Галина Колосова
«Игры и упражнения со звучащим словом». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
У детей шестого года жизни грамматическая структура речи становится более совершенной, словарный запас непрерывно увеличивается (количественно и качественно, также совершенствуется связная монологическая речь, помогающая ребенку планировать и направлять собственные действия.
Такой уровень развития речи старшего дошкольника дает ему возможность понимать и выполнять сложные задания взрослого, связанные с умением наблюдать различные языковые явления.
Какие же задачи должен решать педагог в процессе подготовки детей к обучению грамоте?
Публикация «„Игры и упражнения со звучащим словом“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Работа по воспитанию звуковой стороны речи направлена на формирование интонационной выразительности, четкого и ясного произнесения слов. Поскольку недостатки звукопроизношения не типичны, и дети этого возраста критически относятся к этим недостаткам в своей речи и речи сверстников, воспитатель учит их говорить слова внятно, отчетливо, в соответствии с нормами русского литературного языка, развивает способность к звуковому анализу, интерес к ритмикослоговому строению слова.
После того как дети научатся вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были слышны в них звуки, научатся различать звучание слова и их различную звуковую окраску, воспитатель обращает внимание детей на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания
(длинные и короткие слова).
Таким образом, еще до обучения звуковому анализу слова дети получают четкие представления о том, что короткое слово имеет мало звуков (уж, сыр, лес, поэтому произносится быстро. В длинном слове звучит много звуков (экскаватор, трактор, оно произносится более длительно.
С детьми этого года жизни воспитатель проводит усложненные варианты игр со звучащим словом, закрепляет их знания о том, что слово звучит, т. е. состоит из звуков, что звуки разные, что их может быть в слове много или мало и располагаются они в определенной последовательности.
Игры и упражнения направлены также и на формирование у детей умения анализировать слоговую структуру слова. Воспитатель учит детей членить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами (ли - са, ли – си - ца). Дети шестого года жизни узнают, что произнесение слогов в слове различно : один слог (ударный) произносится обязательно громче других. И слово воспринимается как законченное звуковое единство только благодаря ударению.
Важным условием успешности работы по ознакомлению детей со звуковым и слоговым строением слова является систематическое проведение пяти - семиминутных игр и упражнений со звучащим словом (в утренние и вечерние часы).
Планируя эти игры, воспитатель учитывает не только возможности и уровень знаний детей, но и предполагаемую умственную нагрузку. Если выполнение заданий было связано с большим напряжением и в основном использовались словесные методы, то игры планируются с наглядным материалом. И наоборот, если в основной части занятия широко была представлена наглядность, то специальные игры и упражнения должны быть словесными.
Упражнения и игры со звучащим словом планируются и вне занятий, в такие режимные моменты, когда присутствует вся группа (например, на прогулках, во время наблюдений, хороводных игр, вечеров досуга, подготовки к литературным утренникам и т. п.).
Предлагаемые игры, игровые упражнения, занимательные звуковые задачи, воздействуя на чувства детей, заставляют их активно оперировать языковым материалом. Например, такие игры как : «Назови конец слова», «Отгадай, кто в домике живет», «Придумай сказку о словах» и т. д.
Рекомендуемые игры и упражнения со звучащим словом требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, формируют оценочное отношение к выполнению заданий.
Разнообразные формы проявления речевой активности дошкольников заслуживают особого внимания со стороны взрослого. Воспитатель анализирует ответы детей, их суждения, разъяснения, бережно относится к формирующемуся интересу старшего дошкольника к слову. В результате дети быстро усваивают, как нужно правильно выполнять задания, и при выполнении их проявляют элементы творчества.