Лучший педагог года

Игровое поведение детей раннего возраста

Галина Столбова
Игровое поведение детей раннего возраста

Игровое поведение детей раннего возраста

Игра – это одно из важнейших средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности.

Главной задачей взрослого, воспитывающего ребёнка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. (К. Л. Печора «Развиваем детей раннего возраста»)

І часть. В течение недели велось наблюдение во время свободной игры детей.

Публикация «Игровое поведение детей раннего возраста» размещена в разделах

Степан П., 2года – мальчик необщительный, немного замкнутый, чаще играет один, не любит когда кто-то ему мешает. Требует к себе внимания со стороны взрослого. Не конфликтует. Любимые игрушки – машинки и пластмассовый конструктор. В своей игре предметы-заместители не использует. Игру не сопровождает речью, т. к. мало и плохо разговаривает, но внимательно слушает слова взрослого и повторяет различные действия за воспитателем. Игры мальчика односложны, игрушками старается не делиться.

Алина В., 2г. 4м. – девочка общительная, подвижная, легко влилась в коллектив. Играет с детьми, любит помогать взрослым, конфликтов с детьми нет. Алина очень любит готовить, кормить кукол. Однажды я её спросила: «Чем ты хочешь угостить куклу?» она тут же повертела головой и нашла деталь конструктора, и на своём «ломаном» языка сказала, а я поняла, что это было не то печенье, не то конфета. Девочка в своей игре использует предметы-заместители – деталь конструктора – печенье, вафля, конфета; палочка – ложка, нож и т. д. Игру свою сопровождает речью, хотя не всегда понятной.

ІІ часть. В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психологическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами рассматривания предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение. Речь находится в стадии активного формирования.

В различных режимных моментах использовала следующие игры:

«Делай, как я»

«По узенькой дорожке»

«Солнышко и дождик»

«Спрятанные пальчики»

«Солнечный зайчик»

«Кукла заболела»

«Приходите в гости к нам»

В мини-группы детей можно объединить с одинаковым уровнем развития, а так же детей одного возраста.

Игры-занятия должны быть доступны детям, с понятным содержанием и тогда дети получат удовольствие от выполненных игровых действий.

Игры-занятия решались через следующие задачи:

продолжать формировать наглядно-образное мышление;

развивать восприятие, внимание, память детей;

активизировать речь детей;

воспитывать дружеские взаимоотношения;

формировать опыт поведения в среде сверстников;

расширять опыт ориентировки в окружающем.

При планировании занятий следует использовать только те средства наглядности, которые активизируют восприятие, повышают его целенаправленность.

Учитывая несформированность произвольного внимания, следует подбирать игры с элементами сюрприза. Интерес ребёнка к занятию, игре определяется яркостью дидактических пособий и новыми знаниями.

ІІІ часть. Игра-ситуация: «Оденем Катю на прогулку»

Цель: Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью, выполнять в игре два-три последовательных действия.

Материал: два-три комплекта верхней одежды для кукол (колготки, рейтузы, кофта, обувь, пальто, шапка, шарфик)

Предварительная работа: Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»; чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда».

Словарная работа: большая, маленькая, синяя, красная, тёплая.

Индивидуальная работа: привлечь детей к повтору слов за воспитателем – Алёша, Маша, Даша.

Ход игры: Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Катя уже позавтракала и сейчас мы одевать её на прогулку».

Далее спрашиваю у детей : «У ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку. Что мы будем надевать сначала?

- Колготки, правильно, надевает колготки. Моя дочка маленькая, значит ей нужны (какие колготки) маленькие колготки. А у тебя, Маша, какая дочка? Уже большая? Значит ей нужны большие колготки. После колготок надеваем (что) – рейтузы, а после них надеваем сапожки.

- у моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, Даша, какие сапожки? (большие, синие).

Надеваем на ножки

Новые сапожки,

Пустили по дорожке.

Будет доченька ходить,

Сапожки новые носить.

Е. Благининой «Новая одежда»

- А теперь мы что надеваем? (Кофту). Алёша, у твоей дочки, какая кофта? (маленькая) как у моей дочки. И ты Маша надень своей дочке кофту. А у твоей Даша, дочки, какая кофта? (большая, красная, тёплая)

- А сейчас что будем надевать? (шапку) У моей дочки шапка маленькая, синяя, а у твоей дочки Алёша, какая шапка? (большая, красная)

- Можно идти гулять? Или ещё что надо надеть куклам? (пальто, шарф)

«Моя Катя маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая».

_ Ну, вот теперь идём гулять с куклами.

При повторении игры с другими детьми можно им спеть песню «Кукла» (музыка М. Старокадомского, слова О. Высотской) :

«На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Тёплый шарфик нужен ей

Чтоб укрыться потеплей».

Игра-занятие: «Чье перышко?»

Задачи: Учить детей узнавать животных по внешнему виду, вырабатывать умение рассуждать;

закреплять знания детей о питании животных и птиц, развивать мыслительные процессы; побуждать активно, включаться в общение с взрослым, откликаться на вопросы, инициативно высказываться; воспитывать чувство сопереживания и желание помочь героям.

Материал: мягкие игрушки – котик, собачка, цыплята, маска «курочки», скамеечка, домик – ширма, корм для животных и птиц, музыкальное оформление.

Активация словаря: мягкая, пушистая, теплая, легкие, воздушные, шерстка, перышки.

Предварительная работа: рассматривание игрушек, чтение потешек, пение песен, проведение п/п.

Индивидуальная работа: активация словаря, согласование существительного с прилагательным – Алеша Г., Алеша Б., Аня, Ярослав.

Методы: наглядный – показ игрушек-животных, птиц, использование маски; словарный – вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей; игровой – «найденное» воспитателем маленькое перышко.

Ход:

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, что я нашла по дороге в детский сад! (Дети рассматривают). Давайте поищем, может быть, еще найдем перышки? (Каждый малыш находит по заранее приготовленному перышку).

Посмотрите, какие они маленькие, пушистые, легкие и умеют летать. Сейчас я положу перышко на ладонь и подую на него – полетело перышко. А вы так умеете? (Дети дуют, играют с перышком).

Как вы думаете, кто потерял эти перышки? Чьи они? Может быть они кому-то нужны? (ответы детей). Пойдемте по ровненькой дорожке искать, кто же потерял эти маленькие перышки, а чтобы они не улетели, положим, их в корзинку.

Проводится игровое упражнение «По ровненькой дорожке». (Дети идут друг за другом и выполняют движения в соответствие с текстом).

«По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки –

Топ – топ – топ.

По камушкам, по камушкам,

В ямку бух …»

(приседают)

Воспитатель подводит детей к скамеечке.

- Посмотрите, кто здесь лежит? Чей это хвостик выглядывает? (Ответы детей). Правильно, это котик. Какая у него шубка мягкая, пушистая. (дети гладят игрушку).

Воспитатель рассказывает потешку, а дети хором помогают:

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые».

Воспитатель: Как вы думаете, может, это его перышки? (Нет, у него шерстка). Значит, эти перышки потерял не котик. Давайте угостим его чем-нибудь и пойдем дальше. Что любит котик? (Ответы детей). Настя, налей котику молока. Пожелаем ему приятного аппетита. До свидания, котик.

Снова проводится игровое упражнение «По ровненькой дорожке». (Дети подходят к ширме).

- Посмотрите: Что это? (Домик, будка). Кто здесь живет? Давайте в окошко заглянем. Кого вы увидели? (Ответы детей). Как зовут собачку? Конечно, это наша собачка Жучка. Позовите её : «Жучка, выходи!»

Исполняется песня «Вот собачка Жучка!»

«Вот собачка Жучка,

Хвостик – закорючка,

С детками играет,

Очень громко лает –

Гав – гав – гав!»

- Есть у Жучки перышки? (Нет. У не шерстка, как у котика: мягкая, теплая). Значит, это не Жучка потеряла перышки? Давайте угостим Жучку и пойдем дальше. Чем мы её угостим? (Ответы детей). Ешь косточку, приятного аппетита, Жучка! А мы пойдем искать дальше, чьи же это перышки.

Снова повторяется и/у «По ровненькой дорожке».

- Дети, вы ничего не слышите? Кто-то пищит: пи – пи – пи. Давайте поищем. (Дети находят цыплят). Кто это? (Цыплята). Какие они? (Ответы детей). Маленькие, пушистые. Как они пищат? («Пи – пи – пи»). Наверно, они замерзли без мамы – курочки. Давайте, возьмем цыплят в ладони и погреем их, подышим на них. Посмотрите, что у цыплят: шерстка или перышки? (Ответы детей). Значит, чьи это перышки? Кто их потерял? Давайте положим перышки цыплятам в гнездышко, чтобы им было тепло и мягко. А вот и мама – курочка пришла, красивая, пушистая, тоже в перышках. Она зовет цыпляток погулять, свежей травки пощипать.

Драматизация песни «Вышла курочка гулять!» под муз. А. Филиппенко. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

«Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

Ко - ко – ко, ко – ко – ко,

Не ходите далеко.

Лапками гребите, зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце. (Имитируют движения)

- Наши цыплятки тоже есть хотят. Чем мы их покормим? (Ставит миску с зернышками). Приятного аппетита! Ешьте на здоровье.

Наши цыплятки поели, побегали, устали. Давайте положим их в теплое гнездышко рядом с мамой.

А так, как мы нашли, чьи это перышки, нам пора возвращаться в детский сад по ровненькой дорожке.

Повторяется и/у «По ровненькой дорожке».

«Все ребята - молодцы!

Все ребята – удальцы!

Помашем на прощание

И скажем: «До свидания!»

ІV Краткий анализ.

Работа с детьми данного возраста требует особого подхода. Занятия отличаются своим объёмом, содержанием материала, приёмами. Воспитатель должен хорошо представлять себе психологическую характеристику детей раннего возраста, т. к. каждый ребёнок индивидуален и в этом возрасте их легко можно переключить с одного вида деятельности на другую. Содержание всего материала должно соответствовать детскому опыту – игры должны быть не длинные. Игра должна иметь начало, продолжение и конец. Необходима смена видов деятельности для закрепления навыков и знаний детей. А для того, чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, их нужно почаще хвалить.

В нашей группе уровень психологической атмосферы комфортный. Дети бодры и жизнерадостны. Детей всегда встречаю с улыбкой, в группе звучит запись детских музыкальных произведений. Дети учатся общаться с взрослыми; учатся играть, действовать с предметами; учатся слушать и понимать.

Список используемой литературы:

1. Лекции «Дети раннего возраста в детском саду» О. Е. Смирнова, Москва 2010г., Педагогический университет «Первое сентября».

2. «Развиваем детей раннего возраста» К. Л. Печора, Москва 2012г., Творческий центр «Сфера».

3. «Раннее детство : развитие речи и мышления» Л. Н. Павлова, Москва Мозаика-Синтез 2005г.

4. «Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,6 до 3 лет» Г. И. Губа, Москва 2005г., Педагогическое общество России.

Публикации по теме:

Маленькая исследовательница!Маленькая исследовательница! Как много вокруг интересного и нового когда рядом твой ребёнок с удивлёнными глазами! Так малыши познают что окружающие его предметы.

Весело живём — играючи…Весело живём — играючи… А теперь пришло время познакомить с моими малышами. Показать как мы играем. Игра для них -одно из важных средств познания окружающего мира. Это.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровое поведение детей раннего возраста
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 12:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД