Приложение МААМ

Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников

Анжела Жукова
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность.

Публикация «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах

Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть.

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе и одной из основных целей деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Компетентностный подход в образовании акцентирует внимание педагогов на новом результате образования - способности ребенка действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях.

Для развития интеллектуальных способностей и личностных качеств, формирования ключевых компетентностей воспитанников нужна другая методика общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, то есть обучения.

Создание условий, обеспечивающих развитие умственных способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач педагогики и психологии.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и исподволь формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и ключевые компетентности. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.

   В настоящее время повышается актуальность игры  из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия - важной задачей обучения дошкольников  является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой  использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

 

В современном образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

   

После введения  ФГТ в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи  не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Цель работы: интеллектуальное развитие старших дошкольников через использование игровых технологий, методов и приёмов в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» при формировании элементарных математических представлений.

Задачи:

Развивать психические познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста.

Стимулировать умственную активность детей

Формировать основные математические представления и понятия (как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения)

Научить детей пользоваться приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

Развить понимание математической речи.

   І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольника.

Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Реализация в условиях ДОУ педагогической технологии развивающих игр будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческих способностей, формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям переносить свойства одних вещей на другие, и компетентностно-ориентированных умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.

В связи с этим игровые технологии помогают в решении многих из перечисленных выше проблем.

Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:

- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;

- в игре позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;

- игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;

- игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;

- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;

- игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного освоения ценностей культуры.

Исследование игровой деятельности в педагогике и психологии.

Проблема игровой деятельности широко и в разных аспектах исследовалась в педагогике и психологии:

- анализировались теории происхождения игр, их функции, созданы различные классификации игр (Г. Спенсер, К. Бюлер, К. Гросс, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин, Д. В. Менджерицкая, С. Л. Новоселова);

- определено место и роль игры в развитии и становлении личности (Л. С. Выготский, В. В. Зеньковский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко и др.).

Механизм передачи и освоения опыта мыслительной деятельности дошкольников в процессе игры разработан в рамках следующих научных концепций:

- Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн, которая опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

- формировании активного отношения к познавательной деятельности;

- подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно;

- демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности;

- применение знаний на практике.

-Развивающая технология (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, которая предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.

Усвоение опыта происходит в такой последовательности:

- предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;

- материальное (материализованное) действие;

- этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;

Публикации по теме:

Доклад и презентация на тему «Место интеллектуальной игры в современном дошкольном образовании» Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых.

Кружок познавательно-речевой активности «Умники и умницы» Управление образования администрация Петровского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 20:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Жукова (УИ 304897) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД