ольга позднякова
«Художественно-творческое развитие личности дошкольника средствами изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-творческое развитие личности дошкольника средствами изобразительной деятельности
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» муниципального района Волжский Самарской
области структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация «„Художественно-творческое развитие личности дошкольника средствами изобразительной деятельности“» размещена в разделах
СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Воспитатель:
Позднякова Ольга Сергеевна
2013г.
2 слайд
Сегодня, общество предъявляет новые требования к образованию. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Оно развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Данная тема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, в рамках занятий, а этого недостаточно.
3 слайд
И по этому цель моей работы:
Развитие творческих способностей детей и личностных качеств дошкольников, используя различные техники изобразительного искусства.
4 слайд
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Работая в направлении художественно-эстетического развития предусматриваются следующие задачи :
• Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
• Развивать умение создавать несложные сюжетные композиции.
• Развитие сенсорных способностей.
• Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения.
• Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства.
5 слайд
Следуя данным задачам, мы при организации образовательного процесса выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями:
«Формирование целостной картины мира» - познание чего-то нового, развитие интеллектуальных способностей.
«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
«Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения знаний.
«Музыка» - использование муз. произв. для обогащения образовательной обл.
«Художественный труд»- формирование трудовых умений и навыков в продуктивной деятельности.
«Познавательно-исследовательская деятельность» - учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать.
6 слайд
Существуют следующие пути реализации этих направлений:
Создание предметно-развивающей среды
Совместная деятельность педагога с детьми
Дидактические игры
Организация выставок
Продуктивная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдения
7 слайд
Для более большего интереса к искусству в группе создана предметно- развивающая среда. Есть уголок художественного творчества, который периодически обновляется новыми образцами прикладного искусства. Полочка красоты, где дети рассматривают декоративные керамические поделки и поделки из природного материала. Средства изображения (гуашь, карандаши, манка, воск, соль). Знакомятся с народно - прикладным искусством «Дымковская игрушка», а также прослушиваем музыкальные произведения, что способствует развитию выразительного художественного образа. В таких условиях, ребенок пользуется правом выбора интересного для себя дела. Всё это вызывает интерес, любознательность, наблюдательность. И конечно вызывает положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусств.
8 слайд
В совместной деятельности с детьми, помимо традиционной изобразительной деятельности, мы используем нетрадиционную технику рисования. Здесь, мы рассказываем и показываем, рисуем с детьми разными способами (печать картофелем, манкой, ладошкой, создаем коллективные работы. Проводится индивидуальная работа по развитию и закреплению правильного выполнения техники рисования. Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.
9 слайд
Сенсорное развитие у детей, мы развиваем в дидактических играх, как в свободное время деятельности, так и на утренниках. Ребята собирают разноцветные листья ориентируясь на цвет. В группе в течение дня очень любят собирать пирамидки, нанизывать разноцветные бусы, играть с матрешкой и тд. Все это способствует развитию самостоятельности и активности, развивает память и внимание, учатся думать и сравнивать, что необходимо в развитии художественного творчества.
10 слайд
Ежегодно в нашем детском саду проходят выставки : карвинг, выставка декоративных свечей, коллаж. В этих выставках-конкурсах принимают участие дети совместно с родителями. Такие выставки развивают эмоциональную отзывчивость ребенка (восторг и восхищение, эстетическое восприятие к окружающему миру. Ребенок учится видеть прекрасное, развивается художественный вкус. Способствует укреплению взаимоотношений родителей с ребенком и детским садом.
11 слайд
В продуктивной деятельности, мы с ребятами рисуем разными способами нетрадиционной техникой рисования. Например : работу «Веселые рыбки», мы рисовали гуашью при помощи ладошек и кисти. Рыбки были нарисованы ладошками, а камушки, глазки и водоросли кистью. Каждый в праве был выбрать для рыбки тот цвет, который он хотел. У ребят, эта работа вызвала невероятный восторг и удовольствие.
12 слайд
Работу «В лесу родилась елочка», ребята рисовали разноцветной манкой. Также представился выбор в цвете для гирлянд. Удивило то, что выбрали желтый цвет. Он очень сочетается с синим и зеленым цветом, а это говорит о том, что у ребят развивается художественное восприятие и вкус. По окончании работы, пели песню «В лесу родилась елочка».
13 слайд
Позновательно-исследовательская деятельность-одна из важных особенностей у детей в рисовании. Это стремление ребенка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании образа в рисунке. Новизна открытий, новые материалы, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Так например, во время работы, мы проводим эксперименты с различными материалами (солью, манкой, воском,гуашью, оттиск картофелем и ладошкой,а это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.
Работу «Тучи», мы рисовали воском. Сначала, ребята рисовали воском на белом листе тучу, а затем закрашивали гуашью разведенную водой. Каково было удивление на их лицах, когда при закрашивании начала проявляться тучка. Чувство восторга и неопознанного смешалось воедино.
14 слайд
Работу «Солнышко», мы рисовали гуашью ладошками. Ребята макали ладошки в блюдца с гуашью и прижимали их к листу бумаги. Это доставило им огромное удовольствие и чувство радости.
15 слайд
«Разноцветные тарелочки», мы рисовали печатью из картофеля. Были изготовлены разные трафареты из сырого картофеля, и разные цвета гуаши. Ребенок мог свободно передвигаться и выбрать любой цвет и любую печать. Это позволяет ему сделать право собственного выбора. При совместной работе, дети овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
16 слайд
Процесс наблюдения в художественном творчестве происходит постоянно, как в группе, так и на прогулке. В группе, дети наблюдают за распустившимся цветком в уголке природы, при постройке из деревянного конструктора обращают внимание кто из какого цвета построил башню и тд. На прогулке в зимнее время, мы создаем снежные постройки, где ребята по мере своих сил активно стараются участвовать (раскрашивают снежные клумбы цветными льдинками, рисуют узоры разведенной гуашью).
17 слайд
И в заключении, можно сделать следующие выводы. Любое художественное творчество действительно имеет огромное значение в формировании личностных качеств ребенка и развивает его интеллектуальные способности.
Ребенок становится:
• Любознательный, активный;
• овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
• Управляет своим поведением и планирует свои действия.
• овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности.
• Эмоционально отзывчивый.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. -М. -Мозаика-синтез, 2010.
2. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Соответствует ФГТ. [ Текст] / И. А. Лыкова. -М. ,изд. дом «Цветной мир», 2012.
3. Комарова, Т. С. Творчество в детском саду [Текст]/ Т. С. Комарова. -М. : СФЕРА, 2007.
4. Брыкина Т. И. Творчество в работе с детьми с различными материалами [Текст] метод. пособие для педагогов / Т. И. Брыкина. –М. : 2011.
5. Бурдюгова, И. А. Развиваем творчество. Добро пожаловать в страну выдумляндию[Текст] И. А. Бурдюгова // Дошкольное воспитание. - 2012.-№1.