Ирина Марикуц
Семинар «Играем пальчиками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей, о некоторых способах профилактики плоскостопия.
Ход семинара
1. Беседа с родителями. Вопросы:
1) Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Как?
2) Играли ли вы сами с вашими пальчиками? Как?
3) Как вы играете с пальчиками вашего ребёнка?
Публикация «Семинар „Играем пальчиками“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Резюме. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант). Движения пальцев и кистей рук
имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можн6о регулировать функционирование внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой - голова).
2. Игровое занятие родителей вместе с детьми. Ведущий. Что умеют делать ваши пальцы на
ногах и на руках? (Ответы.) Правильно! Рисовать, лепить, держать ещё ложку, шалить. Хотите узнать, что ещё могут ваши пальчики? (Да.) Тогда мы сначала к нему надо подготовиться.
Взрослые и дети выполняют самомассаж.
Вы готовы, глазки? (Поглаживание век.)
Да! (Поглаживание ушей.)
Вы готовы, ушки? (Поглаживание ушей.)
Да! (Прикладывание ладоней к ушам.)
Вы готовы, ручки? (Поглаживание кистей рук.)
Да! (Хлопки в ладошки.)
Вы готовы, ножки? (Поглаживание ног.)
Да! (Притоптывание.)
Вы готовы? (Развести руки в стороны.)
Да! (Обнять себя руками.)
Ведущий. А теперь садимся с поезд и отправляемся в путь.
Аудиозапись «В деревню к бабушке поеду» из альбома «Ладушки» (серия «Ритмики для детей»).
Первая станция «Лесная».
Подвижная игра «Найди свою палатку» (модифицированная игра «Найди свой цвет»)
Цель. Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внимание память.
Оборудование. Круги и эмблемы красного, жёлтого, зелёного, синего цвета. Аудиозаписи «Весёлые шаги» из альбома «На зарядку становись» (серия «Ритмика для детей»); «Птицы лесные» (аудиокассета «Природа, птицы, животные»).
В разных сторонах зала находятся цветные круги («палатки»). Играющие располагаются вокруг них: сначала дети, за ними родители.
По сигналу «Идём по лесу!» взрослые и лети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:
• медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, полусогнутые в локтях, перед собой);
• лису (ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистями рук перед собой);
• тигра (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы растопырены);
• волка (обычная ходьба, руки перед грудью и соединены между собой в запястье – одна
ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются);
• дикую лошадь (ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются);
• филина (обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз).
По сигналу «По палаткам!» каждая палата (взрослый и ребёнок) должна занять своё место –
встать напротив такого цветового сектора, который соответствует цвету их эмблемы. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.
Вторая станция «Театральная»
Малоподвижная игра «Зеркало и обезьяны»
Цель. Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снима6ет психоэмоциональное напряжение.
Взрослый стоит напротив детей и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки. Ведущий показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речитативы (В. В. Цвынтарной, дети выполняют, а родители им помогают.
Петушок.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Гусь
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Большой палец отставлен, остальные четыре прижаты друг к другу.
Кошка
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мне в норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцами.
Третья станция «Эстафетная»
Цель. Развивать быстроту, ловкость, мелкую моторику рук и ног.
Оборудование. Канаты (две штуки, цветные резиновые диски, ребристые доски (две штуки, мячи диаметром 15 см (по количеству детей, корзина, гимнастические палки (две штуки). Аудиозапись «Рожки и копытца» из альбома «Прыскок» (серия «Ритмика для детей»).
Участники стоят в двух колоннах (за каждым взрослым - ребёнок). Родители помогают Деям выполнить задания эстафеты.
Задание для родителей. Найти и взять резиновый диск такого цвета, который соответствует цвету эмблемы (жёлтому, красному, синему, зелёному, пройти приставным шагом по канату, пройти по ребристой доске, положить диск возле гимнастической палки и вернуться бегом в колонну.
Задание для детей. Пройти приставным шагом по канату, пройти по ребристой доске, взять из корзины мяч и положить его на диск.
Четвёртая станция «Массажная»
Цель. Научить элементам самомассажа пальцев рук и ног.
Оборудование. Массажные мячики.
Взрослый располагается напротив ребёнка и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки.
Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стопы пальцами рук (от периферии к центру).
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну. (Растирание ладоней, захватить каждый пальчик основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги.)
Затем руки я помою. («Моют» руки.)
Пальчик в пальчик я вложу, на замочек их закрою и тепло поберегу. (Пальцы в замок.)
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики. (Расщепить пальцы и перебирать ими.)
В положении сидя поглаживание и растирание голени, бедра.
Трём рукой-мочалкой – вверх-вниз, вверх-вниз – пятки и носочки.
Вверх-вниз, вверх-вниз –
ножку до колена –
Вверх-вниз, вверх-вниз –
мы помоем чистенько.
Вверх-вниз, вверх-вниз –
а бедро разотрём.
Вверх-вниз, вверх-вниз –
и гулять пойдём.
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Родители делают массаж стопы своему ребёнку.
Пальчики на ножках как на ладошках. Вместе я их соберу и шагать начну. (Поглаживание пальцев ног.)
Каждый пальчик разотру, каждый пальчик покручу. (Растирание каждого пальчика стопы.)
Разведу вперёд, назад и сожму руками. (Руками тянуть пальцы от себя, на себя.)
Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные! Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!
Пятая станция «Джунгли»
Подвижная игра «Ловля обезьян» (под песню «Чунга-Чанга»)
Цель. Развитие быстроты, мелкой моторики рук.
Дети, изображающие обезьян, и взрослые, изображающие их родителей, располагаются на оной стороне площадки. На противоположной стороне находится ловец (педагог, который показывает обезьянкам движения, те повторяют их.
• Руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев.
• Руки согнуты в локтях перед собой, перекрёстное движение рук, сжимание и разжимание
пальцев.
• Руки разведены в стороны, наклоны влево (вправо) и поднимание левой (правой) ноги,
локоть тянется к колену.
• Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.
• Ходьба на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и пальцы ног.
По сигналу «Ловец!» обезьяны бегут к своим местам (к родителям). Тех, ко не успел убежать, ловец уводит к себе.
Шестая станция «Игровая»
Цель. Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
Оборудование. Большой носовой платок, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов).
Взрослый располагается напротив ребёнка и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки.
1. Упражнения для профилактики плоскостопия.
• «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд, выпрямление коленей.
• «Барабанные палочки» - постукивание пальцами ног.
• «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.
• «Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами ног.
2. Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.
3. Игра с носовым платком : собрать его ногами, сложить – «уголок к уголку».
Ведущий. Вы имели возможность убедиться: пальцы рук и ног могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования, массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с родителями, друзьями и дома, и в гостях, и на улице, и в транспорте… Исходные положения для этих упражнений можно выбирать разные: стоя, сидя на стуле, на полу в «позе факира».
В конце встречи родителям и детям предлагают пожелать друг другу что-то хорошее, сказать ласковые, добрые слова. Каждому родителю ребёнку вручается буклет.