Татьяна Кудряшова
«Игра, как способ формирования информационной компетентности в выборе профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, как способ формирования информационной компетентности в выборе профессии
Современный ребенок живет в мире, отличном от того,в котором выросли его родители,в котором росли мы,-в информационном обществе.
Информационный компонент,сегодня играет важную роль в структуре базовых компетентностей личности и выступает важной характеристикой личности современного дошкольника.
Публикация «„Игра, как способ формирования информационной компетентности в выборе профессии“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы,элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации, позволяющих ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности : познавательной, трудовой, игровой и др.
Информационное воздействие на ребенка может проявляться во всех разновидностях воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения в частности
о той или иной профессии.
Игры дают ребенку практически все в его психическом, умственном и физическом развитии на самой начальной стадии, а именно в период до седьмого года развития.
А. С. Макаренко считал игры школой подготовки детей к жизни.
Игры, и в первую очередь, сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они формируют личность маленького гражданина и придают детскому знакомству с жизнью трогательную прелесть и неповторимость, вносят элементы творчества и действия детей.
Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии. Вот именно поэтому, в своей работе по данной проблеме, я стараюсь всячески поощрять
интерес детей к труду взрослых, к профессиям, создаю условия для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения. Помогают мне в этом - сюжетно-ролевые игры.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого уже можно воссоздать в ходе игры хоть отдаленной подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Этот процесс я представляю как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов :
- получение сведений о профессиях от родителей;
- от воспитателей;
- от сверстников и детей более старшего возраста;
- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми (знакомыми и незнакомыми);
- приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры,но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).
Важным моментом, на мой взгляд, является то, чтобы ребенок сам наблюдал за работой, видел ее особенности,плоды. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в сюжетно-ролевой игре, закрепить и расширить приобретенные знания. Я считаю, что главное необходимо оказывать постепенное влияние на развитие, не опережая событий, не подгоняя их. Следуя этому принципу удается добиться более стойких и глубоких эффектов в воспитании и формировании представлений о профессии.
Основными принципами информирования дошкольников о работе взрослых:
- доступность информации;
- постепенность и последовательность в подаче сведений;
- средств прямой и косвенной информации;
- периодическое повторение;
- сочетание различных средств, комплексный подход;
- полная свобода разумной инициативе и фантазии.
Большую помощь при достижении данных принципов является картотека сюжетно-ролевых игр,которая была составлена мною и постоянно используется в работе с дошкольниками.
Во время педагогического процесса информацию о профессиях предлагаю,используя такие формы как :
- экскурсии, бывая с детьми на экскурсиях будь то в краеведческом музее в художественной мастерской или посещая цирковое представление я постоянно обращаю внимание на профессии людей,которые нам рассказывают или показывают что-либо. Это и экскурсовод (музей, художники (в художественной мастерской, артисты: акробаты, жонглеры фокусники и прочие профессии работников цирка.
- беседы,
- наблюдения,
- чтения,
- обсуждения,
- рассматривания картинок,
- проведение театрализованных кукольных представлений, праздников и развлечений
Очень интересно, задорно прошел праздник «Русской рубахи» одной из задач которых стояла и задача по расширению знаний детей о профессиях.
- игр: дидактических, подвижных, музыкально-плясовых,
Среди дидактических игр самая любимая у детей это игровой модуль «Книга мастеров», который включает в себя 11 вариантов игры.
Также детям очень нравятся игры: «Пирамида профессий», «Волшебный клубочек» - целью которых является взаимосвязь профессий между собой. Играя, дети делают вывод, что если не будет какой-либо профессии люди не смогут обойтись без нее.
Подвижные игры «Краски», «Садовник», и др. также расширяют и обогащают знания детей о профессиях;
- занятий по овладению определенными умениями,
Очень интересно прошли занятия: «Мы – журналисты», «Мы – детективы», «Если хочешь быть здоров» (путешествие в поликлинику и знакомство с разными врачами, «Книги в дорогу» (о профессии библиотекаря)
- элементами трудовой деятельности.
Результатом стала книга «Мы в профессии играем» книга представляет собой результат работы по ознакомлению детей с профессиями
Большую помощь в решении данной проблемы оказывали родители. Стало традицией группы –Знакомство с профессиями пап и мам. Родители приходили в детский сад на занятия и рассказывали о своей работе, дома - рассказывали своим детям о необходимости данной профессии, а дети потом дети рассказывали в группе, показывая фотографии, где работают их папы и мамы.
Результатом работы стал альбом – «Наш альбом расскажет вам о профессиях пап и мам»
Дети с большой гордостью за своих родителей рассматривают его и рассказывают стихи, посвященные их родителям. Совместные усилия семьи и ДОУ дали максимальный педагогический эффект.
При совместном времяпровождении дети-сверстники влияют друг на друга, обмениваются сведениями,которые у них имеются. При этом они являются источником информации,трансформированного через индивидуальные призмы восприятия.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Закончить свое выступление мне хочется словами Жана-Жака Руссо:
«Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть
взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем
скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни
вкуса и не замедлят испортиться; у нас получатся юные доктора
и старые дети. У детей собственная манера видеть, думать и
чувствовать, и нет ничего безрассуднее,как желать заменить ее
нашей….»