Ольга Панченко
Занятие по кубановедению «Хорошо у нас в светелке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать любовь к малой Родине, закрепить знание детей о жизни, быте, культуре Кубанского казачества. Развить познавательный интерес к истории своего народа. Активизация словаря: глэчик, рубэль, чуван. Обогащение словаря: лучина, скрыня, макитра.
Ход занятия : (дети и воспитатель одеты в кубанские костюмы) Казачка: (воспитатель) Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы! Милости прошу в гости в мою светелку. Проходите, будем чай пить, хороводы водить, хлеб-соль кушать да песни слушать! (звучит в записи кубанская песня). Казачка: Вы пришли в светелку. Как вы думаете, почему эта комната так называется? Ответы детей: Она светлая, красивая. Казачка: В нашей светелки много света дают электрические лампы. А в давние, давние времена в русской избе горели: Как вы думаете что? Ответы детей: Свечки, керосиновые лампы. Казачка: А ещё были лучины, они были самодельные. Бралась небольшая посуда, в нее наливалось масло, накрывалась жестянкой, в которой прорезалось отверстие, и туда вставлялась веревочка. Вот и готова лучина.
Публикация «Занятие по кубановедению „Хорошо у нас в светелке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Казачка: А зачем нужен был хороший свет девушкам? Ответы детей: Чтобы девушки могли рукодельничать, вышивать. Казачка: Зимними, холодными вечерами казачки занимались рукоделием, украшением своих домов. Они пряли, ткали, вязали, вышивали, мастерили игрушки. А какие предметы нужны для рукоделия? Дети: Прялка, веретено, пяльцы, спицы. Казачка: А какие предметы здесь украшены вышивкой? Ответы детей:…. Казачка: А какие предметы быта вы здесь видите? Ответы детей: глэчик, чавун, рубэль. Казачка: А зачем они нужны? Ответы детей: Рубэль он ребристый. На каталку наматывается белье и с силой проводится по нему рубэлем несколько раз, белье получается гладким (предлагается детям погладить). Казачка: Для чего нужен чавун? Ответы детей: (он тяжёлый, чугунный, в нем готовили еду в печке). Казачка: А в чем хранили молоко? (ответы) Казачка: А в чем ставили тесто? ( ответы: макитра – это большой глиняный горшок). Казачка: Как вы думаете, ребята, а что у нас храниться вот в этом сундуке (скрыня). Что нам думать да гадать? Давайте – ка мы его откроем (дети пробуют открыть, но не открывается). А я кажется, догадалась! Этот сундук непрост, а с секретом, он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки (дети рассказывают пословицы и поговорки о Кубани).
Открываю сундук, а там вышитые вещи. (Рассмотреть кубанские наряды)
Рассказ казачки о вышивке. В старину казачки, женщины умели вышивать: вышивали они птиц, цветы, траву. Украшали занавески, скатерти, рушники (полотенце). Рушниками украшали комнату, люди верили, что вышитый рушник обладает волшебной силой охранять благополучие и счастье в семье. Украшали вышивкой не только рушники и скатерти, но и одежду. Женскую рубаху украшали вышивкой по рукавам, по долу, мужские по вороту. Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека от беды и болезней, поэтому вышивку назвали «Оберег», от слова беречь. Казачка: Славный народ кубанский, трудолюбивый, веселый. Красива земля кубанская. И вот все это воспевают в своих стихах кубанские поэты.
(Дети читают стихи) Казачка: А теперь поиграем в игру- хоровод «Конопель». Казачка: А вы знаете ребята что 2 февраля был день рожденье у Григория Пономаренко – это кубанский композитор, давайте послушаем запись песни, кто знает, может подпевать. Казачка: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Коренной казак» - Вопросы о Кубани (награждение кто больше набрал фишек).