Галина Столбова
Игровое поведение детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое поведение детей раннего возраста
Игра – это одно из важнейших средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности.
Главной задачей взрослого, воспитывающего ребёнка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. (К. Л. Печора «Развиваем детей раннего возраста»)
І часть. В течение недели велось наблюдение во время свободной игры детей.
Публикация «Игровое поведение детей раннего возраста» размещена в разделах
Степан П., 2года – мальчик необщительный, немного замкнутый, чаще играет один, не любит когда кто-то ему мешает. Требует к себе внимания со стороны взрослого. Не конфликтует. Любимые игрушки – машинки и пластмассовый конструктор. В своей игре предметы-заместители не использует. Игру не сопровождает речью, т. к. мало и плохо разговаривает, но внимательно слушает слова взрослого и повторяет различные действия за воспитателем. Игры мальчика односложны, игрушками старается не делиться.
Алина В., 2г. 4м. – девочка общительная, подвижная, легко влилась в коллектив. Играет с детьми, любит помогать взрослым, конфликтов с детьми нет. Алина очень любит готовить, кормить кукол. Однажды я её спросила: «Чем ты хочешь угостить куклу?» она тут же повертела головой и нашла деталь конструктора, и на своём «ломаном» языка сказала, а я поняла, что это было не то печенье, не то конфета. Девочка в своей игре использует предметы-заместители – деталь конструктора – печенье, вафля, конфета; палочка – ложка, нож и т. д. Игру свою сопровождает речью, хотя не всегда понятной.
ІІ часть. В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психологическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами рассматривания предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение. Речь находится в стадии активного формирования.
В различных режимных моментах использовала следующие игры:
«Делай, как я»
«По узенькой дорожке»
«Солнышко и дождик»
«Спрятанные пальчики»
«Солнечный зайчик»
«Кукла заболела»
«Приходите в гости к нам»
В мини-группы детей можно объединить с одинаковым уровнем развития, а так же детей одного возраста.
Игры-занятия должны быть доступны детям, с понятным содержанием и тогда дети получат удовольствие от выполненных игровых действий.
Игры-занятия решались через следующие задачи:
продолжать формировать наглядно-образное мышление;
развивать восприятие, внимание, память детей;
активизировать речь детей;
воспитывать дружеские взаимоотношения;
формировать опыт поведения в среде сверстников;
расширять опыт ориентировки в окружающем.
При планировании занятий следует использовать только те средства наглядности, которые активизируют восприятие, повышают его целенаправленность.
Учитывая несформированность произвольного внимания, следует подбирать игры с элементами сюрприза. Интерес ребёнка к занятию, игре определяется яркостью дидактических пособий и новыми знаниями.
ІІІ часть. Игра-ситуация: «Оденем Катю на прогулку»
Цель: Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью, выполнять в игре два-три последовательных действия.
Материал: два-три комплекта верхней одежды для кукол (колготки, рейтузы, кофта, обувь, пальто, шапка, шарфик)
Предварительная работа: Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»; чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда».
Словарная работа: большая, маленькая, синяя, красная, тёплая.
Индивидуальная работа: привлечь детей к повтору слов за воспитателем – Алёша, Маша, Даша.
Ход игры: Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Катя уже позавтракала и сейчас мы одевать её на прогулку».
Далее спрашиваю у детей : «У ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку. Что мы будем надевать сначала?
- Колготки, правильно, надевает колготки. Моя дочка маленькая, значит ей нужны (какие колготки) маленькие колготки. А у тебя, Маша, какая дочка? Уже большая? Значит ей нужны большие колготки. После колготок надеваем (что) – рейтузы, а после них надеваем сапожки.
- у моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, Даша, какие сапожки? (большие, синие).
Надеваем на ножки
Новые сапожки,
Пустили по дорожке.
Будет доченька ходить,
Сапожки новые носить.
Е. Благининой «Новая одежда»
- А теперь мы что надеваем? (Кофту). Алёша, у твоей дочки, какая кофта? (маленькая) как у моей дочки. И ты Маша надень своей дочке кофту. А у твоей Даша, дочки, какая кофта? (большая, красная, тёплая)
- А сейчас что будем надевать? (шапку) У моей дочки шапка маленькая, синяя, а у твоей дочки Алёша, какая шапка? (большая, красная)
- Можно идти гулять? Или ещё что надо надеть куклам? (пальто, шарф)
«Моя Катя маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая».
_ Ну, вот теперь идём гулять с куклами.
При повторении игры с другими детьми можно им спеть песню «Кукла» (музыка М. Старокадомского, слова О. Высотской) :
«На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос,
Тёплый шарфик нужен ей
Чтоб укрыться потеплей».
Игра-занятие: «Чье перышко?»
Задачи: Учить детей узнавать животных по внешнему виду, вырабатывать умение рассуждать;
закреплять знания детей о питании животных и птиц, развивать мыслительные процессы; побуждать активно, включаться в общение с взрослым, откликаться на вопросы, инициативно высказываться; воспитывать чувство сопереживания и желание помочь героям.
Материал: мягкие игрушки – котик, собачка, цыплята, маска «курочки», скамеечка, домик – ширма, корм для животных и птиц, музыкальное оформление.
Активация словаря: мягкая, пушистая, теплая, легкие, воздушные, шерстка, перышки.
Предварительная работа: рассматривание игрушек, чтение потешек, пение песен, проведение п/п.
Индивидуальная работа: активация словаря, согласование существительного с прилагательным – Алеша Г., Алеша Б., Аня, Ярослав.
Методы: наглядный – показ игрушек-животных, птиц, использование маски; словарный – вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей; игровой – «найденное» воспитателем маленькое перышко.
Ход:
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, что я нашла по дороге в детский сад! (Дети рассматривают). Давайте поищем, может быть, еще найдем перышки? (Каждый малыш находит по заранее приготовленному перышку).
Посмотрите, какие они маленькие, пушистые, легкие и умеют летать. Сейчас я положу перышко на ладонь и подую на него – полетело перышко. А вы так умеете? (Дети дуют, играют с перышком).
Как вы думаете, кто потерял эти перышки? Чьи они? Может быть они кому-то нужны? (ответы детей). Пойдемте по ровненькой дорожке искать, кто же потерял эти маленькие перышки, а чтобы они не улетели, положим, их в корзинку.
Проводится игровое упражнение «По ровненькой дорожке». (Дети идут друг за другом и выполняют движения в соответствие с текстом).
«По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки –
Топ – топ – топ.
По камушкам, по камушкам,
В ямку бух …»
(приседают)
Воспитатель подводит детей к скамеечке.
- Посмотрите, кто здесь лежит? Чей это хвостик выглядывает? (Ответы детей). Правильно, это котик. Какая у него шубка мягкая, пушистая. (дети гладят игрушку).
Воспитатель рассказывает потешку, а дети хором помогают:
«Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые».
Воспитатель: Как вы думаете, может, это его перышки? (Нет, у него шерстка). Значит, эти перышки потерял не котик. Давайте угостим его чем-нибудь и пойдем дальше. Что любит котик? (Ответы детей). Настя, налей котику молока. Пожелаем ему приятного аппетита. До свидания, котик.
Снова проводится игровое упражнение «По ровненькой дорожке». (Дети подходят к ширме).
- Посмотрите: Что это? (Домик, будка). Кто здесь живет? Давайте в окошко заглянем. Кого вы увидели? (Ответы детей). Как зовут собачку? Конечно, это наша собачка Жучка. Позовите её : «Жучка, выходи!»
Исполняется песня «Вот собачка Жучка!»
«Вот собачка Жучка,
Хвостик – закорючка,
С детками играет,
Очень громко лает –
Гав – гав – гав!»
- Есть у Жучки перышки? (Нет. У не шерстка, как у котика: мягкая, теплая). Значит, это не Жучка потеряла перышки? Давайте угостим Жучку и пойдем дальше. Чем мы её угостим? (Ответы детей). Ешь косточку, приятного аппетита, Жучка! А мы пойдем искать дальше, чьи же это перышки.
Снова повторяется и/у «По ровненькой дорожке».
- Дети, вы ничего не слышите? Кто-то пищит: пи – пи – пи. Давайте поищем. (Дети находят цыплят). Кто это? (Цыплята). Какие они? (Ответы детей). Маленькие, пушистые. Как они пищат? («Пи – пи – пи»). Наверно, они замерзли без мамы – курочки. Давайте, возьмем цыплят в ладони и погреем их, подышим на них. Посмотрите, что у цыплят: шерстка или перышки? (Ответы детей). Значит, чьи это перышки? Кто их потерял? Давайте положим перышки цыплятам в гнездышко, чтобы им было тепло и мягко. А вот и мама – курочка пришла, красивая, пушистая, тоже в перышках. Она зовет цыпляток погулять, свежей травки пощипать.
Драматизация песни «Вышла курочка гулять!» под муз. А. Филиппенко. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
«Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
Ко - ко – ко, ко – ко – ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите, зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце. (Имитируют движения)
- Наши цыплятки тоже есть хотят. Чем мы их покормим? (Ставит миску с зернышками). Приятного аппетита! Ешьте на здоровье.
Наши цыплятки поели, побегали, устали. Давайте положим их в теплое гнездышко рядом с мамой.
А так, как мы нашли, чьи это перышки, нам пора возвращаться в детский сад по ровненькой дорожке.
Повторяется и/у «По ровненькой дорожке».
«Все ребята - молодцы!
Все ребята – удальцы!
Помашем на прощание
И скажем: «До свидания!»
ІV Краткий анализ.
Работа с детьми данного возраста требует особого подхода. Занятия отличаются своим объёмом, содержанием материала, приёмами. Воспитатель должен хорошо представлять себе психологическую характеристику детей раннего возраста, т. к. каждый ребёнок индивидуален и в этом возрасте их легко можно переключить с одного вида деятельности на другую. Содержание всего материала должно соответствовать детскому опыту – игры должны быть не длинные. Игра должна иметь начало, продолжение и конец. Необходима смена видов деятельности для закрепления навыков и знаний детей. А для того, чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, их нужно почаще хвалить.
В нашей группе уровень психологической атмосферы комфортный. Дети бодры и жизнерадостны. Детей всегда встречаю с улыбкой, в группе звучит запись детских музыкальных произведений. Дети учатся общаться с взрослыми; учатся играть, действовать с предметами; учатся слушать и понимать.
Список используемой литературы:
1. Лекции «Дети раннего возраста в детском саду» О. Е. Смирнова, Москва 2010г., Педагогический университет «Первое сентября».
2. «Развиваем детей раннего возраста» К. Л. Печора, Москва 2012г., Творческий центр «Сфера».
3. «Раннее детство : развитие речи и мышления» Л. Н. Павлова, Москва Мозаика-Синтез 2005г.
4. «Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,6 до 3 лет» Г. И. Губа, Москва 2005г., Педагогическое общество России.