Получи документы

«Осень». Использование художественного слова при организации прогулки с детьми дошкольного возраста

Светлана Афанасьева
«Осень». Использование художественного слова при организации прогулки с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сентябрь-Жмурень

Название месяца происходит от латинского «септимус», что означает «седьмой». В древнеримском календаре он был седьмым по счету (первым считали март). Древнерусские названия сентября: руен (преобладание желтого цвета осени, ревун

(дожди и непогода, хмурень (ранние сумерки и хмурое небо). А еще сентябрь- вересень, летопроводец, листопадник

В сентябре и лист на дереве не держится. В сентябре лес реже, птичий голос тише. В сентябре синица просит осень в гости.

Публикация «„Осень“, Использование художественного слова при организации прогулки с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Провести наблюдение за солнцем. Отметить, что солнце так не поднимается высоко как летом. Отметить путь солнца через определенные промежутки времени:

сделать вывод, что путь солнца укорачивается, день короче.

Солнышко бледнеет, небо холоднеет.

***

«Есть у осени первоначально

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы

хрустальный,

И лучезарны вечера» /Ф. И. Тютчев/

2. Отметить состояние погоды.

Обратить внимание детей, что осенью часто дуют холодные, сильные ветра, обратить внимание на деревья. Листья на них желтеют. Это происходит потому, что воздух становится холоднее и вершины деревьев менее защищены, желтеют раньше основания кроны. Раньше всех желтеют вершины у липы и березы.

***

«Унылая пора

Очей очарованье

Приятна мне твоя

Прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса» /А. С Пушкин/

3. Напомнить детям, что в сентябре еще бывают грозы.

Народная примета:

«Гром в сентябре предвещает тяжелую осень»

4. Обратить внимание детей на первые заморозки осенью, иней. Уточнить, что дети знают об этих явлениях.

***

«Если встанешь на заре,

Крыши в белом серебре.

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Если встанешь по утру,

Галки стынут на ветру»

5. Провести наблюдения за деревьями. Отметить, что пожелтели берёзы и липа. Полюбоваться красотой окраски листвы.

Предложить детям назвать деревья, сравнить их. Провести наблюдение за листопадом. Прочитать отрывок:

***

«Осень осыпается,

Весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие,

По ветру летят.

Лишь вдали красуются,

Там на дне долины,

Кисти ярко-красные,

Вянущих рябин»

***

Повязала Осень пёстрый фартук

И ведёрки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку.

Листья позолотой обвела.

6. Наблюдать лёт журавлей. Они летят углом двумя расходящимися рядами.

***

«Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее прощанье.

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Жалко мне цветных полянок.

И журавликов моих.

Только я тужить не стану,

И весною встречу их».

7. Дать детям почувствовать красоту осенней природы. Осенью листья на деревьях желтеют и опадают. Предложить детям побегать по листьям. Послушать их шуршание.

***

«Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят».

8. Беседа о грибах. В сентябре в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят. Покрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберёзовики, лисички, сыроежки и грузди. «Грибок в кузовок - зимой будет пирожок».

«Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл,

Красную шапочку нашёл»

9. Наблюдение за паутиной.

На потолке, в уголке

Висит сито –

Не руками свито. /Паутина/

***

Без рук,

А холст ткёт/ Паук/

10. Наблюдение за насекомыми. После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Осенью всё население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, весной построят новое гнездо.

11. Наблюдение за птицами. В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды. плоды и зерна. Собираются в стаи, готовятся к отлёту в тёплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает. Зовут сентябрь «месяцем птичьих стай».

12. Формировать представление о ели, ее красоте.

***

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Октябрь-Грязник

В древнеримском календаре этот месяц считался восьмым в году, отсюда и его имя- октябрь - от латинского «окто»- восемь. Старинное название октября на Руси - хмурень, грязник. В эту пору семь погод на дню: сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт и снизу метёт.

Октябрь- месяц хмурый.

Октябрь - грязник, ни колеса, ни полоза не любит.

Плачет октябрь холодными слезами.

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто- жди суровой зимы.

.

1. Провести наблюдение за солнцем. Оно появляется все реже и реже. Холодное и бледное.

***

«В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся».

2. Отметить состояние погоды. Небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще на нём появляются хмурые тучи. Идет холодный дождь. Подобрать определение к дождю. Мелкий, скучный, холодный, моросящий.

***

«Октябрь уж наступил

Уж роща стряхивает последние

Листья с нагих ветвей

Вдохнув последний холод».

***

Загадка:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. /Дождь/

3. Наблюдение за птицами. Обратить внимание, что почти совсем не слышно птичьих песен на участке. Рассказать детям, что еще не улетели водоплавающие птицы, но они скоро улетят. Уточнить с детьми почему? (замерзнут водоемы).

Загадки:

Крылатый, горластый,

Красные ласты. Кто это?/ Гусь/

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. /Журавли/

4. Обратить внимание на октябрьский цвет неба, на тяжелые. свинцовые тучи. Различие летнего и осеннего дождя. Весной дождь растит, а осенью гноит.

***

«Осень»

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

пожелтел орешник, и зарделись клёны

В пурпуре осеннем, только дуб зелёный.

Утешает осень :

-Не жалейте лето!

Посмотрите - роща

золотом одета!

/З. Федоровский/

5. Провести наблюдение за деревьями, они стоят голыми, только по ветру колышутся одинокие листочки. Зато на земле полно цветных сугробов из листьев пахучих и мягких.

***

«С холоду щеки горят,

Любо в лесу мне бежать.

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать»

6. Наблюдение за осенним дождем.

«От дождей на земле,

Появляется грязь,

Становится все холодней»

В конце месяца затягиваются лужи ледком.

«Осень, осень, осень

Грустная пора,

Осень, осень, осень

Дождь идет с утра»

7. Наблюдение за подготовкой грядок к зиме. Собрать высохшие растения, грядки перекопать.

8. Провести наблюдение за первым снегом. Первый снег мокрый, идет вместе с дождем. Оставляет после себя слякоть. «Осенью дождь со снегом чередит».

9. Провести наблюдение за сосной. Обратить внимание на форму шишек.

10. Наблюдение за трудом взрослых. Обратить внимание детей, как воспитатель выкапывает луковицы гладиолусов и георгин для дальнейшего хранения, перекапывает землю под кустарниками.

11. Наблюдение за ветром.

Летит без крыльев и поёт.

Прохожих задевает.

Одним проходу не даёт,

Других он прогоняет.

12. Наблюдение за насекомыми.

Насекомые: жуки, пауки, мухи – забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.

***Осенью в щель заберется, а весной проснётся. /Муха/

13. А чем занимаются в октябре люди? Последние плоды собирают с огородов. Грибники по лесам бродят в надежде, что удастся найти поздние грибки: грузди, опята, сыроежки, моховики. Есть народная примета: «Появился поздний грибок - будет поздний снежок».

Публикации по теме:

Календарь природы своими рукамиКалендарь природы своими руками Всем нам известно, что в каждой группе должен быть календарь природы. Сейчас много интересных календарей можно купить в магазинах, но это.

Социокультурные проекты в ДОУ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА НАЗВАНИЕ АКЦИИ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ «Огонь - друг или враг?» (творческий конкурс) декабрь Книжки - малышки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Осень». Использование художественного слова при организации прогулки с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 21 марта 2014 в 20:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Осень». Использование художественного слова при организации прогулки с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Афанасьева (УИ 70926) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД