Русакова
Игра ребёнка — важный показатель профессионального мастерства педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре. Если ребёнок не играет ежесекундно, он не развивается. Играть – это воображать себя. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Публикация «Игра ребёнка — важный показатель профессионального мастерства педагога» размещена в разделах
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания психологии ребёнка, учета его возрастных особенностей, от правильного методического руководства.
Как вы знаете, существуют разные виды игр. Это сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, дидактические, музыкальные, подвижные, игры – забавы.
Дети сами выбирают игру, сами организуют, но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия определённой цели. В игре дети начинают чувствовать себя членами коллектива. Любую игру придумывает взрослый как сценарий, а дети артисты. Это мощная школа нравственного воспитания. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам.
Руководство творческими играми – одна из самых сложных задач. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре, но это не значит, что роль воспитателя менее активна. Может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого будет успешным, когда он умеет не нарушая их замыслов сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются хорошие и дурные черты характера ребёнка. Не следует давать готовые сюжеты. Дети подражают взрослым, но не копируют. У человека должен быть идеал, и он делает себя подобным.
И нельзя подавлять воображение, самостоятельность и непосредственность. Различными приемами воспитатель вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем читали. Это наглядное напоминание игрушки, напоминание сказки, спектакля.
Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над сюжетом, но они уже способны выбирать тему и ставить определенную цель.
У Крыловой Н. М. эта цепочка
замысел – содержание – средства – поступки - результат.
Постепенно игра приобретает более целенаправленный характер и становится содержательней и интересней. Игра должна быть и нравственным уроком и забавой. В старшем возрасте большой игровой опыт помогает детям придумывать различные сюжеты. Если в младших группах важно лишь приучать детей обдуманно выбирать игру, то со старшими необходимо совместно обсуждать не только тему игры, но и в общих чертах намечать план развития сюжета, определять деятельность каждого. Разумеется план может быть ориентированным по мере развития сюжета, в нее вводится много нового. Воспитатель руководит игрой, направляет содержание, влияет на взаимоотношения детей.
При организации игры перед воспитателем: встают трудные вопросы: каждому ребёнку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый ребёнок справится с этой ролью, но у всех необходимо воспитывать активность и организаторские умения. Например при выборе капитана в игре в корабль напомнить, что на корабле есть врач, повар, библиотекарь, матросы и т. д. и их роль тоже важно. Чтобы игра не была бедной по содержанию помогают книги, фильмы, кукольные театры. В индивидуальном подходе нуждается каждый ребёнок даже не вызывает никакой тревоги, особого внимания требуют дети робкие, неуверенные. Категорически не разрешается делить детей на активные и пассивные группы.
Немало трудностей доставляют очень бойкие дети. Поддерживая их организаторские способности необходимо воспитывать у них скромность, чувство ответственности, привычки считаться с другими.
Для воспитания детей в игре очень важен подбор игрушек, обдуманный способ их использования и хранения. Для творческой игры необходимы игрушки, передающие образ человека, животного. Игрушка побуждает к игре, помогает осуществить задуманное. В игре также много воображаемого, условного. В семье ребёнок единовластно распоряжается своими игрушками, а в детском саду впервые сталкивается с общественной собственностью.
Таким образом игре принадлежит большая роль в жизни и развитии ребёнка. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, для того чтобы сделать настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу нужно создать условия для разнообразных игр.