снег – белый, колючий, пушистый, …
Зима - …
Мороз - …
Шуба - …
Лыжи - …
Отгадай загадки.
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (снег)
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (иней)
III Итог занятия.
Приложение 2.
Художественное творчество (Аппликация)
Тема: «Веселые снеговики».
Программное содержание:
• Осуществлять социально-эмоциональное развитие детей путем введения в проблемную ситуацию: воспитывать эмоциональную отзывчивость, готовность к взаимопомощи.
• Учить детей обрывать бумагу, точно повторяя форму круга; составлять из трех заготовленных кругов задуманный образ.
• Побуждать детей к самовыражению в выборе материалов, оформлению аппликации.
• Воспитывать отзывчивость, доброту. Развивать воображение.
Материалы:
• Бумага синего, фиолетового, белой цвета.
• Клей ПВА.
• Гуашь.
• Ватные палочки.
• Салфетки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок. Лепка снеговика на прогулке.
Словарная работа:
Активизировать в речи слова, обозначающие сезонные явления: снежинки, сугроб.
Ход занятия.
Звучит веселая музыка. В группу под музыку вбегает Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Ребята, я пришел к вам в гости не просто так, а за помощью. Послушайте, что случилось: вчера почтальон Печкин принес мне приглашение на новогоднюю елку от Снеговика, которого я никогда не видел.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним и опишем внешность Снеговика.
Незнайка: А я знаю, знаю, это такой молодой дядя, который одет в костюмчик, кроссовки, а на голове у него бейсболка!
Воспитатель: Ай – ай – ай, сейчас ребята тебе расскажут, как на самом деле выглядит Снеговик. А ты внимательно послушай. Кто желает описать Снеговика?
Воспитатель: Ребята, Незнайка, я хочу подвести итог сказанному, послушайте стихотворение про снеговика:
Я – веселый Снеговик,
К снегу, холоду привык.
Вы слепили меня ловко:
Вместо носа – тут морковка.
Уголечки вместо глаз,
Шляпой служит старый таз.
Воспитатель: Теперь ты, Незнайка, имеешь представление о Снеговике. А ребята могут тебе сделать портрет Снеговика, чтобы ты его ни с кем не перепутал. Но прежде чем мы приступим к работе, нам нужно немного размяться.
Физкультминутка «Снеговик.»
Раз и два, раз и два -
Лепим мы снеговика. (Имитируют лепку снежков.
Мы покатим снежный ком (Поочередно проводят ладонями
Кувырком, кувырком. по шее справа и слева)
Мы его слепили ловко. (Проводят пальцами по щекам сверху вниз)
Вместо носа есть морковка, (Растирают указательным пальцем крылья носа)
Вместо глазок – угольки,. (Прикладывают ладони ко лбу козырьком и энергично растирают лоб)
Ручки - веточки нашли. (Энергично растирают ладонь о ладонь)
А на голову – ведро (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед и за ушами.)
Посмотрите, вот оно! (Кладут обе ладони на макушку и качают головой).
Воспитатель: Ребята, все помнят, как выглядит снеговик? Кто позабыл может воспользоваться схемами.
Воспитатель: Для начала нужно взять лист белой бумаги и оборвать по контуру воображаемого большого круга. Следующий круг будет поменьше, а третий еще меньше.
Затем из трех кругов составляем снеговика и приклеиваем. Дополняем вырезанными из цветной бумаги деталями (на голове ведро, руки белые шары, нос – морковка).
Дидактическая игра «Найди пять отличий».(На двух альбомных листах нарисованы два снеговика; дети должны найти отличия).
После игры дети рисуют глаза – угольки, рот – палочку.
Опускаем ватную палочку в белую гуашь и проводим линии рядом со снеговиком. Растираем линии, чтобы получился сугроб.
- А кто знает, что такое сугроб?
Наметенная ветром куча снега, называется сугроб. (Хоровое и индивидуальное повторение слов)
- Вокруг можно поставить несколько точек – снежинок.
Во время выполнения аппликации звучит спокойная классическая музыка.
Воспитатель: Вот портрет снеговика готов. Незнайка, ты доволен?
Незнайка: Спасибо, ребята, за помощь.
Воспитатель предлагает детям рассказать, какой получился Снеговик и где его можно встретить. Незнайка прощается с детьми.
Приложение 3.
Художественное творчество (Рисование)
Тема: «Зима в лесу»
Программное содержание:
• Расширят знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодно, идет снег, снег покрывает землю, люди надевают теплую одежду и обувь.
• Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге. Совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью.
• Способствовать возникновению интереса к экспериментированию.
• Закреплять умение узнавать и называть цвета.
• Обогащать активный и пассивный словарь (снежинки, снегопад, сугроб, пушистый)
• Формировать познавательный интерес, мелкую моторику пальцев.
Материал и оборудование:
Репродукции картин с изображением зимнего пейзажа, листы цветной бумаги, гуашь, кисточки, салфетки.
Предварительная работа:
Прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов, наблюдение на прогулке, загадывание загадок.
Словарная работа:
Чародейка, бахрома, неподвижный.
Ход занятия.
I Организационный момент.
II Сообщение темы.
Перед занятием создаю обстановку леса. Звучит тихая грустная музыка.
- Дети, я вас приглашаю в лес, посмотрите, сколько вокруг деревьев. Что вы слышите? (музыку)
- Какая эта музыка по характеру? (грустная, печальная). Вам не кажется, что грустят деревья? Почему деревьям может быть грустно? (стоят голые, нет листьев)
- Правильно. Скажите, какое сейчас время года? (зима). А какая погода зимой? (холодная, дует ветер, идет снег, мороз щиплет нос)
- Верно, наступила зима, на улице стало холодно, морозно, а наши деревья сбросили листья и стоят голые. Деревьям, так же как и людям бывает холодно.
- Когда людям холодно они надевают теплую одежду, а чем могут укрыться деревья? (снегом)
- Верно. Снег состоит из множества снежинок, поэтому он такой мягкий, пушистый. Вы видели снежинки? Они маленькие, но очень красивые.
- Когда снежинок много – это снегопад.
- А когда падает много снега, то на земле образуются сугробы.
- Сегодня мы с вами нарисуем снег, а он накроет землю и деревья. Им станет теплее.
- Садитесь на свои места и посмотрите внимательно, все ли у вас есть на столе для рисования?
III Чтение стихотворения.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Объяснение значения слов:
- чародейка- волшебница, творящая чудеса;
- бахрома – украшение из ниток, тонких шнурков;
- неподвижный – который не движется, здесь – замерзший.
IV Повторение приема рисования с показом.
- Я беру тонкую кисть и рисую силуэты деревьев. После того как краска высохнет, начинаю рисовать снег. Какого цвета краска? (рисую и читаю стихотворение) Летят, летят снежинки,
Как белые пушинки.
Летят они, кружатся
И везде, везде, ложатся.
- И на веточку упали снежинки, и на землю. Рисовать я стараюсь аккуратно. Вот какой у меня получился снегопад.
Сделаем для пальчиков зарядку, а потом приступим к рисованию.
«У Зимы в лесу изба».
У Зимы в лесу изба, Руки перед собой, пальцы обеих рук сомкнуты шалашиком, острием вверх.
Во все стороны резьба. Указательными пальцами обеих рук в воздухе делают вращательные движения.
Два столба хрустальных врыты, Ставят кулачок на кулачок
Сторожить поставлены. попеременно.
Ледяные окна скрыты Руки перед собой, ладони раскрыты, прижаты друг к другу ребром, пальцы сомкнуты.
Ледяными ставнями. Руки поворачивают к себе ладонями, затем тыльной стороной.
На шесте на ледяном Указательный палец правой руки прикрывают ладонью левой.
Ходит ворон ходуном. Указательным пальцем правой руки пересчитывают пальцы левой.
V Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь.
- Повернитесь к столу, возьмите кисточки. Набирать краски надо немного, чтобы не испачкать рисунок, руки. Свободной рукой придерживайте лист, так вам будет удобнее.
В процессе рисования оказываю детям индивидуальную помощь. Слежу за осанкой детей.
VI Итог занятия.
Вместо анализа читаю детям стихотворение:
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.